Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:21, реферат
Безусловно, Конституция России является актом долговременного действия, а одним из главных юридических свойств ее является стабильность. Однако динамика общественной жизни и появление новых экономических и политических реалий не должны, на наш взгляд, получать в качестве тормоза конституционные нормы. Поэтому внесение поправок в Конституцию, а впоследствии и подготовка ее нового текста, скоро станут реальностью.
Не претендуя на всеобъемлющий анализ конституционных норм и практики их применения, попытаемся сформулировать свои соображения по поводу совершенствования конституционных норм в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
1.Введение 3
2. Многообразие форм собственности и природные ресурсы 4
3. Право на благоприятную окружающую среду 5
4. Вопросы владения, пользования и распоряжения
природными ресурсами 6
5. Особо охраняемые природные территории 6
6. Охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности 7
7. Определение критериев отнесения правовой общности к отрасли 9
8. Государственная власть и природа 10
9.Заключение 11
10.Используемая литература 13
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Ижевский государственный Технический Университет
Имени М.Т.Калашникова
Воткинский филиал.
Кафедра ВМФХ
РЕФЕРАТ
По курсу : « Конституционный строй РФ»
На тему: « Экологические проблемы России»
Выполнил студент Д-511: Соломенников А.С.
Проверил : Орлова Н.Ю.
г. Воткинск 2012
Содержание
1.Введение 3
2. Многообразие форм собственности и природные ресурсы 4
3. Право на благоприятную окружающую среду 5
4. Вопросы владения, пользования и распоряжения
природными ресурсами 6
5. Особо охраняемые природные территории 6
6. Охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности 7
7. Определение критериев отнесения правовой общности к отрасли 9
8. Государственная власть и природа 10
9.Заключение 11
10.Используемая литература
Введение
Конституция Российской Федерации, являясь актом высшей юридической силы и ядром правовой системы страны, выступает как юридическая база для развития всех отраслей российского права. Экологическое и земельное право в этом смысле не являются исключением. Поэтому не случайно в ст.9 главы 1 Конституции, определяющей основы конституционного строя, включена норма о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Важнейшее значение имеют
ст. 42 Конституции, закрепляющая право
каждого на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о
ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением; ст.36,
устанавливающая право граждан
и их объединений иметь в частнойсоб
Приветствуя закрепление в Конституции правовых основ охраны окружающей среды, мы, тем не менее, не являемся сторонниками набирающей в последние годы позиции о недопустимости ни в коем случае пересмотра Конституции или внесения в нее существенных изменений и дополнений.1 Такой наш подход основан, в первую очередь, на анализе самих конституционных норм главы девятой Конституции, определяющих порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.
Безусловно, Конституция
России является актом долговременного
действия, а одним из главных юридических
свойств ее является стабильность.
Однако динамика общественной жизни
и появление новых
Не претендуя на всеобъемлющий анализ конституционных норм и практики их применения, попытаемся сформулировать свои соображения по поводу совершенствования конституционных норм в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Многообразие форм собственности и природные ресурсы.
В качестве первой
проблемы следует отметить, что
устанавливая многообразие
Такая позиция была подвергнута
обоснованной критике, поскольку применение
таких понятий, как «народ» или
«достояние народов» в сфере правового
регулирования приведет к расплывчатости
и неконкретности, появлению споров
и конфликтов. Собственность государства
является общенародной лишь постольку,
поскольку интересы государства
соответствуют интересам
В связи с этим, куда более
обоснованной представляется позиция
Г.В. Чубукова, отмечавшего, что новые
формы собственности могут
Однако, не смотря на важность
и полезность научной доктрины, занимающейся
толкованием конституционных
Из предыдущей проблемы
вытекает еще одна: земля и
другие природные ресурсы
Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г., лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 1.2. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. (ред. от 25 октября 2006 г.) «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст.8 Водного
кодекса РФ от 3 июня 2006 г., водные объекты
находятся в собственности
В результате подобного анализа
природоресурсовых законов мы увидим,
что кроме земельных и водных
ресурсов, все остальные не могут
находиться в частной собственности,
а некоторые – и в
Право на благоприятную окружающую среду
Согласно ст. 42 Конституции
РФ, каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии, и право на возмещение
ущерба, причиненного экологическими
правонарушениями. Следует поддержать
вывод, сделанный в последних
научных работах по конституционному
праву, о субъективности подхода
законодателя к включению в Основной
закон одних, объективно существующих
и предусмотренных
Кроме того, из анализа ч.2 ст.36 Конституции РФ следует ряд не менее интересных выводов. Во-первых, невозможно являться собственником «земли», поскольку владеть, пользоваться и распоряжаться можно только земельным участком – частью поверхности земли, имеющей официально закрепленные границы, поставленной на государственный кадастровый учет и зарегистрированной Росрегистрацией или ее территориальными органами. Аналогичные соображения распространяются и на иные природные ресурсы.
Во-вторых, экологические ограничения установлены данной нормой Конституции РФ только для собственников земельных участков. Между тем, земельные участки могут принадлежать гражданам и юридическим лицам еще и на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и аренды.8
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
В соответствии с
ч.1 ст.72 Конституции России, в совместном
ведении Российской Федерации
и субъектов Российской
Во-первых, регулирует ли указанное в п. «к» законодательство вопросы владения, пользования и распоряжения соответствующими природными ресурсами, а если да, то каков смысл дублировать в одной статье два раза одни и те же виды деятельности?
Во-вторых, традиционно под
природопользованием понимается совокупность
всех форм воздействия человека на
природу (официальная дефиниция
отсутствует). При этом такими формами
неизбежно будут являться водопользование,
лесопользование и т.д. Но разве
не будут указанные формы
В-третьих, отсутствие упоминания
в п. «к» фаунистического
Особо охраняемые природные территории
В соответствии с
п.«д» ч.1 ст. 72 Конституции России,
отдельным предметом
Во-вторых, экологическое
законодательство, действовавшее до
принятия Конституции (равно как
и действующее сейчас), предусматривало
две разновидности территорий с
особым эколого-правовым статусом: особо
охраняемые природные территории и
зоны чрезвычайной экологической ситуации
(зоны экологического бедствия). Обе
указанные разновидности