Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа
Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
2. систему организации экологического воспитания;
3. наметить методику организации экологического воспитания дошкольников.
Методы:
1.анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.анализ государственного стандарта Республики Беларусь и учебных программ для детского сада.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 1ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..6
1.1 Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников .Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …………………………………………..……………………. …………6
Экологическое воспитание в процессе образования
дошкольников …………………………………………………………………….14
Экологическая тропа ,как основа экологического образования
дошкольников …………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….........30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...31
4. Какие растения вы встречали ранее ?
5. Где ещё можно встретить такие растения ?
6. Вспомнить названия знакомых растений .
Перед проведением экскурсии была составлена карта экологической тропы , которая отражена в рисунке 1 . Карта позволяет детям ариентироваться в местности на территории детского сада и за пределами его . А также помогает определить и объяснить детям дальнейший ход действий .
Рисунок 1- Карта экологической тропы
Во время прохождения по экологической тропе , на стоянке “Двор детского сада “ детям было предложено следующее задание : сравнить особенности строения и внешний вид подорожника и одуванчика . Дети самостоятельно определяли количество листьев , цветков, плодов у растений. Полученные данные были внесены в таблицу 1 .
Таблица 1- Стоянка “Двор детского сада”
Название |
Особенности внешнего строения | |||
листьев | цветков | плодов | ||
Подорожник | 7 | 2 | много | |
Одуванчик | 5 | 1 | много |
Мотивация детей на отношение к природе .
На рисунке 2 показано отношение детей к природе , именно от тех основ которые мы заложим в их сознание сейчас , будет зависеть духовное благосостояние ребёнка. Каков он сам , такова его деятельность и мир , который он создаёт вокруг себя . Чтобы сохранить себя , человек , несомненно , должен сохранить природу , но для этого он должен улучшить себя [26].
Рисунок 2- Мотивация детей на отношение к природе
Рисунок 3 - Стоянка “Обочина на дороге”
На стоянке “Обочина на дороге” детям были предложены следующие задания :
-задание № 1. Рассмотреть одуванчик и подорожник у дороги. Какие у них стебли и листья?
-задание № 2. Рассмотреть одуванчик и подорожник в стороне от дороги.
-задание № 3. Сравните их, найдите сходства и отличия.
Во время стоянки “Природный госпиталь”предлагается новое задание, найти на растениях насекомых.
Воспитатель
во время беседы рассказывает о том, что
раны на растениях – это “ворота” для
болезней. Призывает бережно относиться
к растениям [27] .
Рисунок 4 - Стоянка “Удивительное рядом”
Для получения информации о растениях детям предлагается алгоритм исследования объектов :
1. Потрогать, погладить.
2. Посмотреть.
3. Понюхать.
4. Послушать.
5. Рассказать.
6.
Выразить чувства, эмоции [28].
Стоянка “Пустырь” На этой стоянке детям предлагается рассмотреть следующие растения .
Растения: лопух, крапива.
Во время этой стоянки детям задаются вопросы :
1. Почему лопух вытесняет другие растения?
2. Почему мы не любим бывать на пустыре?
3. Почему животные не поедают эти растения?
4. Чем эти растения отличаются от тех, что растут при дороге?
5.
Каковы условия жизни растений
на пустыре?
При данном задании воспитатель делает детям пояснение , что лопух, и крапива хотят вашего внимания, приласкайте их, скажите им ласковые слова.
Во
время стоянки “Ориентирование” проводится
вступительная беседа: "Как пользоваться
компасом".
Детям предлагаются следующие задания :
1.
Определите по компасу
2.
Предложите другие способы ориентирования
[29].
Практикум:
1. Практическое занятие с компасом.
2.
Обозначение ориентировки на
местности.
Рисунок
5 – Стоянка “Пустырь”
Проведение экскурсии по экологической тропе является важным мероприятием. Оно способствует:
-обеспечению здоровья и безопасности детей:
-безопасному обращению с колючими и жгущимися растениями (Стоянка “Пустырь”);
- развитию глазомера (Стоянка “Ориентирование”);
-укреплению органов дыхания и обоняния (Стоянка “Удивительное рядом”);
-укреплению опорно-двигательной системы (Стоянка “Природный госпиталь”);
-ознакомлению
с лекарственными растениями и их использованием
(Стоянка “Обочина дороги”)[31].
Приобщение
детей к практической экологической
деятельности способствует развитию умения
вести исследовательскую
Проблема
экологического воспитания и образования
существовала, и будет существовать
на протяжении развития общества. Правильное
экологическое воспитание позволит
в дальнейшем предотвратить многие
экологические проблемы человечества.
Именно в дошкольном возрасте ребенок
получает основы систематических знаний;
здесь формируются и развиваются особенности
его характера, воли, нравственного облика.
Если в воспитании детей упущено что-то
существенное, то эти пробелы появятся
позже и не останутся незамеченными. Постановка
цели и задач экологического воспитания
позволила определить содержание воспитательного
процесса. Выделены основные этапы сущности
процесса воспитания, тенденции и формы
экологического воспитания. Для каждой
формы выделены основные критерии эффективности:
массовость, стабильность, умение применять
экологические знания. Показателями воспитанной
личности служат: экологические знания,
умения, практические результаты, которые
выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной
работы по охране природы. Наиболее популярными
средствами обучения экологии являются
экскурсии. Они позволяют выявить природные
связи и основные этапы изучения природы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования дошкольников./Л.В. Симонова. // Наша Школа, 1999. - №1. -С. 20-25.
2 Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с дошкольниками. М.: Просвещение, 1993. -С. 78.
3 Барышева , Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // Наша Школа, 1998. №6. -С. 92-94.
4 Бахтибенов , А. Ш. Экологическое воспитание дошкольников. //Русс. яз. 1993. - №6. -С. 12-16 .
5 Боголюбов , С. А. Природа: что мы можем // Мн .: Наука и техника , 1987. -С. 121-125.
6 Вершинин , Н. А. Воспитание у дошкольников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // Наша Школа, 1998. - №10. -С. 9-11.
7 Воробьева , А. Н. Экологическое образование дошкольников. // Наша Школа, 1998. № 6. -С. 63-64.
8 Гетьман , В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. – 1983. -С.78-79.
9 Гришева , Е. А. Задания экологического содержания.// М. 1995.-С.49-52.
10 Дерябо ,С. Д. Субъективное отношение к природе детей детского сада. // Наша Школа, 1998. - № 6.- С. 19-26.
11 Дмитриев, Ю. Д. Земля у нас одна./Ю. Д.Дмитриев ,// М.: Детская литература. 1997. -С.58-62.
12 Дорошко, О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников/ Автореферат. Киев – 1988. -С.6-8 .
13 Жестнова ,Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НашаШкола, – 1989. №10-11.-С.35.
14 Жукова , И. А В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Наша Школа , 1998. №6. -С. 125-127.
15 Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание дошкольников в процессе воспитания // М.: Просвещение, 1983.- С. 145-148.
16 Климцова ,Т. А. Экология в детском саду. // Наша Школа, 2000. №6. -С. 75-76.
17 Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с дошкольниками. // Наша Школа, 1998. №6. -С. 50-52.
18 Мухамедьярова ,Р. Р. О работе экологической школы. // Наша Школа, 1999. №3. -С. 32-34.
19 Нинадрова, Н. Н. Воспитание у дошкольников чувства прекрасного. // Наша Школа 1998. №6. -С. 105-106.
20 Павленко, Е. С. Экологические проблемы и детский сад.// Наша Школа, 1998. №5.- С. 28-31.
21 Пахомов , А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // Наша Школа , 1998. №6. -С. 26-28.
22 Петров ,В. В. Из жизни земного мира / Минск, БГУ. 1998.-С.12-13.
Салеева ,Л. П. О содержании экологического воспитания в детском саду. // М.: Правда , 1983. -С. 58-64.
23 Салеева , Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе, 1987. №3.- С. 45-46.
24 Салеева , Л. П. Опыт экологического воспитания дошкольников. // Наша Школа , 1991. №4. -С. 98-104.
25 Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с дошкольниками. // НШ. – 1999. №5. -С. 45-51.
26 Сидельновский , А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987.- С114-120.
27 Тихонова А. Учебная природная тропа для дошкольников. // Наша Школа , 1991. №9. -С. 65-68.
28 Тихонова , А. Е., Деев В. М. Приобщите дошкольников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // Наша Школа 1998. №6. -С. 77-81.
29 Ферб , П. Популярная экология.// Мн .: Мир, 1971.-С. 48.
30 Чижевский , А. Е. Экология у нас дома. // Наша Школа , 1998. №6.- С. 43-46.
31 Чистякова , Л. А. Формирование экологической культуры.// Урал. ГАРК , 1998.- С. 34-39.
32
Яковлева , Е. В. Развитие экологической
культуры учащихся детского сада. // РАО
, 1996.-С. 115-117.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 страницы, 5 рисунков, 1 таблица, 32 литературных источника.
Ключевые слова: экологическое воспитание, детский сад, воспитание, дошкольник и др.
Объект исследования –
Предмет исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
Методы – анализ научно-
Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания дошкольников.
Информация о работе Экологическое воспитание детей дошкольного возраста