Эколого-экономическое развитие регионов РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:56, дипломная работа

Описание

Экологическая безопасность Республики Казахстан и улучшение условий жизни граждан в значительной мере связаны с глубокими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране, количественными и качественными изменениями воздействия на окружающую среду основных отраслей экономики.
Принятие стратегических документов социально-экономического развития, активное участие Казахстана в международном сотрудничестве и необходимость сближения с требованиями международного стандарта ставят перед обществом задачу глубокого анализа существующей системы охраны окружающей среды, концептуального пересмотра приоритетов экологической политики и задач обеспечения экологической безопасности.

Работа состоит из  1 файл

Экология.doc

— 490.00 Кб (Скачать документ)

Наибольшие поступления отмечены в Атырауской (45828,0 млн. тг.), Кызылординской (4208,9 млн. тг.), Актюбинской (3763,9 млн. тг.), Карагандинской (2955,4 млн. тг.) и Павлодарской (2208,8 млн. тг.) областях. Незначительные поступления – в Жамбылской (362,1 млн. тг.), СКО (508,7 млн. тг.), Алматинской (606,9 млн. тг.) и Акмолинской (662,1 млн. тг.) областях. [35,14] Поступление и расходование платежей за загрязнение ОС приведены в таблице 3.6.1 рисунках 3.6.2 и 3.6.3

 

 

Рисунок 6 – Доля (в %) областей в общем объеме средств, поступивших в местный бюджет за загрязнение ОС среды за 2009 год.

 

 

 

Рисунок 7 – Финансирование ПМ и поступление средств в  РК в 2009 г.

 

На протяжении 2002-2005 годов  объем финансирования ПМ, проводимый местными исполнительными органами не превышал 27% от общего поступления платежей за загрязнение ОС (в 2002 году – 1,6 млрд. тг. (20,8%), в 2003 году – 3,31 млрд. тг. (26,9%), в 2004 году – 3,35 млрд. тг. (21,1%), в 2005 году – 3,75 млрд. тг. (15,0%). В 2008 г. объем средств, направляемых на финансирование ПМ, по сравнению с 2005 г. увеличился на 21% и составил 9011,0 млн. тг. (36,8%) от фактического поступления платежей за загрязнение ОС. [35]

В 2009 г. произошло значительное увеличение финансирования ПМ, сумма  финансирования составила 20522,9 млн. тг. или 81,2% от поступления средств за загрязнение ОС.

Во всех областях РК кроме  Павлодарской, ЮКО, Кызылординской, ЗКО  и Актюбинской финансирование ПМ составило более 50% от поступления  платежей. В указанных же областях власти крайне нерационально использовали средства на природоохранные цели, суммы, выделенные на финансирование ПМ, составили соответственно 9,5%, 9,5%, 46,1%, 25,8% и 22,5% от фактического поступления средств за загрязнение ОС..Лидерами по финансированию природоохранных мероприятий являются города Астана (421,5%) и Алматы (192,7%), Мангистауская (154,8%) и Костанайская (117,3%) области [35,14].

Анализ финансирования ПМ показывает, что основная доля поступления  платежей за загрязнение ОС приходится на Атыраускую, Кызылординскую и Карагандинскую области, т.е. регионы активной добычи углеводородов и загрязнения ОС. В 2009 г. несколько большее финансирование ПМ способствовало стабилизации качества ОС в этих регионах.

Во многих областях остро  стоит вопрос нецелевого расходования платежей за загрязнение ОС. Как уже указывалось выше, в Павлодарской, ЮКО, Кызылординской, ЗКО и Актюбинской областях финансирование ПМ в 2, а то и в 8,5 раз ниже уровня среднереспубликанского показателя. [35,14]

В 2009 г. на 1 гражданина РК пришлось 1318 тг. (10,9 $) выделенных на ПМ, что в 2 раза выше уровня 2008 г.(585 тг. или 4,8 $). Это демонстрирует незаинтересованность местных исполнительных органов в решении проблем ОС, хотя значительные сдвиги имеются, и работа в этом направлении должна быть продолжена.

казахстан экологический финансирование природопользование

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

3.1 Выявление  региональных различий взаимодействия  хозяйственной деятельности и  природной среды

 

В решении вопросов рационализации природопользования и неразрывно связанной с ней территориальной организации хозяйства важнейшее место занимает выявление региональных различий взаимодействия хозяйственной деятельности и природной среды, т.е. районирование этого процесса.

Проводимое ранее экономическое районирование в определенной мере всегда учитывало территориальные физико-географические различия, но этот учет сводился главным образом лишь к оценке природно-ресурсного потенциала района, которая обычно давалась в основном с экономических и отраслевых т.е. технико-технологических позиций, а следовательно не имела комплексного экологического характера.

Современные социально-экономические  изменения, происходящие в регионах, настоятельно требуют изменений  в управлении охраной окружающей среды.

Экономические трудности  привели к процессу разукрупнения  крупных производств и возникновения  огромного количества мелких предприятий. При этом вклад мелких хозяйствующих  объектов в загрязнение города в  некоторых районах не меньше, чем  прежде. Кроме того, неизмеримо возросли экологические нарушения коммерческой сферы деятельности.

При поддержке Гарвардского института международного развития городским управлением экологии (ныне охраны окружающей среды) еще  в 1995 г. сформирована программа по купле-продаже выбросами вредных веществ в атмосферу. Реализация этой программы зависит от многих условий. Наличие карт, отражающих уровень экологического ущерба районов, позволит формировать гибкую систему торговли выбросами с контролируемым процессом уменьшения сильных антропогенных нагрузок на экологически неблагоприятные районы.

Следует также отметить, что проведенное экологическое  районирование, станет основой слаженной  и непротиворечивой деятельности многих городских служб.

Банк данных может  служить основой для реализации программы купли-продажи выбросами в атмосферу и требований экологической реабилитации городской среды, введения коэффициента экологического районирования для пересмотра ставок платежей за загрязнение окружающей природной среды, оценки стоимости недвижимости города и др.

По вопросам экологического районирования приняты следующие  нормативные акты:

  • Постановление Кабинета Министров РК от 29 июля 1993 г.№548 «О неотложных мерах по упорядочению экологического районирования Республики Казахстан».
  • Концепция экологической безопасности Республики Казахстан, одобренная распоряжением Президента Республики Казахстан №2967 от 30 апреля 1996 года;
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.02.97 г. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан»;
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 19.02.98 г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы».
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 07.03.2000 г. «О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы».
  • Комплексная программа оздоровления экологической обстановки города Алматы «Таза ауа – Жанга дауа» на 1999-2015 годы.

По заданию Министерства охраны окружающей среды Государственным  предприятием прикладной экологии «Казмеханобр»  разработана методология экологического районирования областей. По заданию  Алматинского городского управления охраны окружающей среды в 1998 г. разработаны методические подходы по экологическому районированию урбанизированных (городских) территорий.

Целью экологического районирования регионов является совершенствование механизмов управления охраной окружающей среды в регионах и природопользованием, включающее:

  • определение допустимой экологической нагрузки на различные регионы;
  • определение допустимых значений развития промышленной, энергетической и транспортной инфраструктур для каждого региона;
  • оценка допустимого экологического риска разных регионов и оценка ущерба здоровью людей;
  • обоснование методики организации схемы мониторингового обследования при получении достоверных и оперативных экологических данных (с учетом морального и физического износа существующей системы мониторинга и с учетом внедрения эксперимента по купле-продаже выбросов вредных веществ в атмосферу);
  • создание картографической автоматизированной системы (ГИС-технологии) для визуальной обработки полученных данных и прогнозирования экологических процессов в регионах;
  • разработка проектов под выбранные приоритетные проблемы районов и города и оптимальных экологических мероприятий, улучшающих методы охраны окружающей среды.

Объект экологического районирования - отдельный регион: социально-экономические и природные объекты, а также сам человек (биомедицинские и социально-демографические исследования).

Основные ожидаемые  результаты:

- Сбор и обобщение  существующей в различных источниках  экологической информации за  последние несколько лет;

- Проведение дополнительных  обследований характеристики экологии города;

- Создание компьютерных  экологических карт;

- Осуществление экологического  районирования города, что будет  основой принятия природоохранных  решений как для управления, так  и для других городских служб;

- будет отработан механизм и структура экологического аудита.

- в перспективе планируется  опубликование Атласа окружающей  среды города.

В настоящее время  доработаны методические материалы  по экологическому районированию территории:

  1. Осуществляется сбор, обобщение, анализ существующих материалов по состоянию окружающей среды и здоровья населения в регионах РК.
  2. Проведен анализ воздействия вредных факторов окружающей среды на здоровье населения. Определены границы зон с различной степенью риска здоровью населения.
  3. Создается электронный экологический банк данных в виде серии электронных карт, которые дополнены специальными информационными таблицами. Банк данных структурно делится на блоки: природные условия; состояние окружающей среды; градостроительство; социально-экономические условия; здоровье населения; нормативы природопользования.

По каждому региону  должны быть созданы:

  • схема гидрографической сети и водоохранных зон;
  • схема почвенно-растительных условий;
  • схема загрязнения атмосферы выбросами предприятий;
  • схема загрязнения почв;
  • схема загрязнения подземных вод;
  • картограмма плотности расселения населения на территории;
  • схема дислокации производственных предприятий (по интенсивности использования территорий, в разрезе классов вредности, по предельно-допустимым выбросам, по наличию производственных территорий);
  • схема улично-дорожной сети (шумовые характеристики и валовый выброс вредных веществ);
  • схема шумового воздействия аэропорта;
  • схема воздействия электромагнитного излучения;
  • схема зонирования по приведенному комплексному показателю первичной заболеваемости населения; то же болезнями органов дыхания;. то же по заболеваемости детского населения; , то же подростков; то же взрослого населения.
  1. Проводятся работы по расчету территориальных экологических нормативов (ограничений) природопользования:
  • ограничение по загрязнению окружающей среды;
  • определение экологически допустимых пределов использования природных ресурсов;
  • экономические ограничения – установление рациональной и экологически безопасной структуры отраслей производства;
  • территориальные ограничение – <span class="dash0411_0430_0437_043e_0432_044b_0439__Char" style=" font-size: 11pt;

Информация о работе Эколого-экономическое развитие регионов РК