Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:45, реферат

Описание

Цель: изучить уровень экологической культуры.
Задачи:
- сбор информации посвященной теме экологическая культура;
- рассмотреть взаимодействие Человек-Природа;
- выявить формы экологической культуры;
- проанализировать экологическую культуру в России;

Работа состоит из  1 файл

экология.docx

— 41.41 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальностью темы является уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Немаловажно заметить, как  уровень экологической культуры соотносится с положением дел  в мире, в каких отношениях он состоит с глобальным экологическим  кризисом. Вследствие этого, следует  показать, что уровень экологической  культуры прямо пропорционален экологической  обстановке в мире, находится в  прямой зависимости от восприятия биосферы.

Экологические проблемы, которые  выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической  среде человека, возникли как следствие  эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста  технологии, размаха индустриализации и роста населения.

Объектом является экологическая культура.

Предметом экологическое образование и воспитание  человека.

Цель: изучить уровень  экологической культуры.

Задачи:

- сбор информации посвященной  теме экологическая культура;

- рассмотреть взаимодействие  Человек-Природа;

- выявить формы экологической  культуры;

- проанализировать экологическую  культуру в России;

Структура работы включает: введение, четыре главы, заключения, списка используемых источников.

 

 

 

До появления человека и его деятельного отношения  к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость  и связанность, можно сказать, что  существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс  нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей  деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной  среде.

С развитием производительных сил, которые позволяют осваивать  природу с большим размахом и  увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды  достигает небывалого опасного для  самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который  может перерасти в экологическую  катастрофу.

Загрязнение природной среды  производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое  количество их, и это приводит к  нарушению экологического равновесия. Сложившаяся в настоящее время  система образования включает недостаточный  объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важнаэкологизация всей системы  образования и воспитания подрастающего  поколения. Одним из важнейших принципов  экологического образования считается  принцип непрерывности – взаимосвязанный  процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителями  задачу развития личности школьника  как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как  единого, целостного процесса может  быть реализована, когда учитель  будет иметь ясную картину  основных линий развития экологической  культуры. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих их природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостным ориентациям.

Данная тема реферата меня очень заинтересовала, так как  экологическая культура очень важна  в наши дни, она необходима для  дальнейшей жизни человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношение Человек – Природа

Проблема взаимоотношений в  системе "Человек- Природа- Цивилизация" относится к числу вечных философских  проблем. Не углубляясь слишком далеко в историю ее становления и  развития, заметно, что первые экологические  кризисы (локального характера) были известны еще в древности и являлись той основой, которая служила  наглядной иллюстрацией жизненной  важности данной проблемы.

Являясь по сути неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного  обожествления и поклонения природным  силам до идеи полной и безусловной  власти человека над природой. Катастрофические последствия последней мы полной мерой пожинаем сегодня. Отношения  Человека и Природы в XX веке стали  своеобразным центром, в котором  сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и культурной жизни  людей. Как отмечает Ф.Гиренок, современному человеку "нужно осознать тот  факт, что для него нет привилегированного места ни в природе, ни в космосе".

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся  до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная  среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие  со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать  существенное влияние на все стороны  человеческой деятельности, на сам  процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя  его, причем его роль в различных  регионах и в различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно  присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости  от внешней среды. Подобно стаду  животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям- миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы. Однако диалектика взаимодействия общества и природы проявляется и в том, что не только окружающая среда оказывает влияние на общество, но и человек в процессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу. Как отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, "историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга."

Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным  экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь  оказывались погребенными развалины  некогда цветущих цивилизаций. Так, одной из причин гибели государства  майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель из-за применения подсечно- огневой системы земледелия. Локальные (или региональные) экологические кризисы, имели место во все эпохи развития человеческого общества. Истории известны достаточно крупные экологические бедствия, обусловленные хозяйственной деятельностью человека, и в те далекие времена, когда плотность населения в странах, претерпевших эти бедствия, по нынешним меркам, была ничтожно малой, а промышленности в ее современном понимании не было вовсе. Достаточно вспомнить печальный опыт Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или земли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанского кедра. В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом "благодаря" тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе "человек- природа" и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XXв. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу. С того времени, как человек "нарушил" закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается социоестественная история- история взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы.

В целом можно выделить следующие  этапы взаимодействия природы и  общества:

1. Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное  сотрудничество, а противостояние  носит неантогонистический характер;

2. Исторический (цивилизационный,  современный). Для этого этапа  отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между  природой и обществом; производящая  деятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений.

3. Постисторический, постцивилизационный  (будущий). Предполагает наличие  альтернативы: либо экологическая  катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской  основы взаимоотношений Природы  и Человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы экологической  культуры

Во второй половине XX века весь мир стал осознавать всю пагубность экологического невежества, творимого  человеком во имя погони за все  расширяющимся потреблением, развитием  промышленного и сельскохозяйственного  производства. Низкий уровень экологической  культуры проявился практически  во всех аспектах: в экологическом  просвещении (в отрывочных знаниях  о природе, о ее взаимосвязи с  обществом, об изменении окружающей среды в процессе производственной деятельности, о взаимодействии системы  “общество – природа – человек”), в экологическом воспитании (неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности за ее судьбу, слабое понимание ее красоты и  гуманистической сущности) и в  экологическом поведении (ориентация не на гармонизацию отношений человека с природой, не на активное содействие сбережению и приумножению ее богатств, а на то, чтобы взять от природы  побольше, не считаясь с ее ресурсами  и возможностями). Трагичность многих экологических проблем высветила  одну стратегическую идею: экологическая  культура человека не может быть сформирована случайным образом, она нуждается  в целенаправленном развитии, побуждающем  людей к активным действиям по защите окружающей среды. В современных  условиях состояние природной среды  – критерий культурного уровня не только государства в целом, но и каждого гражданина в частности. Критерием эффективности экологической культуры нужно считать не только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природного достояния страны. 
Эта активность в современных условиях проявляется по-разному. Прежде всего она отражается в росте заинтересованности людей в решении экологических проблем. Уже существуют различные формы “зеленого” движения, самодеятельных организаций, выступающих за соблюдение экологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных правил, против бездеятельности органов власти и наплевательского отношения к природной среде и среде обитания человека со стороны различных министерств и ведомств.“Зеленое” движение прошло три стадии. На первой – природоохранной – его сторонники добивались создания национальных парков, оазисов нетронутой природы, осуществления мер по максимальному сбережению того, что создано в процессе естественного развития земли. На второй стадии – средозащитной – вырабатывались активные меры, помогающие природе сохранить имеющееся или восстановить то, что в недавнем прошлом существовало в натуре: леса, озера, пруды и т.д. И на третьей стадии – собственно экологической – “зеленое” движение выступило инициатором формирования активной экологической политики, которая в своей основе была направлена на экономические, социальные и культурные изменения, необходимые для выживания человечества и сохранения природы.

Консервационизм акцентирует внимание на культурных, этических и эстетических аспектах охраны природы. Консервационисты настаивают на сохранении уникальных природных ландшафтов, именуемых памятниками природы. Консервационизм как движение был элитарным действием, направленным на создание национальных парков. Экологизм (биосциентизм), возникший под влиянием новой науки о растительных сообществах, стремился соединить охрану природы с целями эффективного хозяйствования.

 Одно из стратегических  направлений – внедрение малоотходных и там, где это возможно, безотходных технологических процессов, которые позволяют сократить или полностью исключить загрязнение окружающей среды, обеспечить глубокую комплексную переработку первичного сырья и отвалов промышленных предприятий, получить дополнительную продукцию. К сожалению, из-за некомплексной переработки сырья в отвалы попадает большое количество ценных веществ. Не везде используются возможности утилизации полезных компонентов из промышленных отходов. Но это скорее говорит об уровне экологического сознания конструкторов, технологов, руководителей производства.

И, наконец, экологическая культура проявляется в поведении всех людей (а не только активистов “зеленого” движения или деятелей политики и производства). Люди по-разному участвуют в охране природной среды. Формы этого участия иногда трудно выделить из сферы трудовой или повседневной деятельности человека, ибо они часто выступают как момент этой деятельности. Бесспорно одно: общественное сознание – примерно 40% опрошенных – поддерживает “зеленую инициативу”.

Однако нельзя ограничиться только этим. Ведь многие экологические  процессы протекают вне зависимости  от конкретного человека, общественных организаций, экологического просвещения и воспитания. 
Отношения между обществом и природой серьезно обострились, угрожая его экологическому благополучию, здоровью, его будущему. Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем промышленного производства и индустриальным сельским хозяйством.

Основные трудности связаны  с противоречиями, возникающими между  проводимой экономической политикой  и условиями, необходимыми для формирования экологической культуры. Но их можно  преодолеть. Деятельность по устранению возможных негативных экологических  последствий на производстве проявляется  по-разному: и в создании безотходной  технологии, и в сооружении очистных сооружений, и в постоянном поиске средств предохранения от вредного побочного воздействия промышленных и сельскохозяйственных производств, в мобилизации общественного  мнения против непродуманных экологических  решений. Но в целом экологическая  ответственность специалистов и  руководителей развита чрезвычайно  плохо.

Информация о работе Экологическая культура