Эколого-экономическая эффективность использования водных ресурсов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить основы рационального использования ресурсов вод, описать водные ресурсы республики и их качество.
Задачи курсовой работы:
оценить проблемы водных ресурсов РБ;
оценить качество питьевой и колодезных вод;

Содержание

Введение5
1 Водные ресурсы Земли7
2 Водные ресурсы Республики Беларусь10
2.1 Водообеспеченность Республики Беларусь13
3 Основные источники загрязнения вод16
3.1 Проблема загрязнения вод РБ19
3.2 Анализ питьевой воды21
3.1 Анализ колодезных вод24
4 Рациональное использование водных ресурсов26
5 Определение платы за использование природных ресурсов33
5.1 Плата за землепользование33
5.2 Плата за пользование недрами34
5.3 Расчет сумм платы за воду, забираемую из водопроводных систем и поверхностных источников35
5.4 Эколого-экономическая лесная рента36
6 Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды39
6.1 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников39
6.2 Расчет платы за размещение отходов39
7 Значения ущерба, предотвращенного реализацией природоохранных мероприятий (ПОМ)41
7.1 Показатели эффективности природоохранных мероприятий42
7.2 Нормирование выбросов загрязняющих веществ от предприятий в водные объекты44
7.3 Порядок расчета социальной эффективности средозащитных затрат49
Заключение55
Список литературы57
Приложение А58

Работа состоит из  1 файл

расчеты.docx

— 169.85 Кб (Скачать документ)

Таблица 2 – ПДК вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного водопользования

п/п

Наименование вещества

ЛПВ

ПДК

мг/дм3

1

Калий

с.-т.

50,00

2

Азот нитратов

с.-т.

9,10

3

Фосфор

с.-т.

0,10

Примечание: ЛПВ – лимитирующий показатель вредности;

с.-т. – санитарно-токсикологический.


 

При наличии в водном объекте  нескольких веществ с одинаковым ЛВП санитарные нормы выполняются, если

 

 

следовательно, санитарные нормы не выполняются и необходимо очищать сточные воды до ПДК.

Используя таблицу 2, находим количество веществ, относящихся к одному ЛПВ, и рассчитываем их нормативные концентрации.

Азот  нитратов, фосфор, калий относятся  к санитарно-токсикологи-ческому ЛПВ, следовательно, нормативная концентрация равна:

азот  нитратов:  мг/дм3,

фосфор:  мг/дм3,

калий:    мг/дм3.

3. Для сбросов сточных вод вне черты населенного пункта концентрация загрязняющих веществ в них определяется с учетом степени возможного разбавления этих вод водой водного объекта и качества воды выше места сброса сточных вод по формуле:

мг/дм3,    (7.2.4)

где n – кратность разбавления сточных вод, СН – нормативная концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта (контрольного створа) соответствующего вида водопользования, мг/дм3, СФ – фоновая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта (до места выпуска сточных вод), мг/дм3.

= 5× 3,03 = 15,15 мг/дм3,

= 5× 0,03 = 0,15 мг/дм3,

= 5× 16,7 = 83,5 мг/дм3.

4.ПДС в водный объект со сточными водами загрязняющих веществ определяется для всех категорий водопользования по формуле:

ПДС = gСВ×ССВ, г/ч,    (7.2.5)

где gСВ – среднечасовой расход сточных вод (наибольший) за период его фактического сброса, м3/ч, ССВ – концентрация загрязняющего вещества, сбрасываемого со сточными водами в водный объект, мг/дм3 (г/м3).

ПДС загрязняющих дренажные воды веществ:

ПДСА = 1080 ×15,15 = 16 362 г/час,

ПДСФ = 1080 ×0,15 = 162 г/час,

ПДСК = 1080×83,5 = 90 180 г/час.

5. Необходимая степень (эффективность) очистки сточных вод от загрязнений пред сбросом в водный объект составляет

Э =

× 100%,    (7.2.6)

где СИСХ – исходная концентрация загрязнения в неочищенных сточных водах, мг/дм3.

Сравниваем  допустимые к сбросу и исходные концентрации загрязняющих веществ, рассчитываем эффективность их очистки:

 

 

 

Вывод: для достижения ПДС концентрации азота нитратов и фосфоранеобходимо очистить сточные воды перед сбросом в водный объект соответственно на 24,25% и 92,5%, в то время какстепень концентрации калия удовлетворительная.

Предприятию необходимо либо пересмотреть ранее установленные ПДС, либо предусмотреть природоохранные мероприятия по очистке сточных вод.

 

 

7.3 Порядок расчета социальной эффективности

средозащитных затрат

 

Социальная эффективность – это экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т.д. Другими словами, социальная эффективность – это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека.

Социальный ущерб – ущерб, наносимый здоровью людей загрязнением воздуха, плохим качеством воды, грязными продуктами, шумом, вибрацией, а следовательно, приводящий к росту заболеваемости, ухудшению жизни, условий труда и отдыха.

Социальные  потери подразделяются на:

- восполнимые,

- невосполнимые.

Соотносительно  и ущерб: восполнимый и невосполнимый. Восполнимый ущерб можно измерить стоимостными показателями. Можно определить прямые расходы на здравоохранение и социальное обеспечение:

- оплата  больничных листов и потери  производства от невыхода на  работу;

- затраты  на лечение (стационарное и  амбулаторное).

Невосполнимый ущерб влечет за собой:

- сокращение  продолжительности жизни;

- снижение  творческой активности;

- досрочный  уход на пенсию по состоянию  здоровья. [9]

Социальные  эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов (сбросов) и поддержания заданного состояния природной среды.

 

Определить  социальную эффективность средозащитных затрат в реконструкцию очистных сооружений керамического завода.

Исходные  данные:

Капитальные вложения в реконструкцию завода К = 19 400 т. руб.

Текущие затраты на содержание очистных сооружении С =  1 760 т. руб.

Годовая выработка кирпичей на одного рабочего:

    • до реконструкции Т1 = 115 тыс. шт.,
    • после реконструкции Т2 = 130 тыс. шт.

Цена  тысячи кирпича Ц = 20 тыс. руб.

Количество  дней работы в году одного рабочего:

    • до реконструкции Р2 = 240 дней,
    • после реконструкции Р1 = 247 дней.

Среднее количество дней болезни одного больного:

    • при амбулаторном лечении ДА = 9 дней,
    • при стационарном лечении ДС = 4 дня.

Затраты на лечение  одного больного:

    • при амбулаторном лечении ЗА = 30 тыс. руб.,
    • при стационарном лечении ЗС = 120 тыс. руб.

Средний размер пособия на одного заболевшего ВП = 40 тыс. руб.

Количество  больных лечившихся:

    • амбулаторно БА = 5 чел,
    • стационарно БС = 5 чел.

Стоимость продукции, производимой одним работником в  день

ПЧ = 80 тыс. руб.

Определяем:

1) Расчеты  составляющих социального эффекта  природоохранных мероприятий осуществляются следующим образом. Эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости из-за загрязнения среды:

ЭЧ.П= Б ×ПЧ × (Р1 – Р2),    (7.3.1)

гдеБ – количество больных; ПЧ – чистая продукция на один человеко-день работы; Р1 и Р2 – количество человеко-дней работы на одного работника до и после проведения природоохранного мероприятия соответственно.

ЭЧ.П= 10 × 80 × (247 – 240) =5 600 тыс. руб./год;

2) Эффект  от сокращения выплат из фонда  социального страхования определяется  по формуле:

ЭС.С = Б×ВП× (Р1 – Р2),    (7.3.2)

где ВП – средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего.

ЭС.С = 10× 40 ×(247 – 240) = 2 800 тыс. руб./год;

3) Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом

ЭЗ.Л = БА ×ДА×ЗА + БС ×ДС×ЗС,    (7.3.3)

где БА, БС – число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; ДА, ДС – среднее количество дней лечения одного больного амбулаторно и в стационаре; ЗА, ЗС – средние затраты на лечение одного больного соответственно амбулаторно и в стационаре.

ЭЗ.Л = 5×9× 30 + 5×4× 120 = 3 750 тыс. руб./год;

4) Эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки

ЭП.Т =

,    (7.3.4)

где Тj и Тi – количество продукции j-го, i-гo видов, получаемых соответственно до и после осуществления оцениваемого мероприятия; Цj и Цi – оценка единицы j-й, i-й продукции.

ЭП.Т = (130 – 115) × 20 = 300 тыс. руб./год;

5) Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п. Таким образом, в общем виде социальный эффектЭ можно определить через экономические показатели:

ЭГ = ЭЧ.П+ ЭС.С + ЭЗ.Л + ЭП.Т,    (7.3.5)

где ЭЧ.П– эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; ЭС.С – эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; ЭЗ.Л – эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; ЭП.Т – эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.

Годовой социальный эффект:

ЭГ = 5 600 + 2 800 + 3 750 + 300 = 12 450 тыс. руб.;

6) Показатель социальной эффективности ЭС определяется, как и общая экономическая эффективность, в виде отношения годового эффекта (в данном случае – социального) к совокупным экологическим затратам:

ЭС =

;    (7.3.6)

 

7) Показатель  эффективности капитальных вложений  в реконструкцию очистных сооружений завода

(7.3.7)

 

8) Срок окупаемости  капитальных вложений

(7.3.8)

 

Вывод: фактический уровень и норматив укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов (сбросов) и поддержания заданного состояния природной среды, удовлетворительный. Капитальные вложения в реконструкцию очистных сооружений завода эффективны, в то время как срок окупаемости составит 1,82 года.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Водные  ресурсы являются одним из ключевых элементов устойчивого развития Республики Беларусь, имеющим огромное значение для его социальных, экономических и экологических аспектов.

В данной курсовой работе описано значение водных ресурсов, рассмотрены проблемы водообеспечения в Республике Беларусь, водный фонд страны, загрязнение водных ресурсов в связи с чрезмерным и часто нерациональным использованием вод, дана характеристика водных ресурсов в республике, описаны мероприятия по рациональному использованию данного ресурса, способы очистки сточных вод и необходимые для этого сооружения.

Для территории Беларуси весьма характерно нитратное  загрязнение грунтовых вод и формирование вод нитратного типа. Более 26% сельских населенных пунктов используют грунтовые воды посредством шахтных колодцев или неглубоких индивидуальных скважин. Грунтовые воды подвержены загрязнению за счет поверхностного стока и вымывания из почвы компонентов минеральных и органических удобрений, ядохимикатов, а также повышена вероятность попадания в воду патогенных микроорганизмов и вирусов. Такая многокомпонентная водная система по данным мониторинга за последние 5 лет привела к ухудшению качества питьевой воды по микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям.

Однако реализуемый в 2011 году комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий позволил сохранить в Брестской области стабильную и управляемую ситуацию по инфекционным и паразитарным болезням, обеспечить санитарную охрану территории. Эпидемическая ситуация по кишечным инфекциям в 2011 году была стабильной, уровень заболеваемости суммой острыми кишечными инфекциями снизился на 9%. Снизилась заболеваемость сальмонеллезами на 42%.

В ходе курсовой работы были рассчитаны платы за использование  природных ресурсов, за загрязнение  окружающей среды и за захоронение  отходов. Также проведен эколого-экономический  анализ хозяйственной деятельности предприятия сбрасывающего загрязняющие вещества в водные объекты, что позволило оценить экологическую безопасность на основе баланса в системе “производство – окружающая среда”.

Для решения водной проблемы необходимо придерживаться следующих целей:

  1. предотвращение дальнейшего ухудшения состояния водных экосистем;
  2. содействие долгосрочной охране имеющихся водных ресурсов;
  3. обеспечение последовательного уменьшения загрязнения поверхностных и подземных вод;

Основные  экологические задачи для решения  проблем водного фонда РБ:

  1. Для поверхностных вод:
  • предотвращение ухудшения состояния водных объектов;
  • достижение состояния всех водных объектов в соответствии с целевыми показателями;
  • достижение хорошего экологического потенциала искусственных и сильно измененных водных объектов и качества воды в них;
  • существенное снижение загрязненных водных объектов основными веществами.
  1. Для подземных вод:

Информация о работе Эколого-экономическая эффективность использования водных ресурсов в Республике Беларусь