Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:45, реферат
Цель: изучить уровень экологической культуры.
Задачи:
- сбор информации посвященной теме экологическая культура;
- рассмотреть взаимодействие Человек-Природа;
- выявить формы экологической культуры;
- проанализировать экологическую культуру в России;
Введение
Актуальностью темы является уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
Экологические проблемы, которые
выражаются в нарушении уравновешенности
условий и влияний в
Объектом является экологическая культура.
Предметом экологическое образование и воспитание человека.
Цель: изучить уровень экологической культуры.
Задачи:
- сбор информации посвященной теме экологическая культура;
- рассмотреть взаимодействие Человек-Природа;
- выявить формы экологической культуры;
- проанализировать
Структура работы включает: введение, четыре главы, заключения, списка используемых источников.
До появления человека
и его деятельного отношения
к природе в живом мире господствовали
взаимная гармоничная зависимость
и связанность, можно сказать, что
существовала экологическая гармония.
С появлением человека начинается процесс
нарушения гармонического равновесия.
Осваивая природу в процессе трудовой
деятельности, человек не учитывал
необходимости уважения закономерностей,
господствующих в биосфере и своей
деятельностью нарушал
С развитием производительных
сил, которые позволяют осваивать
природу с большим размахом и
увеличением числа жителей на
Земле деградация природной среды
достигает небывалого опасного для
самого существования людей размера,
так, что вполне оправдано говорить
об экологическом кризисе, который
может перерасти в
Загрязнение природной среды
производят количественные и качественные
загрязнители. Количественные загрязнители
– вещества, которые человек не
создает, они существуют в природе,
но человек освобождает большое
количество их, и это приводит к
нарушению экологического равновесия.
Сложившаяся в настоящее время
система образования включает недостаточный
объем экологических знаний, умений
и навыков, реализующих требования
в направлении роста и развития
экологической культуры. В условиях
современной экологической
Данная тема реферата меня очень заинтересовала, так как экологическая культура очень важна в наши дни, она необходима для дальнейшей жизни человечества.
Взаимоотношение Человек – Природа
Проблема взаимоотношений в системе "Человек- Природа- Цивилизация" относится к числу вечных философских проблем. Не углубляясь слишком далеко в историю ее становления и развития, заметно, что первые экологические кризисы (локального характера) были известны еще в древности и являлись той основой, которая служила наглядной иллюстрацией жизненной важности данной проблемы.
Являясь по сути неотъемлемой частью
Природы, Человечество в своих отношениях
с ней прошло ряд этапов: от полного
обожествления и поклонения природным
силам до идеи полной и безусловной
власти человека над природой. Катастрофические
последствия последней мы полной
мерой пожинаем сегодня. Отношения
Человека и Природы в XX веке стали
своеобразным центром, в котором
сходятся и завязываются в один узел
различные стороны
Природа и общество всегда находились
в единстве, в котором они останутся
до тех пор, пока будут существовать
Земля и Человек. И в этом взаимодействии
природы и общества окружающая природная
среда как необходимая
Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Так, одной из причин гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель из-за применения подсечно- огневой системы земледелия. Локальные (или региональные) экологические кризисы, имели место во все эпохи развития человеческого общества. Истории известны достаточно крупные экологические бедствия, обусловленные хозяйственной деятельностью человека, и в те далекие времена, когда плотность населения в странах, претерпевших эти бедствия, по нынешним меркам, была ничтожно малой, а промышленности в ее современном понимании не было вовсе. Достаточно вспомнить печальный опыт Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или земли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанского кедра. В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом "благодаря" тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе "человек- природа" и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XXв. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу. С того времени, как человек "нарушил" закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается социоестественная история- история взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы.
В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества:
1. Доисторический (доцивилизационный),
когда имеет место
2. Исторический (цивилизационный,
современный). Для этого этапа
отличительны: нарастание конфронтационных,
антагонистических отношений
3. Постисторический, постцивилизационный
(будущий). Предполагает наличие
альтернативы: либо экологическая
катастрофа планетарного
Формы экологической культуры
Во второй половине XX века
весь мир стал осознавать всю пагубность
экологического невежества, творимого
человеком во имя погони за все
расширяющимся потреблением, развитием
промышленного и
Эта активность в современных условиях
проявляется по-разному. Прежде всего
она отражается в росте заинтересованности
людей в решении экологических проблем.
Уже существуют различные формы “зеленого”
движения, самодеятельных организаций,
выступающих за соблюдение экологической
культуры, против нарушения предприятиями
санитарных правил, против бездеятельности
органов власти и наплевательского отношения
к природной среде и среде обитания человека
со стороны различных министерств и ведомств.“Зеленое”
движение прошло три стадии. На первой
– природоохранной – его сторонники добивались
создания национальных парков, оазисов
нетронутой природы, осуществления мер
по максимальному сбережению того, что
создано в процессе естественного развития
земли. На второй стадии – средозащитной
– вырабатывались активные меры, помогающие
природе сохранить имеющееся или восстановить
то, что в недавнем прошлом существовало
в натуре: леса, озера, пруды и т.д. И на
третьей стадии – собственно экологической
– “зеленое” движение выступило инициатором
формирования активной экологической
политики, которая в своей основе была
направлена на экономические, социальные
и культурные изменения, необходимые для
выживания человечества и сохранения
природы.
Консервационизм акцентирует внимание на культурных, этических и эстетических аспектах охраны природы. Консервационисты настаивают на сохранении уникальных природных ландшафтов, именуемых памятниками природы. Консервационизм как движение был элитарным действием, направленным на создание национальных парков. Экологизм (биосциентизм), возникший под влиянием новой науки о растительных сообществах, стремился соединить охрану природы с целями эффективного хозяйствования.
Одно из стратегических направлений – внедрение малоотходных и там, где это возможно, безотходных технологических процессов, которые позволяют сократить или полностью исключить загрязнение окружающей среды, обеспечить глубокую комплексную переработку первичного сырья и отвалов промышленных предприятий, получить дополнительную продукцию. К сожалению, из-за некомплексной переработки сырья в отвалы попадает большое количество ценных веществ. Не везде используются возможности утилизации полезных компонентов из промышленных отходов. Но это скорее говорит об уровне экологического сознания конструкторов, технологов, руководителей производства.
И, наконец, экологическая культура проявляется в поведении всех людей (а не только активистов “зеленого” движения или деятелей политики и производства). Люди по-разному участвуют в охране природной среды. Формы этого участия иногда трудно выделить из сферы трудовой или повседневной деятельности человека, ибо они часто выступают как момент этой деятельности. Бесспорно одно: общественное сознание – примерно 40% опрошенных – поддерживает “зеленую инициативу”.
Однако нельзя ограничиться
только этим. Ведь многие экологические
процессы протекают вне зависимости
от конкретного человека, общественных
организаций, экологического просвещения
и воспитания.
Отношения между обществом и природой
серьезно обострились, угрожая его экологическому
благополучию, здоровью, его будущему.
Особенно это характерно для регионов
с высоким уровнем промышленного производства
и индустриальным сельским хозяйством.
Основные трудности связаны
с противоречиями, возникающими между
проводимой экономической политикой
и условиями, необходимыми для формирования
экологической культуры. Но их можно
преодолеть. Деятельность по устранению
возможных негативных экологических
последствий на производстве проявляется
по-разному: и в создании безотходной
технологии, и в сооружении очистных
сооружений, и в постоянном поиске
средств предохранения от вредного
побочного воздействия