Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:55, доклад
Экологические права человека - это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.
Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру.
- обращаться в
органы государственной власти
РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного
самоуправления, иные организации
и к должностным лицам о
получении своевременной,
- участвовать в
установленном порядке в
- обращаться в
органы государственной власти
РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного
самоуправления и иные
- организовывать
и проводить в установленном
порядке слушания по вопросам
проектирования, размещения объектов,
хозяйственная и иная
- организовывать
и проводить в установленном
порядке общественную
- рекомендовать
своих представителей для
- подавать в органы
государственной власти РФ, органы
государственной власти
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие
предусмотренные
Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, что является дополнительной гарантией прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Статья 13 Федерального
закона "Об охране окружающей среды"
устанавливает систему
Во-первых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Во-вторых, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
В-третьих, должностные
лица, препятствующие гражданам, общественным
объединениям в осуществлении деятельности
в области охраны окружающей среды,
реализации их прав, привлекаются к
ответственности в
Далее статья 34 данного Закона устанавливает следующее:
- размещение, проектирование,
строительство, реконструкция,
- нарушение требований
в области охраны окружающей
среды влечет за собой
- прекращение в
полном объеме размещения, проектирования,
строительства, реконструкции,
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения. В гл. 26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.
Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф. Размеры штрафа кратны размеру минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения. Так, в гл. 8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение общих требований охраны окружающей среды (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов), за совершение земельных, горных, водных правонарушений, лесонарушений, проступков, посягающих на животный мир и среду его обитания, и др.
Имущественная ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду.
Дисциплинарная
ответственность применяется
Статья 45 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26 Конституции РФ).
Анализ действующего
законодательства в области охраны
окружающей среды и прав человека
и гражданина позволяет выделить
два основных способа защиты экологических
прав граждан: а) самозащиту и б) защиту
с помощью государственных
Защита прав в области охраны окружающей среды представляет собой не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Так, надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также коммерческих и некоммерческих организаций осуществляет прокуратура РФ. Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления; вносить протесты на противоречащие закону правовые акты в органы и должностным лицам, издавшим данные акты, либо в вышестоящие органы государственной власти, вышестоящим должностным лицам; вносить представления о нарушении закона в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые компетентны устранить допущенные нарушения; предъявлять в суд иски в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан либо интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Защиту прав в области охраны окружающей среды можно осуществлять как в административном, так и в судебном порядке. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан" жалобы на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или общественное объединение, должностному лицу. Срок, в течение которого жалоба подлежит рассмотрению, составляет один месяц.
Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в области охраны окружающей среды непосредственно в суд. Споры с участием граждан рассматривают суды общей юрисдикции. В соответствии с ГПК споры, возникающие из экологических правоотношений, разрешают суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности, с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований.
Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.
К способам защиты относятся:
- судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);
- административный
(внутриведомственный и
- организация приема
и рассмотрения обращений (
- прокурорский надзор
(общий надзор прокуратуры) за
законностью деятельности
- контроль со
стороны представительных
Важное положение для защиты экологических прав граждан содержится в п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ".
Административный
способ обжалования решений и
действий, нарушающих экологические
права граждан, регулируется Законом
РФ "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и
свободы граждан" (в редакции Федерального
закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ). Закон
предоставляет истцу
Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы в административном порядке или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица).
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Суд может принять решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением искаженной информации.
6
Создание общественных экологич
способов реализации законных прав и интересов
граждан. Право граждан на объединение
предусматривает:
возможность образования на добровольной
основе общественных объединений для
защиты общих интересов и достижения поставленных
целей;
возможность вступить в общественные
объединения, а также возможность воздержаться
от такого шага;
• возможность беспрепятственного
выхода из общественных объединений. Граждане
вправе создавать по своему выбору
общественные экологические объединения.
Для этого им не требуется получать предварительное
разрешение органов государственной власти
и местного самоуправления. Возможность
вступления в общественные объединения
реализуется на условиях соблюдения норм
уставов этих объединений.
Регистрация создаваемых гражданами общественных
экологических объединений осуществляется
в порядке, предусмотренном Федеральным
законом "Об общественных объединениях"
от
19.05.95 (в ред. от 25.07.2002). Закон не запрещает
функционирование общественных объединений
без государственной регистрации и приобретения
прав юридического лица.
Учредителями и членами общественного
экологического объединения могут быть
как физические, так и юридические лица. Организационно-
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности.
Устав общественного объединени
название, цели объединения, его организационно-правовую
форму;
структуру общественного объединения,
руководящие и контрольно-ревизионные
органы объединения; территорию, в пределах
которой данное объединение осуществляет
свою деятельность;
условия и порядок приобретения и утраты
членства в общественном объединении,
права и обязанности членов объединения;
компетенцию и порядок формирования руководящих
органов общественного объединения, сроки
их полномочий, место нахождения постоянно
действующего руководящего органа;
порядок внесения изменений и дополнений
в устав общественного объединения;