Экологические права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:55, доклад

Описание

Экологические права человека - это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.
Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру.

Работа состоит из  1 файл

экологическое.docx

— 52.75 Кб (Скачать документ)

- обращаться в  органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления, иные организации  и к должностным лицам о  получении своевременной, полной  и достоверной информации о  состоянии окружающей среды, о  мерах по ее охране, об обстоятельствах  и о фактах хозяйственной и  иной деятельности, создающих угрозу  окружающей среде, жизни, здоровью  и имуществу граждан;

- участвовать в  установленном порядке в принятии  хозяйственных и иных решений,  реализация которых может оказать  негативное воздействие на окружающую  среду, жизнь, здоровье и имущество  граждан;

- обращаться в  органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями, исками  и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей  среды, негативного воздействия  на окружающую среду, и получать  своевременные и обоснованные  ответы;

- организовывать  и проводить в установленном  порядке слушания по вопросам  проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность  которых может нанести вред  окружающей среде, создать угрозу  жизни, здоровью и имуществу  граждан;

- организовывать  и проводить в установленном  порядке общественную экологическую  экспертизу;

- рекомендовать  своих представителей для участия  в проведении государственной  экологической экспертизы;

- подавать в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, в суд обращения об отмене  решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об  эксплуатации объектов, хозяйственная  и иная деятельность которых  может оказать негативное воздействие  на окружающую среду, об ограничении,  о приостановлении и прекращении  хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие  на окружающую среду;

- предъявлять в  суд иски о возмещении вреда  окружающей среде;

- осуществлять другие  предусмотренные законодательством  права.

Общественные и  иные некоммерческие объединения при  осуществлении деятельности в области  охраны окружающей среды обязаны  соблюдать требования в области  охраны окружающей среды, что является дополнительной гарантией прав граждан  на благоприятную окружающую среду.

Статья 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды" устанавливает систему государственных  мер, обеспечивающих право граждан  на благоприятную окружающую среду.

Во-первых, органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Во-вторых, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения  или результатов референдума.

В-третьих, должностные  лица, препятствующие гражданам, общественным объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к  ответственности в установленном  порядке.

Далее статья 34 данного  Закона устанавливает следующее:

- размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод  в эксплуатацию, эксплуатация, консервация  и ликвидация зданий, строений, сооружений  и иных объектов, оказывающих  прямое или косвенное негативное  воздействие на окружающую среду,  осуществляются в соответствии  с требованиями в области охраны  окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;

- нарушение требований  в области охраны окружающей  среды влечет за собой приостановление  по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода  в эксплуатацию, эксплуатации, консервации  и ликвидации зданий, строений, сооружений  и иных объектов;

- прекращение в  полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода  в эксплуатацию, эксплуатации, консервации  и ликвидации зданий, строений, сооружений  и иных объектов при нарушении  требований в области охраны  окружающей среды осуществляется  на основании решения суда  и (или) арбитражного суда.

За нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается  имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность  применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический  правопорядок и его составную  часть - экологическую безопасность населения. В гл. 26 УК РФ установлена  ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с  микробиологическими либо другими  биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.

Административная  ответственность применяется к  физическим и юридическим лицам  за совершение экологического проступка  при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного  взыскания - штраф. Размеры штрафа кратны размеру минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения. Так, в гл. 8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение общих требований охраны окружающей среды (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов), за совершение земельных, горных, водных правонарушений, лесонарушений, проступков, посягающих на животный мир и среду его обитания, и др.

Имущественная ответственность  предусматривает возмещение нанесенного  экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду.

Дисциплинарная  ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена  за совершение экологического проступка  в связи с невыполнением служебных  обязанностей, в результате чего причиняется  экологический вред.

Статья 45 Конституции  РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом.

При этом важно, что  могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения  и действия органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц, но и бездействие этих органов  и лиц (ст. 26 Конституции РФ).

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических  прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов, или государственную защиту.

Защита прав в  области охраны окружающей среды  представляет собой не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность государственных  органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Так, надзор за исполнением законов и  соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, их должностных  лиц, а также коммерческих и некоммерческих организаций осуществляет прокуратура  РФ. Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов государственной  власти, органов местного самоуправления; вносить протесты на противоречащие закону правовые акты в органы и  должностным лицам, издавшим данные акты, либо в вышестоящие органы государственной власти, вышестоящим  должностным лицам; вносить представления  о нарушении закона в органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые компетентны устранить допущенные нарушения; предъявлять в суд иски в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан либо интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Защиту прав в  области охраны окружающей среды  можно осуществлять как в административном, так и в судебном порядке. В  соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд решений  и действий, нарушающих права и свободы граждан" жалобы на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или общественное объединение, должностному лицу. Срок, в течение которого жалоба подлежит рассмотрению, составляет один месяц.

Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в области охраны окружающей среды  непосредственно в суд. Споры  с участием граждан рассматривают  суды общей юрисдикции. В соответствии с ГПК споры, возникающие из экологических  правоотношений, разрешают суды общей  юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают  споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской  деятельности, с участием юридических  лиц (индивидуальных предпринимателей), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований.

Способы защиты экологических  прав в сфере деятельности органов  исполнительной власти.

К способам защиты относятся:

- судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);

- административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

- организация приема  и рассмотрения обращений (заявлений  и жалоб) в органы исполнительной  власти;

- прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за  законностью деятельности отдельных  структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также  за органами местного самоуправления;

- контроль со  стороны представительных органов  власти за аппаратом управления  в рамках, определенных законом,  и с учетом принципа разделения  властей.

Важное положение  для защиты экологических прав граждан  содержится в п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре  РФ".

Административный  способ обжалования решений и  действий, нарушающих экологические  права граждан, регулируется Законом  РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ). Закон  предоставляет истцу возможность  выбора органа, в который он может  обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно  в суд, либо к вышестоящему в порядке  подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу.

Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы в  административном порядке или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд по месту жительства или  по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению  прав гражданина, незаконным, обязывает  удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем  восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Суд может принять  решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными  действиями (решениями), а также предоставлением  искаженной информации.

6

Создание общественных экологических объединений - один из 
способов реализации законных прав и интересов граждан. Право граждан на объединение предусматривает: 
возможность образования на добровольной основе общественных объединений для защиты общих интересов и достижения поставленных целей; 
возможность вступить в общественные объединения, а также возможность воздержаться от такого шага;

• возможность беспрепятственного выхода из общественных объединений. Граждане вправе создавать по своему выбору общественные экологические объединения. Для этого им не требуется получать предварительное разрешение органов государственной власти и местного самоуправления. Возможность вступления в общественные объединения реализуется на условиях соблюдения норм уставов этих объединений. 
Регистрация создаваемых гражданами общественных экологических объединений осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 
19.05.95 (в ред. от 25.07.2002). Закон не запрещает функционирование общественных объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. 
Учредителями и членами общественного экологического объединения могут быть как физические, так и юридические лица. Организационно-правовыеформы общественных экологических объединений: 
общественная организация; 
общественное движение; 
общественный фонд; 
общественное учреждение; 
орган общественной самодеятельности.

Устав общественного объединения должен предусматривать: 
название, цели объединения, его организационно-правовую форму; 
структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения; территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 
условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов объединения; 
компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 
порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Информация о работе Экологические права человека