Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:45, реферат

Описание

Цель: изучить уровень экологической культуры.
Задачи:
- сбор информации посвященной теме экологическая культура;
- рассмотреть взаимодействие Человек-Природа;
- выявить формы экологической культуры;
- проанализировать экологическую культуру в России;

Работа состоит из  1 файл

экология.docx

— 41.41 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Экологическая культура России

8 апреля 2011 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол, посвященный вопросам экологической ситуации в стране. 
Приглашенные эксперты, среди которых присутствовали представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Государственной Думы РФ, профильных ассоциаций и бизнес-союзов, а также общественных организаций, обсудили текущую ситуацию с экологией, но особое внимание уделили фундаментальной проблеме - экологическому нигилизму наших соотечественников.

Желание сэкономить - как на бытовом, так и на промышленном уровне приводит к серьезным, а иногда непоправимым последствиям для окружающей среды.

В общей сложности свалки в России занимают площадь более 2 тысяч квадратных километров. Ежегодно объем отходов  увеличивается на 7 миллиардов тонн, в то время как на вторичную  переработку уходит не более трети поступающего объема.

Не менее тревожная ситуация с негативным воздействием на водные ресурсы страны - ежегодно через  сточные воды от промышленных предприятий  и крупных городов в водную систему страны попадают тонны ядовитых веществ, общий объем которых  превышает поток средней российской реки.

Эксперты сошлись во мнении, что  использование промышленными предприятиями  экологически чистых и биоразлагаемых компонентов должно быть поддержано на уровне государства, и без дополнительных законодательных мер по регулированию  и стимулированию российской промышленности в данном вопросе не обойтись. Эту  инициативу поддержала Елена Семилетова - представитель Комитета по природным  ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ. 
Со стороны бизнеса также прозвучала готовность участия в программах по экологической грамотности∙ «Мы производим концентрированные моющие средства, чтобы сокращать объем использования водных ресурсов и упаковки, превращающейся в твердые бытовые отходы. За последние 15 лет благодаря этой концепции было сэкономлено более 18 млн. литров воды» - такие данные привел менеджер по взаимодействию с органами государственной власти компании «Амвэй».

Тем не менее, уже сегодня в России стартуют общественные инициативы по формированию экологической культуры на массовом уровне. Так в марте 2011 года в крупнейших городах РФ началась информационная кампания по популяризации  использования биоразлагаемых продуктов, информационна япрограмма «Одобрено природой» «Мы убеждены, что реализация подобных программ, безусловно, будет способствовать решению комплекса проблем, связанных с применением биоразлагаемых материалов, а также по решению задачи цивилизованного обращения с отходами населением РФ. При этом эта информационная программа - лишь один шаг по решению экологических проблем нашей страны». - заявил Евгений Корочкин - представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Главным итогом заседания в Общественной палате РФ стало единогласное принятие экспертами главных задач на ближайшую  перспективу. Среди них развитие осведомленности граждан России о влиянии обычных используемых товаров на окружающую среду, участие  в дискуссиях и публичных обсуждениях  законопроектов в области экологии и защиты окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологически  ориентированный образ жизни: суть и реализация

 

Экологический образ жизни нацелен на сохранение природы, в противовес ее разрушению путем полнейшего истощения природных запасов и загрязнения среды обитания, что в наше время наблюдается почти повсеместно.

Человек бездумно потребляет природные  ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые), вырубает деревья, загрязняет реки, моря и океаны оставляя после себя лишь горы мусора, которые к тому же очень  сложно переработать.

Чтобы с этим бороться, я считаю не обходимо экологическое воспитание. Определение понятию экологическое  воспитание.

Экологическое воспитание – это  процесс целенаправленного воздействия  на личность, в ходе которого формируется  знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая  культура, необходимые убеждения  и навыки поведения в природной  среде, ответственное отношение  к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у людей  экологического стиля мышления, гуманного  отношения к природе, активной жизненной  позиции в борьбе за утверждение  принципов разумной экологической  деятельности.

Воспитанием людей в духе любви  к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается  включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая  информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и  пищи – все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении  экологических проблем. Судьба Байкала  и Арала, переброска стока рек  и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения.

Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря  человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это  происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда  в ходе экологического образования  утверждаются мировоззренческие взгляды  и убеждения.

Не менее важным каналом развития личности оказывается обращение  к природе с целью удовлетворения потребности в «естественной  красоте». Источнику формирования сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему  живому. И, наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в мире природы, практика природопользования.

Основными принципами экологического образования и воспитания являются:

· комплексность и междисциплинарный  подход;

· систематичность и непрерывность  изучения экологического материала;

· сочетание обучения с выходом  в сферу практики;

· взаимосвязь глобального, регионального  и местного аспектов;

· учет возрастных особенностей, интеллектуального  и эмоционально-волевого начала в  психике людей.

Конечно, экологическое воспитание должно проводиться с раннего  детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести:

· семья;

· дошкольные учреждения;

· школа;

· начальная и средняя профессиональная школа;

· высшие учебные заведения;

· средства массовой информации.

Наибольший интерес для меня, разумеется, представляют высшие учебные заведения. Остановлюсь на них поподробнее.

Как уже отмечалось выше, особое значение имеет процесс формирования экологической  культуры в период обучения в высшей школе. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и  экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков –  задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и  мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как  важная современная тенденция в  образовательных системах. Она предусматривает  реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности  и проблемности.

Именно в стенах вуза студенты приобщаются  к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения  проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению  экологической культуры студентов, будет поощрение междисциплинарных  научно-исследовательских работ, имеющих  экологическую направленность, а  также проведение мероприятий по презентации экологических работ.

Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической  культуры учащихся будет создание экологической  воспитывающей среды в университетском  городке. Именно педагогическая среда  оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутренней, но и внешней  экологической культуры. Экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологичной личности.

Другим условием формирования экологической  культуры студентов является повышение  экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать  процесс преподавания. Высокая экологическая  культура должна в недалеком будущем  стать важным квалификационным критерием  преподавателя вуза.

Попробуем определить основные направления  по экологическому воспитанию студентов:

· формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего  оценку возможных неблагоприятных  последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;

· подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального  природопользования, организаторов  и будущих руководителей всех уровней экологического образования  в образовательных учреждениях;

· формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения  экологического просвещения населения  с участием вузов;

· понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;

· представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения  экологических проблем.

Теперь выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у студентов:

· приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через  организацию производственной, полевой  и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;

· расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению  проблем рационального природопользования и экологического образования;

· осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных  лагерях и других внешкольных  формах специальной экологической  практики по изучению экологической  обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;

· оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических  мероприятий;

· включение в кафедральные планы  научно-исследовательских работ  тематики, связанной с экологией  и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;

· внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной  экологической подготовки студентов, в том числе и экологической  практики;

· создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Итак, для формирования экологически активной личности будущего специалиста  необходимо более активно развивать  ориентацию вузовского образования  на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества экологической  подготовки выпускников.

Выделим критерии экологической культуры студентов:

· наличие фундаментальных экологических  знаний и представлений, а также  навыков взаимодействия с природными объектами;

· сформированность системы убеждений  и ценностей, характеризующих отношение  личности к природе;

· выполнение научных исследований по экологической проблематике;

· понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей  профессиональной деятельности в связи  с сохранением гармоничных отношений  в системе природа - человек - общество;

· практикоориентированность имеющихся  экологических знаний и убеждений;

· постоянная потребность в общении  с природой.

О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально  возможном для каждой личности одновременном  наличии всех или большинства  предложенных показателей.

Таким образом, мы видим, что воспитание экологической культуры у учащихся высших учебных заведений является на сегодняшний момент очень важным и значимым, так как экологически воспитывая студентов, мы экологически воспитываем все общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          

 

 

 

Заключение

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и  нарушения экологических связей в экосистемах  стали  глобальными  проблемами.  И  если человечество будет продолжать  идти  по  нынешнему  пути  развития,  то  его гибель, как  считают  ведущие  экологи  мира,  через  два  –  три  поколения неизбежна.

Информация о работе Экологическая культура