Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:16, контрольная работа

Описание

Объектами охраны окружающей среды называют находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.
Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект.

Содержание

1. Вопрос 9. Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы как объекты экологического права
2. Вопрос 5. Конституционные основы экологического права
3. Задача № 5
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Эколг. право.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

     По  форме государственного устройства Российская Федерация признается федеративным государством, действующим в условиях федерального права, которое разграничивает предметы ведения и полномочия, в том числе в сфере регулирования отношений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных объектов, отношений между российской Федерацией и ее субъектами, а также органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 1, ст. 3, 5, 11-12 Конституции).

     В качестве конституционной основы экологического права должны быть признаны те положения  Конституции РФ, которые провозглашают социальную направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции). Принцип достоинства и свободного развития человека характеризуется взаимосвязью с конституционными положениями, формирующими основные права и свободы человека и гражданина, в том числе экологические, цели и формы деятельности государства, которое берет на себя обязательства социального характера и закрепляет гарантии социальных прав.

     В Конституции есть также правовые нормы, специально предназначенные  для регулирования экологических  отношений. К ним относятся прежде всего положения ч. 1 ст. 9, закрепившие  один из важнейших принципов экологического права – использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, в Конституции подчеркивается многофункциональная роль природных объектов в жизни общества. Это положение развивается в отраслевых актах, регулирующих природно-ресурсные отношения. Оно в частности, отражено в ст. 1 Земельного кодекса РФ, в Преамбуле Водного кодекса РФ, ст. 1 Лесного кодекса РФ.

     Часть 2 ст. 9 Конституции признает природные  объекты экономической категорией, вводя принцип многообразия форм собственности на них. С включением в Конституцию положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляются устойчивость, незыблемость, защищенность отношений собственности. На это указывается в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, закрепившей специальную норму об охране частной собственности законом. Общие положения об охране права частной собственности как вышей ценности гражданского общества выдвигаются на первый план, излагаются в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» непосредственно после норм, закрепляющих право на свободное предпринимательство. Предшествуют изложению вопроса о частной собственности граждан и юридических лиц на землю.

     В этом находит выражение конституционная  характеристика гражданского общества, в рамках которого реализуется большая часть прав и свобод, признанных неотчуждаемыми и принадлежащими гражданам от рождения.

     В то же время ограничителем установления права частной собственности  на природные объекты, за исключением  земли, в силу их жизненно важной роли и значимости для общества, необходимости устойчивого развития государства, организации рационального использования природоресурсного потенциала являются нормы ч. 1 ст. 9 Конституции, закрепившей принцип, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Остальные природные объекты находятся в публичной собственности; социально-экономическая значимость природных объектов обусловила и ограничение установления на них муниципальной собственности, собственности физических и юридических лиц.

     Принцип учреждения права частной собственности  развивается в ст. 36 Конституции, установившей не только право граждан  и их объединений иметь в частной  собственности землю, но и свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами. ограничителями правомочий собственников выступают права третьих лиц и состояние окружающей среды, что имеет существенное значение для поддержания экологического благополучия граждан.

     Частью 2 ст. 7 конституции предусмотрены  и иные гарантии социальной защиты прав человека, которые определены в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», включившей важнейшие  нормы ст. 42, 58 Конституции.

     Статья 42 Конституции провозглашает право  каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

     Корреспондирующая обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам закреплена в ст. 58 Конституции.

     К положениям, развивающим норму ст. 42 Конституции, следует отнести и  ст. 41, закрепляющую право каждого  на охрану здоровья, реализуемое посредством поддержания экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия, а также гарантированное юридической ответственностью должностных лиц в соответствии с федеральными законами в случае сокрытия обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

     Важнейшим источником экологического права являются ст. 71 и 72 Конституции, устанавливающие  соответственно предметы исключительного  ведения Российской Федерации и  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

     Пунктами  «а» и «в» ст. 71 Конституции предусмотрены не только защита конституционных основ, включая экологические права и свободы, принятие федеральных законов, устанавливающих единые правила поведения, в том числе в области охраны окружающей среды, ограничения негативных воздействий на природные объекты, но и контроль за их соблюдением.

     В ведении Российской Федерации находятся  федеральная государственная собственность  и управление ею (п. «д» ст. 71). Федеральная  собственность включает и собственность  на природные объекты. Ряд законов, регулирующих экологические отношения, содержит критерии разграничения форм государственной собственности на федеральную и собственность субъектов Федерации. В частности, в федеральной собственности находятся леса, входящие в лесной фонд, природные ресурсы континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, водные объекты, включая морские воды (внутренние и территориальное море), пограничные водные объекты и др., земли в соответствии с федеральным законодательством о разграничении государственной собственности на землю, некоторые виды животных и т.д. Осуществление управления федеральной собственностью находится в компетенции Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ).

     Российская  Федерация устанавливает основы федеральной политики и принимает федеральные программы в области экологического развития государства (п. «е» ст. 71 Конституции).

     Конституция относит к ведению Российской Федерации: федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития (п. «з» ст. 71). Эти конституционные положения реализованы через федеральное законодательство, включающее в том числе Бюджетный кодекс РФ и принимаемые ежегодно на основе данного Кодекса федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год. которые предусматривают федеральные расходы на мероприятия, связанные с охраной окружающей среды, а также средства, перечисляемые на эти цели субъектам Федерации, самостоятельно определяющим конкретные экологически значимые мероприятия, финансируемые за счет указанных средств. Налоговый кодекс РФ определяет систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов, взимаемых в федеральный бюджет.

     Источником  экологического права является и  ст. 72 Конституции, определяющая вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым также относятся разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. особо охраняемые природные территории. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. В ст. 72 Конституции не названо законодательством об охране атмосферного воздуха и о животном мире. Можно предположить, что эти отрасли охватываются законодательством об охране окружающей среды. 
 
 
 
 

     3. Задача 

     Ассоциация  плодоовощных хозяйств предъявила в арбитражном суде иск к заводу «Электрокабель», которым просила суд взыскать с ответчика 10 млн. руб. ущерба, причиненного плодоовощному хозяйству в результате выброса в атмосферу вредных веществ сверх установленного лимита. Ответчик иска не признал, заявил, что согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» он выплатил в экологический фонд установленные за сверхнормативные выбросы платежи. В чем отличие эколого-правовой ответственности от эколого-экономической?

     Решите  дело. 

     Решение  

     Противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью человека, называется экологическим правонарушением.

     В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

     Данные  виды ответственности следует отнести  к эколого-правовым. В то же время законодательством предусмотрена и эколого-экономическая ответственность, предусматривающая обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (ст. 77 Закона об охране окружающей среды).

     Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

     Особенностью  эколого-экономической ответственности  является ее таксовый характер. В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности. возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

     В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

     К видам негативного воздействия  на окружающую среду относятся:

     выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

     сбросы  загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

     загрязнение недр, почв;

     размещение  отходов производства и потребления;

     загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

     иные  виды негативного воздействия на окружающую среду.

     В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона об охране окружающей среды «внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде».

     Следовательно, завод «Электрокабель», в соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды обязан осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие сверхнормативных выбросов в атмосферу вредных веществ.

     В то же время данные платежи не освобождают  его в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона об охране окружающей среды об возмещения вреда, причиненного плодоовощному хозяйству в результате выброса в атмосферу вредных веществ сверх установленного лимита. Поэтому арбитражный суд должен вынести решение, обязывающее завод «Электрокабель» возместить ущерб, причиненный плодоовощному хозяйству в результате выброса в атмосферу вредных веществ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экологическое право