Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:21, реферат
Безусловно, Конституция России является актом долговременного действия, а одним из главных юридических свойств ее является стабильность. Однако динамика общественной жизни и появление новых экономических и политических реалий не должны, на наш взгляд, получать в качестве тормоза конституционные нормы. Поэтому внесение поправок в Конституцию, а впоследствии и подготовка ее нового текста, скоро станут реальностью.
Не претендуя на всеобъемлющий анализ конституционных норм и практики их применения, попытаемся сформулировать свои соображения по поводу совершенствования конституционных норм в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
1.Введение 3
2. Многообразие форм собственности и природные ресурсы 4
3. Право на благоприятную окружающую среду 5
4. Вопросы владения, пользования и распоряжения
природными ресурсами 6
5. Особо охраняемые природные территории 6
6. Охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности 7
7. Определение критериев отнесения правовой общности к отрасли 9
8. Государственная власть и природа 10
9.Заключение 11
10.Используемая литература 13
В данном случае нельзя не упомянуть Конституцию Республики Украина, где данный вопрос урегулирован надлежащим образом. Например, согласно ст.85 к полномочиям Верховной Рады относится объявление отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации определяется исключительно законами Украины (ст.92); Президент вправе объявить в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации — с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины (ст.106) и т.д.
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Отдельным предметом
совместного ведения п. «д»
ч.1 ст. 72 Конституции России выделяет
охрану окружающей среды и
обеспечение экологической
Экологическая безопасность – это «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».
Таким образом, на что направлена природоохранная деятельность, какова ее цель? Представляется, что эта цель - обеспечение экологической безопасности. Кстати, данный вывод достаточно распространен в научной литературе. Одним из первых проблему соотношения указанных понятий поднял в своих трудах М.М. Бринчук. Он писал, что нет оснований выделять отношения по обеспечению экологической безопасности как отдельную группу общественных отношений, регулируемую нормами экологического права, наряду с охраной окружающей среды и отношениями по использованию природных ресурсов. Экологическая безопасность – это принцип охраны окружающей среды и природопользования.9
К сказанному остается лишь добавить, что обеспечение экологической безопасности еще более логично понимать как цель охраны окружающей среды. Однако упоминание деятельности и ее цели в Основном законе едва ли целесообразно, тем более что относительно к другим отраслям законодательства этого не делается.
В соответствии со
ст.71 Конституции РФ, гражданское
законодательство отнесено к
предмету исключительного
Предположим, субъект РФ
принимает закон «Об обороте
земель населенных пунктов» (или «Об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения»). После вступления такого
закона в силу, сразу возникнет
вопрос о его конституционности
и отраслевой принадлежности. Суть
проблемы заключается в том, что
обязательственное право
В контексте данной ситуации показательна точка зрения Е.А. Суханова, который полагал, что право собственности и иные вещные права на землю, а также сделки с земельными участками, является частью имущественного, гражданско-правового оборота. Земельно-правовые нормы устанавливают ограничения, связанные с предельными размерами земельных участков, находящихся в частной собственности, обеспечением их строго целевого назначения и наиболее рационального использования, определением категорий земель и их учетом и т.п., а также предусматривают последствия их нарушения (в основном административно-правового характера), т.е. имеют публично-правовую природу.10
Следовательно, жесткая конституционная
регламентация гражданского законодательства
как предмета исключительного ведения
Российской Федерации сковывает
инициативу субъектов РФ и препятствует
развитию их законодательства и созданию
надлежащих правовых основ защиты прав
и законных интересов граждан (в
том числе на земельные участки).
Поэтому неудивительно, что в
юридической литературе высказано
достаточное количество предложений
о необходимости отнесения
В связи с этим, мы предлагаем
при подготовке в будущем проекта
изменений и дополнений в Конституцию
отнести гражданское
Более того, существует весьма обширный зарубежный опыт по данному вопросу. Например, широко известен Гражданский кодекс канадской провинции Квебек, причем Канада, как известно, является федеративным государством, как и Россия. При этом регулирование гражданских отношений на уровне субъекта Федерации не привело в этой стране ни к каким катастрофическим последствиям, а, напротив, является примером для подражания во многих зарубежных правовых системах.
Определение критериев отнесения правовой общности к отрасли
Показанная выше проблема
необходимости уточнения
Одним из таких предложений в будущую редакцию Конституции России является необходимость дополнения ст.72, регулирующей предметы совместного ведения федерации и ее субъектов, указанием на градостроительное законодательство. Аргументом в пользу такого решения может служить объективное наличие совокупности законодательных актов федерального и регионального значения, включая Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г., № 190-ФЗ, градостроительные кодексы субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты, включая муниципальные. У данной отрасли законодательства четко выделяется собственный предмет правового регулирования, обусловленный существованием значительной государственной потребности в регулировании данных общественных отношений.
Государственная власть и природа
Согласно ч.2 ст.46 Конституции,
решения и действия (или бездействие)
органов государственной
Согласно ч.3 ст.35 Конституции
России, «принудительное отчуждение
имущества для государственных
нужд может быть произведено
только при условии
Заключение
В заключении следует отметить, что данная статья не ставила цель упрекнуть разработчиков Конституции РФ в игнорировании определенных правил юридической техники или иных недоработках. Напротив, представляется необходимым проведение уже сейчас поиска адекватных реалиям XXI века вариантов закрепления в будущей Конституции норм об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов. Это позволит повысить эффективность действия конституционных норм и создать надлежащую систему гарантий прав каждого на благоприятную окружающую среду, земельных прав граждан и их объединений, а также уточнить систему экологических и природоресурсовых обязанностей данных субъектов.
Используемая литература
1 Подробный анализ этих точек зрения проведен в работе: Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Конституционные правоотношения нуждаются в трансформации // Новая правовая мысль. - 2004. - № 2. - С. 2-7.
2 Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность. Свобода. Право. – Ростов-на-Дону, 1995. – С. 101.
3 Прокаев А.В. Право государственной собственности на недра // Юрист. – 2004. - № 1. – С. 37.
4 Прохорова Н.А. Понятие «управление» в земельном праве // Государство и право. – 2003. - № 6. – С.93.
5 Чубуков Г.В. Природоресурсное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М., 2003. – С.34.
6 Демьяненко В.В. Крестьянская производственная кооперация в современной России: правовые проблемы становления и развития: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. - Саратов, 2004. – С.11.
7 Фокин А.В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006. – С.8.
8 Там же. С. 17-18.
9 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М., 1998. - С. 68-70; Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. - 1994. - № 8/9. - С. 118-127
10 Суханов Е.А. Вступительная статья к книге: Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. - М.: «Статут», 2000. - С. 4-5.
11 См., например: Лачуев К.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации как источник гражданского права России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2006.
12 Цветков С.Б. Гражданское законодательство должно остаться в исключительном ведении Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права и гражданского процесса: сборник научных статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград – Волжский, 20-21 апреля 2007 г. – С. 329-334.
13 Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на системы права // Правоведение. - 2003. - № 5. - С. 10-11