Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:58, реферат
Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий на природоохранные мероприятия. Выбор экономически оптимального варианта средозащитных мероприятий. Повышение экономической эффективности природоохранных программ.
Проблема управления природоохранной деятельностью еще в начале 70-х годов ХХ века приобрела статус одной из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач и проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью как в Украине, так и за рубежом. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по охране окружающей среды были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления. Сформированные под воздействием экономических, политических, социальных, исторических и этнокультурных факторов разных стран они включают в себя различные инструменты управления. Однако создать достаточно эффективные механизмы управления природоохранной деятельностью так и не удалось до сих пор. Отмеченные проблемы усложняются еще и тем, что они сопряжены с необходимостью комплексного управления безопасностью социальных и экономических систем
В
последнее время анализ методов
управления природоохранной деятельностью
целесообразно проводить с
Системный подход к качественному анализу методов управления позволяет провести исследование предмета с позиций закономерности системного целого и взаимодействия составляющих его параметров. Подобный анализ выявляет возможные условия настройки реализации методов управления, что особенно важно при системном подходе. При системном подходе появляются возможности комплексного учета социальных, экологических и экономических факторов.
Потребности населения растут, причем не всегда пропорционально росту их численности, а более высокими темпами вследствие расширения ассортимента, количественного и качественного роста потребления. Удовлетворить эти непрерывно увеличивающиеся потребности можно за счет развития производства. Развитие производства связано с воздействием на окружающую среду, которое может превосходить установленные для конкретного предприятия нормативы. Появляется потребность в проведении природоохранных мероприятий, которые связаны с определенными затратами и могут повлиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции, объем реализации и как следствие привести к уменьшению прибыли предприятия.
Загрязнение окружающей среды со стороны предприятий во многих районах достигло критического уровня относительно возможностей дальнейшего сохранения устойчивости экологических систем и здоровья населения. Загрязнение только атмосферного воздуха сопровождается массовой гибелью лесов, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, ставит под угрозу безопасность людей. Общий экономический ущерб глобального масштаба при этом исчисляется каждый год десятками миллиардов долларов.
Все это ставит перед государством, обществом и каждым отдельным человеком объективное требование — учитывать воздействие производства и потребления на окружающую среду. Нельзя допускать превышения порогов устойчивости экологических систем, чтобы не вызвать необратимых процессов в природе, способных привести к ее критической деградации и гибели всего живого на Земле.
Разумное,
рациональное природопользование, позволяющее
удовлетворять жизненные
Достижение экологически разумного компромисса между предприятием, населением и окружающей средой возможно с помощью методов управления.
Следует
учитывать, что методы управления природоохранной
деятельностью обладают определенной
строго ограниченной эффективностью применения,
позволяющей решить возникшие проблемы
в сфере природоохранной деятельности.
Иногда применение метода может быть по
крайней мере бесполезным. Принятие решения
о целесообразности внедрения того или
иного метода должно предваряться исследованием
влияния методов управления на управляемые
параметры. Кроме того, методы должны реализовывать
разнообразные функции, направленные
на повышение эффективности управления
природоохранной деятельностью.
К
основным функциям управления природоохранной
деятельностью относятся: стимулирование,
перераспределение, регулирование, контроль,
аккумулирование и мотивация. Выделяются
три группы методов управления, дополняющих
или дублирующих друг друга по реализуемым
функциям:
I
группа: установление нормативов, лицензирование,
сертификация;
II
группа: стандартизация, экологический
аудит;
III
группа: плата за загрязнение
окружающей среды, налоги за
загрязнение окружающей среды,
экологическое страхование.
В
первую группу вошли административные
методы управления. В основном они
выполняют функции
Вторая группа методов управления относится к системе экологического менеджмента. Стандартизация и экологический аудит мотивируют предприятия применять принципы экологического менеджмента, что в свою очередь привлекает внимание международных экологических организаций и международной общественности к предприятию, а также дает дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом; создает кредит доверия в отношениях с инвесторами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением; открывает возможность для укрепления и расширения позиций предприятий на международных товарных и финансовых рынках.
Деятельность в области экологического менеджмента способна привести к существенному экономическому эффекту за счет экономии и сбережения сырья, материалов, энергетических ресурсов, уменьшения экологических платежей и штрафных санкций. Экологический менеджмент не заменяет и не исключает деятельность предприятий в области экологического контроля, а развивается в дополнении к ней на инициативной добровольной основе.
Третья группа содержит экономические методы управления, реализующие следующие функции: стимулирование, перераспределение и аккумулирование.
Страхование является одним из методов управления риском в природопользовании. Его задача состоит в перераспределение потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергшихся однотипному риску. Для стимулирования предприятий быстро и эффективно реализовать природоохранные программы у страховых компаний существует реальный механизм повышения и понижения тарифных ставок. Несмотря на то, что тарифные ставки дифференцируются в зависимости от отрасли производства, в которой работает предприятие, пожелавшее заключить договор экологического страхования, они в большей степени выполняют аккумулирующую функцию. Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.
Налоги за загрязнение ОС относятся к мерам прямого регулирования природоохранной деятельности. Их достаточно сложно применять, в то время как механизм применения природоохранных платежей органично вписывается в функционирующую систему, т.к. создается на базе системы долгосрочных экономических нормативов.
Система природоохранных платежей строится на основе следующих принципов:
платежи должны соответствовать экономической оценке ущерба от загрязнения;
плата предприятия за загрязнение окружающей среды должна возмещать соответствующую часть причиняемого ущерба окружающей среде в регионе;
предприятию должно быть выгодно затрачивать средства на природоохранные мероприятия, поскольку соответствующая сумма будет вычитаться из платы за загрязнение.
Плата за загрязнение ОС призвана стимулировать предприятия к проведению природоохранных мероприятий. Однако, в сложившейся на сегодняшний момент экономической обстановке невозможно сразу установить уровень платы, соответствующий реальным потребностям природоохранной деятельности, поэтому изначально платежи будут выполнять аккумулирующую и перераспределительную функции. Кроме того, природоохранные платежи не могут выполнять все возложенные на них функции одинаково эффективно.
Противоречия, возникающие внутри системы природоохранных платежей, не устраненные при их расчете, устраняются с помощью рыночного принципа управления.
Реализация этого принципа на практике позволяет реализовать все функции управления природоохранной деятельностью. Под этим принципом обычно понимается территория предприятия, имеющего несколько точек выбросов.
Региональный комитет по экологии, устанавливая объем совокупного предельного выброса (СПВ), контролирует превращение СПВ в лицензии на выбросы и дальнейшую покупку и продажу этих лицензий. Контроль эквивалентности сделок осуществляется с точки зрения изменения нагрузки на окружающую среду.
Этот принцип является наиболее привлекательным. С помощью этого метода управления обеспечивается минимизация затрат , т.к. возможность купли-продажи «свободных» лицензий на загрязнение дает шанс выбрать наиболее эффективный способ производства. Появляется заинтересованность предприятий в реализации природоохранных мероприятий, снижении выбросов загрязняющих веществ ниже совокупного предельного выброса, чтобы получить возможность продавать «свободные» лицензии на загрязнение окружающей среды и тем самым улучшить свое финансовое положение.
Этот принцип позволяет самим предприятиям распределять интенсивность загрязнения окружающей среды в каждой точке, заботясь только о сохранении итогового выброса на заданном уровне . Региональный комитет по экологии уже не следит за тем, что происходит внутри принятой территории, главное, чтобы в целом был выброс, равный совокупному предельному выбросу. Таким образом, если раньше назначались допустимые выбросы для каждого источника загрязнения, то с применением этого принципа устанавливается общий для региона совокупный предельный выброс, что позволяет некоторым предприятиям расширять свое производство и увеличивать объемы выпускаемой продукции.
Предприятие организует своего рода биржу лицензий, в результате функционирования которой в рамках определенного экономического района вырабатывается средняя цена снижения тех или иных видов эмиссии загрязнителей. Предприятия с более высокими издержками снижения загрязнения покупают соответствующие услуги у предприятий с издержками ниже средних. Предприятие, сумевшее сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества ниже установленного норматива, имеет право использовать выявленный лимит для собственной реконструкции или продать лицензии другому предприятию, расположенному в данном регионе.
Применение
этого принципа позволяет полностью заменить
существующую систему платежей, ликвидировать
все недостатки, присущие данному методу,
и повысить эффективность управления
природоохранной деятельностью. Принцип
позволяет не только гарантировать стабильность
качества окружающей среды и интернализацию
экстернальных издержек, но и, реализуя
природоохранные мероприятия, обеспечить
тенденцию к получению максимальной прибыли.
2.
Рассчитать показатели
№ | Показатели | Варианты проекта | |||
первый | второй | третий | четвертый | ||
1 | Текущие затраты на 1 грн. Товарной продукции (Си) | 0,7750 | 0,7763 | 0,7731 | 0,7975 |
2 | Удельные капвложения в производственные фонды в расчете на 1 грн. Товарной продукции (Ки) | 1,3041 | 1,3045 | 1,4020, | 1,3046 |
3 | Приведенные затраты | 0,9315 | 0,9328 | 0,9413 | 0,9541 |