Экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией.

Содержание

Содержание экологических правоотношений……………………….5
Субъекты и объекты экологических правоотношений……………..13
Заключение…………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

ЭП.docx

— 37.51 Кб (Скачать документ)

Содержание охранительных  экологических правоотношений определяется характером нарушения экологического законодательства и особенностями  возникающей ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических  правоотношений являются юридические  факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические  последствия. Юридические факты  порождают определенные права и  обязанности участников правоотношений.

В зависимости от воли субъектов  юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом  праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические  акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий  на правоустанавливающие, правоизменяющие  и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются административно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также  договоры4.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди  них - решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных  участков в пользование или владение, передаче их в частную собственность  юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права  собственности на землю, разделе  земельных участков и определении  порядка пользования ими; решения  об отводе земельных участков для  целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения  экологического правоотношения могут  выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка  леса, водного объекта. Следует иметь  в виду, что в экологическом  праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным  юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические  правоотношения возникают на основании  определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических  правоотношений по общему правилу связывается  с прекращением права пользования  конкретным природным объектом или  ресурсом. Основаниями прекращения  правоотношений могут быть правомерные  и неправомерные действия, а также  события: истечение срока пользования  природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи  с нецелевым использованием или  в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении  хозяйственной деятельности5.

 

2. Субъекты и объекты экологических правоотношений

 

Экологические правоотношения -- это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и  устранения вредных последствий  воздействия на нее хозяйственной  и иной деятельности, урегулированные  нормами экологического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным  основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Так, в соответствии с Законом «Об  охране окружающей среды» следует различать  правовые отношения в сфере:

- естественных экологических  систем и озонового слоя атмосферы; 

- земельных, водных, лесных  отношений, отношений по поводу  использования и охраны атмосферного  воздуха, животного мира, микроорганизмов,  генетического фонда, природных  ландшафтов;

- особо охраняемых природных  объектов (заповедников, заказников, национальных  природных парков и др.).

Субъектами экологических  правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень  и характер их участия в экологических  правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические  лица выступают во многих случаях  как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования  и охрану окружающей природной среды.

В учебной литературе объекты  экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории: - интегрированные -- окружающая природная среда в  целом; - дифференцированные -- отдельные  природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты); - особо охраняемые -- государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности  участников этих отношений. Права и  обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны6.

Права граждан в области  охраны окружающей природной среды  нашли отражение и легальное  закрепление в действующих нормативных  актах, и, прежде всего в Конституции  РФ. Согласно Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый гражданин имеет  право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной  среды, вызванного хозяйственной или  иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Предусмотрев и  механизм обеспечения этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и  др.

Правомочия граждан в  области охраны окружающей природной  среды:

- создавать общественные  объединения по охране окружающей  природной среды, фонды и иные  общественные формирования в  области охраны окружающей природной  среды, вступать в члены таких  объединений и фондов, вносить  свои трудовые сбережения;

- принимать участие в  собраниях, митингах, пикетах и  демонстрациях, петициях, референдумах  по охране окружающей природной  среды; 

- требовать от соответствующих  органов предоставления своевременной,  полной и достоверной информации  о состоянии окружающей природной  среды и мерах по ее охране;

- требовать в административном  или судебном порядке отмены  решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации  экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении  деятельности предприятий и других  объектов, оказывающих отрицательное  влияние на окружающую природную  среду и здоровье человека;

- ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных юридических  лиц и граждан, предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда, причиненного здоровью  и имуществу граждан экологическими  правонарушениями.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Экологические  правоотношения возникают из оснований, предусмотренных законом и иными  правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом  и иными правовыми актами, но в  силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности. Среди таких оснований названы  договоры и иные сделки, акты государственных  органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества  по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических  правоотношений указанные основания  возникновения, изменения и прекращения  правоотношений имеют далеко не такое  же значение, как это имеет место  в гражданских правоотношениях. Так, договор, являющийся в гражданском  праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть". Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений. Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Объектами экологических  правоотношений являются: природа в  целом, окружающая среда, природная  среда: природные объекты (земли, леса, воды) и ресурсы (полезные ископаемые, полезные свойства земли), природные  комплексы (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Природа как объект использования  и охраны заключает в себе природную  среду и окружающую среду7.

Природная среда состоит  из следующих компонентов: природные  объекты, природные ресурсы природные  комплексы и территории.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», подлежат правовой охране следующие природные  объекты: климатические ресурсы, атмосфера, включая озоновый слой, земля, недра, почвы, воды, растительный и животный мир, типичные и редкие ландшафты  и иные объекты. Таким образом  перечень природных объектов, подлежащих правовой охране не является исчерпывающим.

Ст. 40 этого закона выделяет природные объекты и территории, подлежащие особой охране: это биологические  виды, занесенные в Красную книгу РФ, государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Особой охране подлежат также  курортные зоны, водоохранные зоны водоемов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых  зон городов и иные территории.

Объекты экологических отношений  можно классифицировать на природные  ресурсы и природные комплексы.

Природными ресурсами  является часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов  человека. Сведения о природных ресурсах содержатся в кадастрах природных  ресурсов, которые представляют собой  систематизированные своды данных, количественно и качественно  характеризующие определенные виды природных ресурсов.

Природный комплекс или территория – это совокупность взаимосвязанных  между собой частей природных  объектов, обособленных с целью заповедной охраны. Это редкие и типичные ландшафты, достопримечательные объекты природы (валуны, дубы), государственные заповедники, пригородная зеленая зон.

По режиму охраны и использования  природные комплексы подразделяются на три категории:

- полностью исключенные  из хозяйственного или рекреацонного  использования (заповедники);

- исключенные лишь из  хозяйственного использовании (заказники);

- с ограниченным режимом  использования ресурсов в хозяйственных  и рекреационных целях (национальные  парки).

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что  пока охрана окружающей среды не стала  нравственной задачей, пока в сознании людей не произошла «экологическая»  революция, перед экологическим  правом стоят две важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и силовое регулирование  природопользования. Решение первой задачи должно стать качественным скачком  в формировании нового человеческого  сознания. Это можно осуществить  путем введения общего и профессионального  обучения в школах, вузах и пр. На данном же этапе развития экологических  отношений, когда человечество бесконтрольно  относится к потреблению природных  ресурсов, ничего не остается,кроме  правового регулирования и предъявления санкций к нарушителям экологического законодательства. В России дело обстоит  намного острее, чем в других развитых странах. Результатом несовершенства закона и недостатков организационно-исполнительной деятельности является проявление противоречий общественного развития и, следовательно, существование экологических правонарушений. Объективной основой их служит неполнота  наших знаний о законах движения естественного мира. Такие противоречия постепенно стираются по мере достижений научно-технического прогресса. Противоречия так же встречаются в нормативных  актах Закона РФ об охране окружающей среды. Пока все эти противоречия не будут разрешены, невозможно говорить о существовании экологического правопорядка в России.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в действ. ред.) «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002, № 2. Ст. 133.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2006.
  3. Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995, № 12. Ст. 1024.
  4. Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" // СЗ РФ. 1995, № 17. Ст. 1462.
  5. Федеральный закон РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999, № 18. Ст. 2222.
  6. Федеральный закон РФ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"// СЗ РФ. 2000, № 29. Ст. 149.
  7. Федеральный закон РФ от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ "О карантине растений"// СЗ РФ. 2000, № 29. Ст. 3008.
  8. Федеральный закон РФ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»// СЗ РФ. 2001, № 26. Ст. 2582.
  9. Бринчук М. М. Экологическое право (учебник для вузов по специальности «Юриспруденция»). – М.: Юристъ, 2008.
  10. Горелов А. А. Экология (учебное пособие). – М.:Центр, 2008.
  11. Ерофеев Б. В. Экологическое право (учебник для вузов). – М.: Юриспруденция, 2009.
  12. Козбаненко В.А. Правоведение. -- 3-е изд. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. -- 1072 с.
  13. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 416 с.
  14. Нецветаев А.Г. Экологическое право. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2010. - 223 с.
  15. Петров В. В. Экологическое право России (учебник для юридических вузов). – М.: БЕК, 2010.
  16. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций - Москва: Юстицинформ, 2011.- 272 с.

Информация о работе Экологический контроль