Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:45, реферат
Цель: изучить уровень экологической культуры.
Задачи:
- сбор информации посвященной теме экологическая культура;
- рассмотреть взаимодействие Человек-Природа;
- выявить формы экологической культуры;
- проанализировать экологическую культуру в России;
Экологическая культура России
8 апреля 2011 года в Общественной палате
РФ прошел круглый стол, посвященный вопросам
экологической ситуации в стране.
Приглашенные эксперты, среди которых
присутствовали представители Министерства
природных ресурсов и экологии РФ, Государственной
Думы РФ, профильных ассоциаций и бизнес-союзов,
а также общественных организаций, обсудили
текущую ситуацию с экологией, но особое
внимание уделили фундаментальной проблеме
- экологическому нигилизму наших соотечественников.
Желание сэкономить - как на бытовом, так и на промышленном уровне приводит к серьезным, а иногда непоправимым последствиям для окружающей среды.
В общей сложности свалки в России занимают площадь более 2 тысяч квадратных километров. Ежегодно объем отходов увеличивается на 7 миллиардов тонн, в то время как на вторичную переработку уходит не более трети поступающего объема.
Не менее тревожная ситуация
с негативным воздействием на водные
ресурсы страны - ежегодно через
сточные воды от промышленных предприятий
и крупных городов в водную
систему страны попадают тонны ядовитых
веществ, общий объем которых
превышает поток средней
Эксперты сошлись во мнении, что
использование промышленными
Со стороны бизнеса также прозвучала готовность
участия в программах по экологической
грамотности∙ «Мы производим концентрированные
моющие средства, чтобы сокращать объем
использования водных ресурсов и упаковки,
превращающейся в твердые бытовые отходы.
За последние 15 лет благодаря этой концепции
было сэкономлено более 18 млн. литров воды»
- такие данные привел менеджер по взаимодействию
с органами государственной власти компании
«Амвэй».
Тем не менее, уже сегодня в России стартуют общественные инициативы по формированию экологической культуры на массовом уровне. Так в марте 2011 года в крупнейших городах РФ началась информационная кампания по популяризации использования биоразлагаемых продуктов, информационна япрограмма «Одобрено природой» «Мы убеждены, что реализация подобных программ, безусловно, будет способствовать решению комплекса проблем, связанных с применением биоразлагаемых материалов, а также по решению задачи цивилизованного обращения с отходами населением РФ. При этом эта информационная программа - лишь один шаг по решению экологических проблем нашей страны». - заявил Евгений Корочкин - представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Главным итогом заседания в Общественной палате РФ стало единогласное принятие экспертами главных задач на ближайшую перспективу. Среди них развитие осведомленности граждан России о влиянии обычных используемых товаров на окружающую среду, участие в дискуссиях и публичных обсуждениях законопроектов в области экологии и защиты окружающей среды.
Экологически ориентированный образ жизни: суть и реализация
Экологический образ жизни нацелен на сохранение природы, в противовес ее разрушению путем полнейшего истощения природных запасов и загрязнения среды обитания, что в наше время наблюдается почти повсеместно.
Человек бездумно потребляет природные ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые), вырубает деревья, загрязняет реки, моря и океаны оставляя после себя лишь горы мусора, которые к тому же очень сложно переработать.
Чтобы с этим бороться, я считаю
не обходимо экологическое воспитание.
Определение понятию
Экологическое воспитание – это
процесс целенаправленного
Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи – все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения.
Формирование экологической
Не менее важным каналом развития
личности оказывается обращение
к природе с целью
Основными принципами экологического образования и воспитания являются:
· комплексность и
· систематичность и
· сочетание обучения с выходом в сферу практики;
· взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;
· учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Конечно, экологическое воспитание должно проводиться с раннего детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести:
· семья;
· дошкольные учреждения;
· школа;
· начальная и средняя
· высшие учебные заведения;
· средства массовой информации.
Наибольший интерес для меня, разумеется, представляют высшие учебные заведения. Остановлюсь на них поподробнее.
Как уже отмечалось выше, особое значение
имеет процесс формирования экологической
культуры в период обучения в высшей
школе. Для какой бы деятельности
ни готовился специалист, он должен
обладать экологической этикой и
экологической культурой. И если
передача знаний, умений, навыков –
задача специалистов, то формирование
отношения к природе, целей и
мотивов взаимодействия с ней, готовности
выбрать экологически целесообразные
стратегии деятельности – задача
всех педагогов. Поэтому экологизация
образования рассматривается
Именно в стенах вуза студенты приобщаются
к научно-исследовательской
Несомненно, дополнительным педагогическим
условием повышения экологической
культуры учащихся будет создание экологической
воспитывающей среды в
Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза.
Попробуем определить основные направления по экологическому воспитанию студентов:
· формирование у специалиста современного
научного мировоззрения, включающего
оценку возможных неблагоприятных
последствий антропогенной
· подготовка научных и научно-
· формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
· понимание необходимости
· представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
Теперь выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у студентов:
· приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;
· расширение практики создания творческих
студенческих коллективов по решению
проблем рационального
· осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
· оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
· включение в кафедральные планы
научно-исследовательских
· внедрение в учебно-
· создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Итак, для формирования экологически активной личности будущего специалиста необходимо более активно развивать ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества экологической подготовки выпускников.
Выделим критерии экологической культуры студентов:
· наличие фундаментальных
· сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
· выполнение научных исследований по экологической проблематике;
· понимание ответственности
· практикоориентированность
· постоянная потребность в общении с природой.
О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных показателей.
Таким образом, мы видим, что воспитание экологической культуры у учащихся высших учебных заведений является на сегодняшний момент очень важным и значимым, так как экологически воспитывая студентов, мы экологически воспитываем все общество.
Заключение
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.