Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:56, дипломная работа
Экологическая безопасность Республики Казахстан и улучшение условий жизни граждан в значительной мере связаны с глубокими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране, количественными и качественными изменениями воздействия на окружающую среду основных отраслей экономики.
Принятие стратегических документов социально-экономического развития, активное участие Казахстана в международном сотрудничестве и необходимость сближения с требованиями международного стандарта ставят перед обществом задачу глубокого анализа существующей системы охраны окружающей среды, концептуального пересмотра приоритетов экологической политики и задач обеспечения экологической безопасности.
При реформировании законодательства, регламентирующего общественные отношения, входящие в сферу компетенции многих ведомств, необходима поддержка со стороны Правительства и Парламента.
В контексте задач политики устойчивого развития, следует внедрять современные методы оценки сбалансированности экономических, социальных и экологических аспектов развития общества; в частности, включение «зеленых счетов» в методологию определения ВВП, индикаторов устойчивости в национальную систему статистики, оптимизировать размер природной ренты.
В целом реализация запланированных мер будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы управления охраной окружающей среды, оптимизации уровня природоохранных требований, привлечению в эту сферу корпоративных инвестиций, и, в конечном счете, достижению задач, поставленных Президентом Республики Казахстан в Концепции экологической безопасности, а именно:
Систематизация национального законодательства в области охраны окружающей среды в Экологическом кодексе и приведение его в соответствие с международными обязательствами Республики Казахстан.
Конец прошлого века определил, что нынешний век станет веком высоких технологий. Место каждого региона будет определяться тем, как она эти технологии применяет. И главной задачей нашей страны в новом столетии должно стать повышение конкурентоспособности казахстанской экономики, для реализации которой необходимо изменить ее международную специализацию путем развития предприятий высокотехнологичных отраслей, используя накопленных запас интеллектуального капитала. Государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность и поддержание экологического равновесия. Однако, практиковавшийся в дореформенный период остаточный принцип финансирования природоохранной деятельности усугубился резким снижением инвестиционной активности во всех отраслях экономики при переходе к рыночным отношениям. Поэтому считаем, что для возрождения экономики Казахстана необходимы интенсивные вложения капитала именно в экологически направленные инновации, которые могут обеспечить не только экономический, но и социальный эффект.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
2.1 Анализ экологической ситуации в регионах Казахстана
В РК вопросам трансграничного характера и переноса загрязнения воздуха на большие расстояния придается большое значение. В КЭБ РК на 2004-2015 годы эта проблема рассматривается как реальная внешняя угроза, решение которой должно обеспечиваться совместными действиями сопредельных государств.
РК разрабатывает Национальную
концепцию и программу действий
по сокращению выбросов ЗВ для того,
чтобы совместными и
Настоящая концепция определяет цели, задачи, пути и направления развития Национальной программы и Плана выполнения КТЗВ и протоколов к ней в Казахстане. Концепция также указывает объективные предпосылки, основные требования и законодательные меры для выполнения обязательств по Протоколам. Она рассматривает не только технические мероприятия в выбранных секторах, но и возможности их структурного изменения.
Национальная программа включает отдельные требования Протоколов, в том числе, отчетность по выбросам загрязнителей и возможности внедрения наилучших имеющихся методов (ВАТ – Вest Available Technologies). Разработка Концепции, Национальной программы и Плана выполнения осуществляется в рамках проекта ЕЭК ООН, финансируемого из средств Счета развития ООН, «Наращивание потенциала для управления качеством воздуха и применения чистых технологий сжигания угля в Центральной Азии» (КАПАКТ). Этот проект также выполняется в рамках реализации Регионального плана действий по охране окружающей среды в ЦА.
В 2010 году ВВВ в АВ от стационарных источников составили 2,9 млн.т и их уровень по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 0,2%.
В целом по республике, из 8097 предприятий, загрязняющих АВ, 53% увеличили свои выбросы.
Основные объемы ЗВ были сформированы на территориях Карагандинской (1265,8 тыс. т), Павлодарской (575,4 тыс. т), Актюбинской (204,6 тыс. т), ВКО (166,5 тыс. т), Кустанайской (115,6 тыс. т) областей. [7]
Наибольшее загрязнение АВ наблюдалось в городах: Балхаш (620,7 тыс.т), Темиртау (328,1 тыс.т), Аксу (149,6 тыс. т), Экибастуз (162,6 тыс.т), Павлодар (154,4 тыс.т), Актобе (178,2 тыс.т), Джезказган (127,4 тыс.т),
Основными загрязнителями АВ являются предприятия обрабатывающей промышленности, их удельный вес в общем объеме выбросов составляет 45,9%, предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды –29,1%, предприятия горнодобывающей промышленности –14,8%, прочие предприятия – 10,2%.
Большое количество ВВВ
в значительной степени обусловлено недостаточ
Из общего объема выброшенных в АВ ЗВ (2915 тыс.т) 75,4 % составляют газообразные и жидкие вещества, 24,6% - твердые.
В составе 2197,4 тыс.т газообразных и жидких выбросов 59,2% приходится на сернистый ангидрид, 20,2% - на окись углерода, 9,4% - на окислы азота, 5,2% - на углеводороды (без летучих органических соединений), 6% - прочие газообразные вещества. [7]
В 2009 году, предприятиями республики, из общего количества ЗВ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения, уловлено и обезврежено 89,1% ВВ. Выше республиканского уровня удельный вес уловленных и обезвреженных ВВ наблюдался в Павлодарской (95,5%), Алматинской (91,6), Костанайской (91,3%), СКО (91%), Жамбылской (90,4), ВКО (89,3%), Акмолинской (85,3%), Карагандинской (81,7), областях, г. Астане (94,8%), самый низкий удельный вес - в Мангистауской (0,2 %), Кызылординской (1,2%) областях.
В 2009 году в воздушный бассейн РК в значительном количестве поступили такие чрезвычайно опасные по степени воздействия на человеческий организм вещества: свинец и его соединения – 2667,9 т, мышьяк – 1548,1 т, оксид меди – 621,7 т, марганец и его соединения – 338,3 т, кислота серная – 182,7 т, хлор – 61,6 т, ртуть –318 килограмм.
В 2009г. предприятиями республики было запланировано 328 мероприятий по сокращению ВВВ в атмосферу, из которых 286 или 87,2% выполнено. Объем израсходованных средств, с начала выполнения мероприятий, составил 37,2 млрд. тенге. Расходование этих средств осуществлялось по следующим направлениям: на совершенствование технологических процессов, включая снижение неорганизованных выбросов 19,8 млрд. тенге (53,2%), на ввод в эксплуатацию новых очистных установок 15,5 млрд. тенге (41,8%), на повышение эффективности существующих очистных установок 1,8 млрд. тенге (4,8%), на выполнение прочих мероприятий 0,1 млрд. тенге (0,2%). [7]
Рисунок 1– Выбросы ЗВ по областям республики
Источник информации РГП «КазНИИЭК» МООС РК
Промышленный комплекс РК ежегодно выбрасывает в атмосферу большое количество ЗВ. По методологии ЕМЕР эти вещества делятся на три группы: 1 – оксиды азота (NOx), окись углерода (CO), неметановые углеводороды (НМУ) и двуокись серы (SO2); 2) тяжелые металлы – As, Cd, Cr, Cu, Hg, Ni, Pb, Se, Zn, V. [7]
Большое количество ВВВ
в значительной степени обусловлено
недостаточной оснащенностью
Рисунок 2 – Выбросы ЗВ по городам Казахстана.
Источник информации РГП «КазНИИЭК» МООС РК
Лидером по выбросам ЗВ, так же как и в прошлые годы, являются п. Глубокое и г. Темиртау (рисунок А.1.2).
В 2009 году максимальные значения по свинцу наблюдались в Астане, Семипалатинске. В Астане значения выбросов по свинцу растут от года к году так в 2008 г. выбросы свинца выросли в 400 раз по сравнению с 2008 г. (2008 г. – 0,016 т; 2008 г. – 7,638 т), а в Семипалатинске в 40 раз. [7]
Показатель для стран
ВЕКЦА «Качество АВ в населенных
пунктах» характеризует состояние
ОС с точки зрения качества АВ и
негативного воздействия
Наблюдения за качеством АВ проводились РГП «Казгидромет» МООС РК по программе работ по экологическому мониторингу проводились в 2009 г. на 50 стационарных постах наблюдений (ПНЗ) в 21 населенном пункте республики: городах Актау, Актобе, Алматы, Астана, Атырау, Балхаш, Жезказган, Караганда, Костанай, Кызылорда, Риддер, Павлодар, Петропавловск, Семей, Тараз, Темиртау, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Екибастуз и пос.Глубокое. [3]
В 2009г., также как и в 2008 г.наибольший уровень загрязнения АВ наблюдался в г.Алматы (ИЗА5 -12,6), превысив уровень 2008 г. (ИЗА 5 12,1) на 0,5 -ИЗА 5.
К загрязненным городам (ИЗА5 ≥ 5) отнесено 10 городов (9 городов в 2009 г.), в том числе с высоким уровнем загрязнения воздуха (ИЗА5 ≥ 7) - 8 городов(8 городов в 2009 г.) (таблица А.2.1)
Таблица 1
Динамика изменения уровня загрязнения АВ в наиболее крупных городах и промышленных центрах РК
Город |
ИЗА5 |
Отрасли промышленности, оказывающие влияние на загрязнение воздуха | |||
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||
1 |
Алматы |
15,2 |
12,1 |
12,6 |
автотранспорт, энергетика |
2 |
Шымкент |
11,8 |
10,7 |
11,2 |
цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая |
3 |
Актобе |
10,1 |
9,7 |
9,5 |
черная металлургия, химическая |
4 |
Темиртау |
8,3 |
8,9 |
8,6 |
черная металлургия, химическая |
5 |
Караганда |
13,9 |
10,7 |
7,5 |
энергетика, угледобывающая, автотранспорт |
6 |
Тараз |
8,0 |
7,6 |
7,5 |
химическая |
7 |
Риддер |
8,3 |
7,6 |
7,4 |
цветная металлургия, энергетика |
8 |
Усть-Каменогорск |
8,7 |
6,5 |
7,2 |
цветная металлургия, энергетика |
9 |
Кызылорда |
5,5 |
энергетика | ||
10 |
Жезказган |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
цветная металлургия, энергетика |
11 |
Семей |
4,8 |
4,0 |
4,6 |
энергетика, строительных материалов |
12 |
Астана |
3,7 |
4,7 |
4,5 |
энергетика, автотранспорт |
13 |
Актау |
4,0 |
3,5 |
4,3 |
химическая |
14 |
Петропавловск |
4,0 |
4,2 |
4,3 |
энергетика, приборостроение |
15 |
Балхаш |
3,0 |
2,8 |
3,8 |
цветная металлургия, энергетика |
16 |
Костанай |
3,5 |
2,9 |
3,1 |
энергетика |
17 |
пос.Глубокое |
4,7 |
4,6 |
3,0 |
цветная металлургия |
18 |
Атырау |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
нефтеперерабатывающая |
19 |
Павлодар |
1,3 |
1,7 |
1,9 |
нефтеперерабатывающая, энергетика |
20 |
Екибастуз |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
энергетика, угледобывающая |
21 |
Уральск |
1,0 |
0,8 |
0,7 |
энергетика |
В среднем по городам |
6,17 |
5,62 |
5,52 |
Источник информации: РГП «Казгидромет»
В 18 городах республики средние значения концентраций ЗВ хотя бы одной примесью превысили ПДК (17 городов в 2008 г.). В 5 городах (Алматы, Риддер, Темиртау, Усть-Каменогорск и Шымкент), также как в 2008 г., выше ПДК были концентрации трех и более веществ [3].
В 10 городах отмечены средние концентрации диоксида азота в пределах 1,3 - 2,2 ПДК, в 9 городах – взвешенных веществ (пыли) в пределах 1,2 - 2,8 ПДК, в 7 городах - формальдегида в пределах 1,3 - 4,3 ПДК, в 4 городах - фенола в пределах 1,7 - 3,0 ПДК.
Максимальные разовые концентрации ЗВ хотя бы одной примесью превысили ПДК в 20 населенных пунктах ( в 19 городах в 2008 9.). При этом в 12 городах, также как в 2008 г. (Алматы, Астана, Балхаш, Жезказган, Караганда, Павлодар, Семей, Тараз, Темиртау, Шымкент, Усть-Каменогорск и пос. Глубокое) отмечены превышения ПДК для 3-х и более веществ. Разовые концентрации взвешенных веществ выше ПДК наблюдались в 16 городах, оксида углерода - в 14 городах, диоксида азота – в 18 городах, фенола – в 9 городах, сероводорода и формальдегида - в 4 городах, аммиака и фтористого водорода – в 3 городах, диоксида серы - в 2 городах [3].
В 2009 году зарегистрировано 22 случая высокого загрязнения (ВЗ) и 1 случай экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) АВ: в г. Астане максимальная концентрация взвешенных веществ в апреле составила 14,6 ПДК (1 ВЗ), в мае - 65,2 ПДК (1 ЭВЗ), концентрации диоксида азота (3 ВЗ) превышали ПДК в 10,4 - 23,8 раза; в г. Балхаше (10 ВЗ) концентрации взвешенных веществ превышали допустимую норму в 10,2 - 11,6 раза, диоксида серы – 10,3 - 21,3 раза; в г. Кызылорде (8 ВЗ) концентрации взвешенных веществ превышали допустимую норму в 10,2 - 14,0 раза.
Содержание ВВ в 2009 г. в АВ городов Казахстана остается высоким. Средние и максимальные значения вредных примесей в городах изменялись в больших пределах, в зависимости от величины выбросов промышленных предприятий, а также расположения городов в различных физико-географических районах. [3]
Средняя концентрация взвешенных веществ (пыли) по городам республики составила 1,2 ПДК. Средняя концентрация взвешенных веществ в г. Алматы, г. Астане и г. Кызылорде превышала 2 ПДК, в городах Актау, Атырау, Балхаш, Жезказган, Риддер, Семей, Темиртау, Усть-Каменогорск и Шымкент - составила 1,0-1,8 ПДК. В г. Астане максимальная из разовых концентраций взвешенных веществ достигала 65,2 ПДК, в г. Кызылорде - 14 ПДК, в г. Балхаше – 11,6 ПДК, в г. Павлодаре, г.Семей, г. Таразе и г.Усть-Каменогорске – 4,0-4,8 ПДК, в г.Атырау - 3,4 ПДК, в городах Актау, Алматы, Жезказган, Темиртау, Шымкент и Екибастуз находилась в пределах 2,0–2,8 ПДК, в г.Караганде и пос.Глубокое - превышала 1 ПДК.
Информация о работе Эколого-экономическое развитие регионов РК