Эколого-экономическая эффективность использования водных ресурсов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить основы рационального использования ресурсов вод, описать водные ресурсы республики и их качество.
Задачи курсовой работы:
оценить проблемы водных ресурсов РБ;
оценить качество питьевой и колодезных вод;

Содержание

Введение5
1 Водные ресурсы Земли7
2 Водные ресурсы Республики Беларусь10
2.1 Водообеспеченность Республики Беларусь13
3 Основные источники загрязнения вод16
3.1 Проблема загрязнения вод РБ19
3.2 Анализ питьевой воды21
3.1 Анализ колодезных вод24
4 Рациональное использование водных ресурсов26
5 Определение платы за использование природных ресурсов33
5.1 Плата за землепользование33
5.2 Плата за пользование недрами34
5.3 Расчет сумм платы за воду, забираемую из водопроводных систем и поверхностных источников35
5.4 Эколого-экономическая лесная рента36
6 Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды39
6.1 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников39
6.2 Расчет платы за размещение отходов39
7 Значения ущерба, предотвращенного реализацией природоохранных мероприятий (ПОМ)41
7.1 Показатели эффективности природоохранных мероприятий42
7.2 Нормирование выбросов загрязняющих веществ от предприятий в водные объекты44
7.3 Порядок расчета социальной эффективности средозащитных затрат49
Заключение55
Список литературы57
Приложение А58

Работа состоит из  1 файл

расчеты.docx

— 169.85 Кб (Скачать документ)

     (5.4.1)

где С – себестоимость производства конечной продукции лесного комплекса; K1 – коэффициент эффективности (рентабельности) продукции лесного комплекса; K– рентный коэффициент.

Таким образом, нижний предел ренты в нашем  случае будет равен:

R’ = 28 700 × 1,8× 1,3 = 67 158  у.е./м3.

2. Определение дифференциальной ренты  (R²) связано с коррекцией нижнего предела ренты по основным параметрам природно-производственного характера:

    (5.4.2)

где K2 – коэффициент хозяйственной ценности древесной породы; K3 – коэффициент экологической ценности леса; K4 – коэффициент, учитывающий категории крупности древесины; K5 – коэффициент, учитывающий расстояние вывозки древесины (до пункта потребления либо погрузочного пункта).

Следовательно, дифференциальная рента для нашего случая составит:

R” =  67 158 × (2,5 × 1,7 × 0,7 × 1,1 – 1) = 69 498 × 2,2725 = 152 616,5 у.е./м3.

3. Полная оценка ресурсов лесного  комплекса определяется по формуле:

 (5.4.3)

где Ц – цена на конечную продукцию лесного комплекса; V – древесный запас;Ed – норматив дисконтирования; Af – фактический возраст рубки леса; А – возраст конкретного насаждения.

Полная оценка будет равна:

 

 

Вывод: лесные ресурсы обладают целым рядом специфических свойств, отличающих их от иных естественных ресурсов, и выступают сложным объектом оценки:

- значение эколого-экономической  ренты, отражающей дополнительный эффект от полного использования лесных ресурсов составляет 67 158 у.е./м ;

- значение дифференциальной ренты, учитывающей дифференциацию экологической и экономической ценности лесных ресурсов составляет 152 616,5 у.е./м ;

- полная оценка лесного комплекса  с общим древесным запасом 

37 000 м3 =

 

6 РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

 

6.1 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

 

Исходные данные для расчета:

Наименование загрязнителя – Хлор (II класс опасности).

Выбросы – 7,1 т

Ставка налога за выбросы  3 796 968 руб. за 1 тонну.

При условии, что лимит  выбросов для данного предприятия  не превышен, платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составляют:

С = 7,1× 3 796 968 = 26 958 472 руб./мес.

Вывод: плата предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составляет 26 958 472 руб./мес.

 

 

6.2 Расчет платы за размещение отходов

 

Исходные данные для расчета:

    • класс загрязнителя отходов - II
    • лимит размещения – 3,0 т.
    • фактически размещаемая масса – 4,0 т.

Ставка экологического налога за захоронение, хранение отходов производства II класса опасности:

    • за захоронение 1т – 1 691 944 руб.
    • за хранение 1т – 144 791 руб.

 

в данном случае, в санкционированном  месте хранится 4,0 т отходов, из них 3,0 т подлежат захоронению и 1,0 т  хранению.

Расчет платы за размещение конкретных отходов сверх установленных лимитов в санкционированном месте производится по формуле:

     (6.2.1)

где П пл – размер платы за размещение отходов сверх установленного лимита; К – коэффициент кратности в соответствии с законодательством (К = 5); Н – норматив платы за размещение отходов, руб./тонну (кг); М факт – фактический объем отходов, размещенных в отчетном периоде, тонн (кг); М лим – установленный лимит на размещение отходов, тонн (кг).

 

Расчет платы за захоронение отходов в пределах установленных лимитов:

      (6.2.2)

 

Общая сумма платежа за размещение отходов:

      (6.2.3)

По = 5 075 832 + 434 373 = 5 799 787 руб./мес.

Вывод: плата за размещение отходов составляет 5 799 787 руб/мес.

Предприятию необходимо перейти  на малоотходные технологии производства.

 

7 ЗНАЧЕНИЯ УЩЕРБА, ПРЕДОТВРАЩЕННОГО  РЕАЛИЗАЦИЕЙ

ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ПОМ)

 

 

 

Исходные данные для расчета:

Масса годового сброса загрязнителей  сточных вод до проведения природоохранных мероприятий:

- объем – 13 700 м3/в сутки;

- Бассейн реки Припять;

- концентрация загрязнителей:

Взвеси – 82,1 г/ м3;

СПАВ – 22,2 г/ м3;

Нефть – 0,6 г/ м3;

Азот аммонийный – 5,3 г/ м3;

Азот нитратный – 14,2 г/ м3;

Медь – 0,06 г/ м3.

Масса годового сброса загрязняющих примесей в  сточных водах после  проведения природоохранных мероприятий:

- объем – 12 330 м3/в сутки;

- текущие затраты –  15 300 у.е;

- капитальные затраты  – 233 900 у.е.;

- концентрация загрязнителей:

Взвеси – 48,9 г/ м3;

СПАВ – 1,32 г/ м3;

Нефть – 0,32 г/ м3;

Азот аммонийный – 2,71 г/ м3;

Азот нитратный – 7,9 г/ м3;

Медь – 0,023 г/ м3.

Экономическая оценка ущерба водоемам проводится по формуле:

    (7.1)

где rt – денежная оценка единицы сбросов, численное значение которого равно 60,0 у.е. за условную тонну; b – коэффициент, позволяющий учесть особенности водоема, подверженного вредному воздействию, безразмерный; Аi – показатель эколого-экономической опасности сброса i-го загрязнителя в водоем, усл. тонна / тонну(приложение А);Vit – объем сброса i-ого вида примеси загрязнителя.

 

 

=25 894 у.е.;

 

 

=9 757 у.е.

 

Вывод: значение предотвращенного ущерба при проведении природоохранных мероприятий составило 16 137 у.е. – сумма сэкономленная предприятием после внедрения ПОМ.

 

 

7.1 Показатели экономической эффективности

природоохранных мероприятий

 

Результат от проведения природоохранных  мероприятий рассчитывается как  сумма предотвращенного ущерба (УПР) и дохода (DД) от улучшения производственной деятельности в условиях снижения экологической напряженности:

Р = УПР + DД,    (7.1.1)

DД =155 933 у.е.

 

Затраты на проведение ПОМ (З) рассчитываются как сумма годовых эксплуатационных затрат (С) с величиной капитальных  вложений в ПОМ, умноженной на нормативный  коэффициент эффективности капитальных  вложений (ЕН = 0,12):

З = С + K × ЕН,    (7.1.2)

З = 15 300 + 233 900 × 0,12 = 29 904 у.е.

Экономический показатель экологической  эффективности:

   (7.1.3)

ПОМ считаются эффективными при ЭЗ³ 1.

 

Чистый  экономический эффект R от проведения природоохранных мероприятий будет равен разности между результатом (стоимостью) Р от внедрения природоохранных мероприятий (у.е.) и затратами З на проведение природоохранных мероприятий (у.е.).

R = Р – З,      (7.1.4)

R = 172 070 – 29 904 = 142 166 у.е.

Величина абсолютной (общей) эффективности  капитальных вложений в природоохранные  мероприятия рассчитывается по формуле:

,   (7.1.5)

условием эффективности капитальных  затрат является:ЭР> ЕН.

 

Простой срок окупаемости капитальных вложений Тп, (лет), применяется для предварительной оценки мероприятий на стадии составления технико-экономического обоснования реализации мероприятия и рассчитывается по формуле (1.4)

,     (7.1.6)

где К – капитальные  вложения в реализацию данного мероприятия, (млн. руб.); Р – годовая экономия ресурсов, получаемая от реализации данного мероприятия (в денежном выражении), (млн. руб./год).

 

Вывод: проведение природоохранных мероприятий является эффективным, а срок окупаемости составляет 1,36 года.

 

 

7.2 Нормирование сбросов загрязняющих веществ от предприятий в водные объекты

 

Мероприятия по защите водных ресурсов от загрязнения  определяются нормами охраны вод, т.е. установленными значениями показателей, содержание которых обеспечивает экологическое благополучие водных объектов и необходимые условия для охраны здоровья населения, культурно-бытового водопользования (ГОСТ 17.1.1.01-77).

Основные  требования к водопотребителям определены действующим законодательством  и «Правилами охраны поверхностных  вод» (Типовые положения, 1991); «Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения» (1989) и другими нормативными документами.

Нормирование  качества воды водоемов производится по категориям в зависимости от их назначения:

  • хозяйственно питьевого (водные объекты служат источниками централизованного или нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также водоснабжения предприятий пищевой промышленности);
  • культурно-бытового (водные объекты используются для купания, спорта и отдыха населения или находятся в пределах населенных пунктов);
  • рыбохозяйственного (водные объекты содержат ценные сорта рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода (I категория) и малоценные сорта рыб (II категория).

Категория водопользования для конкретного  водного объекта определяется местными органами санитарно-эпидемиологической службы и рыбоохраны.

Состав  и свойства воды водных объектов хозяйственно-питьевого  и культурно-бытового назначения после  спуска сточных вод должны соответствовать нормам в контрольных створах, расположенных в водотоках на 1 км выше по течению от ближайшего пункта водопользования, а в непроточных водоемах и водохранилищах – в радиусе одного километра от пункта водопользования.

Нормируемые значения устанавливаются для следующих  параметров воды водоемов: содержание плавающих примесей, содержание взвешенных веществ, запах, привкус, окраска, температура  воды, значение рН, состав и концентрации минеральных примесей, концентрация растворенного кислорода (БПКПОЛН), предельно допустимые концентрации (ПДК) и состав ядовитых и вредных веществ, содержание болезнетворных бактерий.

При отсутствии значений ПДК временно устанавливаются  величины ориентировочно допустимых уровней нормированных веществ (ОДУ) Они определяются расчетами или экспериментальными методами прогноза токсичности и применяются только на стадии предупредительного санитарного надзора за проектируемыми и строящимися предприятиями, очистными сооружениями. Ввод предприятий, цехов, технологии в эксплуатацию возможен только при наличии ПДК веществ и методов их определения в воде.

Возвратная  вода – обобщенное название отводимых в водный объект сточных, сбросных, дренажных вод.

При установлении ПДС расчетный расход сбрасываемых вод принимается как максимальный среднегодовой за фактический период работы.

Нормативы ПДС рассчитываются, как правило, в целом по бассейну реки. Если природное фоновое содержание загрязняющих веществ в водном объекте по каким-либо показателям не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливается, исходя из условий соблюдения природного фонового качества воды в контрольном створе. Данные по фоновому составу воды водных объектов запрашиваются в местных комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды.[6]

 

Необходимо  рассчитать величину ПДС сточных вод вне черты населенного пункта с учетом степени возможного разбавления этих вод водой водного объекта.

Исходные  данные:

С мелиоративной системы сбрасываются дренажные воды с расходом gСВ = 0,3 м3/с (1080 м3/час) в реку за чертой населенного пункта,

время сброса дренажных вод 180 дней,

расход  воды в реке QВ = 4,0 м3/c,

концентрация  загрязняющих веществ в сточных водах:

  • азот нитратов = 20,0 мг/дм3,
  • фосфор = 2,0 мг/дм3,
  • калий = 80,0 мг/дм3,
  • а = 0,3.

Определяем:

1. Для водоемов с направленным течением кратность разбавления удобнее определять по формуле:

n =

,    (7.2.1)

где а – коэффициент смешения, показывающий какая часть расхода воды в водоеме участвует в смешении а< 1; QВ – наименьший среднемесячный расход воды в водоеме, м3/с; gСВ – расход сточных вод, сбрасываемых в водоем, м3/с.

 

2. Нормативная концентрация вредных веществ определяется с учетом их ЛПВ (обязательно выполнение соотношения (1)) и ПДК

, мг/дм3,    (7.2.2)

где ПДКВВ – ПДК вредного вещества в воде водного объекта (таблица 2), мг/дм3; m – количество вредных веществ, относящихся к одному ЛПВ.

Информация о работе Эколого-экономическая эффективность использования водных ресурсов в Республике Беларусь