Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 03:03, реферат
Таганрог - второй по величине город в Ростовской области, расположенный на северном побережье Таганрогского залива Азовского моря. Удаленность его от устья реки Дон, с одной стороны, и от границы с Украиной, с другой стороны, составляет порядка 50 км, удаленность от Москвы – 950 км, от Ростова-на-Дону - 70 км. Площадь города – 80 кв.км, население – более 260 тысяч человек.
1. Введение.
2. Острые экологические проблемы.
3. Экологические мероприятия.
4. Экосистема Азовского моря, Таганрогского залива.
Проводимые очистные мероприятия.
5. Заключение.
6. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«РИНХ»
ДОКЛАД
Тема:
«Экологическая ситуация в г.Таганроге»
Выполнила студентка:
Назарчук Яна
Факультета КиМ
Группы 211тов
Руководитель:
Фролов
Михаил Юрьевич
Ростов-на-Дону
2010
Содержание:
Проводимые очистные мероприятия.
1.Введение
Таганрог
- второй по величине город в Ростовской
области, расположенный на северном побережье
Таганрогского залива Азовского моря.
Удаленность его от устья реки Дон, с одной
стороны, и от границы с Украиной, с другой
стороны, составляет порядка 50 км, удаленность
от Москвы – 950 км, от Ростова-на-Дону -
70 км. Площадь города – 80 кв.км, население
– более 260 тысяч человек.
2. Острые экологические
проблемы
Экологическую обстановку, в целом, в городе Таганроге можно охарактеризовать как кризисную: напряженная устойчивость экосистем, катастрофическая сельскохозяйственная нагрузка, воздух сильно загрязнен, большая транспортная нагрузка, плохое состояние здоровья населения.
Количество
загрязняющих веществ,
Наибольшие
выбросы производятся АО "Таганрогский
металлургический завод", АО "Таганрогский
комбайновый завод", АО "Красный котельщик",
Таганрогское авиационное объединение.
В апреле компания «Югтранзитсервис» подписала соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2007 год с администрацией города Таганрога (Ростовская область). Видимо, ЮТС все-таки решил, по крайней мере на год, одну из громких экологических проблем Юга России — воздействие принадлежащего ему мазутного терминала на экологию города. Если месяц назад мэр Таганрога Николай Федянин под давлением общественности грозил закрыть терминал через суд, то после подписания соглашения в горадминистрации отмечают, что ЮТС «устранил замечания контролирующих органов» и «угрозы заражения окружающей среды почти нет».
Мазутный терминал компании «Югтранзитсервис» (один из крупнейших российских экспортеров зерна) получил скандальную известность в начале прошлого года, еще на стадии завершения строительства. Тогда по поручению губернатора Ростовской области Владимира Чуба контролирующие органы проверили этот масштабный проект, расположенный в Таганроге — одном из крупнейших городов Ростовской области на берегу Азовского моря. Инвестиции в строительство составили около $20 миллионов (520 миллионов рублей). Оказалось, что претензии к терминалу есть практически у всех «причастных» федеральных и региональных ведомств: управления Росприроднадзора и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, областного комитета по охране окружающей среды, Донского бассейнового управления, ФГУ «Азчеррыбвод» и других.
Были вопросы к ЮТС и у администрации Таганрога, например, почему санитарная зона между терминалом и жилыми домами не достигает и 400 метров, а местами сужается почти до 100, хотя должна составлять минимум 500. Но этот вопрос потонул в хоре рассуждений на тему, действительно ли терминал построен с нарушениями или это пример того, как власть оказывает давление на бизнес?
Бывший в ту пору гендиректором ЮТС Кирилл Подольский (по решению собрания акционеров в ноябре снят с этой должности — «ЮР») признал, что рассчитывал получить все согласования по ходу строительства. За два месяца компания исправила порядка 700 нарушений. Понятно, что исправить нарушения, которые волновали таганрогскую мэрию, было в принципе невозможно. Нельзя же увеличить санитарную зону между кварталом пятиэтажных домов и фактически построенным терминалом.
Тем
не менее межведомственная комиссия при
администрации области разрешила завершить
объект, и в июле терминал был пущен в эксплуатацию.
Таганрог остался с мазутной проблемой
один на один.
Социальный фактор:
Горожане начали жаловаться в мэрию, что со стороны порта периодически доносится резкий, неприятный запах «тухлых яиц» (такой запах имеет сероводород). Некоторые жители рассказывали в эфире местных телекомпаний, что, когда ветер неблагоприятный, они, спасаясь от запаха, по нескольку дней не открывают даже форточек.
Но многочисленные жалобы получили юридическое подтверждение лишь однажды. В ноябре прошлого года лаборатория Роспотребнадзора зафиксировала на границе санитарной зоны превышение допустимых норм по нескольким компонентам загрязняющих веществ. В том числе сероводорода.
Мэр Николай Федянин с целью разобраться в ситуации создал межведомственную комиссию, которая проработала две недели, а потом провела итоговое заседание. Обсуждение выдалось горячим, защитники и противники терминала так и не смогли договориться.
Замгендиректора ЮТС Сергей Чернер извинился за неприятный запах и объяснил, что его причиной является мазут с высоким содержанием сероводорода из Астраханской области. Он заявил, что поставки из этого региона прекращены и запаха больше не будет. К тому же, по его словам, вызывающие запах вещества для здоровья людей не опасны.
Главный специалист таганрогского отдела Роспотребнадзора Олег Лях возразил, что сероводород для человеческого здоровья опасен, и что главной причиной неприятного запаха является вовсе не астраханский мазут.
— Астраханский мазут был отгружен, пошли поставки из других регионов, а запах все равно остался. Он возникает, прежде всего, из-за используемой при перевалке технологии (доведение мазута до жидкого состояния путем нагревания — «ЮР»), — пояснил Лях.
Звонки и обращения в мэрию не прекратились и в этом году. Причем не только по поводу зловония. Подъездная железная дорога к терминалу пролегает вдоль Пушкинской набережной, которая является одним из популярных городских мест отдыха. Почти каждый день несколько десятков цистерн с мазутом частично перекрывают доступ к набережной.
А до этого мазутные составы успевают, так как ветка расположена в черте города, создать автомобильные «пробки» на трех оживленных развязках Таганрога.
В феврале в мэрии по поводу терминала прошли общественные слушания, собравшие около 400 человек. И хотя топ-менеджер ЮТС в очередной раз заверил, что компания тратит огромные средст ва на экологическую безопасность, а представитель Роспотребнадзора заявил, что последующие пробы не выявили повышенного содержания загрязняющих веществ, жители все равно требовали закрыть терминал. На что мэр Николай Федянин пообещал: «если надо будет, закроем через суд».
Оказалось, что мэрии, в отличие от жителей, это все-таки не надо. В апреле горадминистрация и ЮТС подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2007 год. ЮТС обязался перечислить городу почти 25 миллионов рублей (причем часть из них не в виде налогов, а во внебюджетные фонды) и затратить на решение различных социальных проблем Таганрога еще 15 миллионов рублей. Город обещал компании административную поддержку в вопросах включения в различные программы, землеотвода и так далее. Поддержка мазутному терминалу была оказана, как говорится, здесь и сейчас.
— Компания устранила
замечания экологических служб
и контролирующих органов, применила
технологические новинки, и сегодня
угрозы возможного заражения окружающей
среды практически нет, — звучит
официальное заявление
Видимо, можно констатировать, что мазутную
проблему ЮТС, по крайней мере, на этот
год решил. Хотя запах, «пробки» в центре
города и цистерны на Пушкинской набережной
остаются.
Как в ЮФО
«замораживают» терминалы
В 1999 году компания «Азовпродукт» начала строительство в Азове (Ростовская область) метанолового терминала. Первой проблемой инвестора стали разногласия с властями города. Мэрия выдала разрешение на строительство сроком на один год, а когда компания не уложилась, потребовала прекратить работы. Пока «Азовпродукт» через суд устранял это препятствие, закончилось действие государственной экологической экспертизы. Все пролонгации фактически остановили строительство до 2003 года.
Когда проект был продолжен, именно недовольство жителей Азова и экологов заморозило второй раз терминал на неопределенный срок. Только летом 2003 года жители провели около 30 митингов и пикетов в знак протеста. В итоге министерство природных ресурсов приостановило строительство. Компания еще несколько раз проходила экологическую экспертизу и через суд добивалась разрешения на продолжение строительства. В 2006 году работы были продолжены, но срок их окончания пока остается тайной.
В 1999 году «Тольяттиазот» (ведущий производитель аммиака в России) начал строить на Таманском полуострове аммиачный терминал проектной мощностью 6–8 миллионов тонн в год. Строительство с самого старта сопровождалось протестами экологических организаций.
В 2001 году был разработан проект строительства торгового порта «Тамань» у мыса Железный Рог, как раз в районе терминала «Тольяттиазота». Эта компания вошла в пул инвесторов. В 2004 году, именно при осуществлении совместного проекта, экология стала для «ТоАза» серьезной проблемой. Руководство «Тольяттиазота» тогда давало понять, что администрация Краснодарского края использует претензии природоохранителей для давления на компанию.
Как бы там ни было, а в июне 2004 года вице-губернатор Александр Ремезков подписал постановление, которым изымал у «ТоАза» 175 из отведенных ранее 230 гектаров, причем вместе с уже построенными объектами инфраструктуры. В октябре другой замгубернатора, Олег Безродный, издал распоряжение о приостановке строительства аммиачного терминала. Официальной целью обоих актов было устранить многочисленные нарушения законодательства, в том числе природоохранного и земельного.
Уже в марте 2005 года по компании прошелся
сам губернатор Александр Ткачев, который
рассказал журналистам о 22 нарушениях,
которые допустил «ТоАз» при строительстве.
Однако вскоре власть и бизнес помирились:
«Тольяттиазот» оспорил в суде постановления
Олега Безродного, а администрация признала
его права на построенную инфраструктуру.
Правда, объекты «ТоАза» до сих пор заморожены
из-за отсутствия Генплана порта и, предположительно,
нехватки средств.
3. Экологические
мероприятия
В 2009 году работа по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов проводилась в рамках Плана мероприятий по охране окружающей среды города Таганрога на 2009 г. и Плана мероприятий развития инновационной научно-технической деятельности в городе Таганроге в 2009 г.
По предварительным итогам, на природоохранные мероприятия в рамках действующих городских программ было направлено более 82 млн.руб., в том числе на охрану атмосферного воздуха - более 59 млн.руб.
Существенный вклад в сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу путем модернизации оборудования, оснащения источников выбросов пыле-газоочистными установками внесли предприятия: ОАО «Теплоэнерго» (затраты составили 18 млн.руб.); ОАО «Прибой» (28,8 млн.руб.); ОАО «Тагаз» (9,6 млн.руб.); ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» (1,7 млн.руб.); ОАО «ТСРЗ» (1 млн.руб.), ОАО «ТАГМЕТ» (846 тыс.руб.) и др.