Этапы развития экологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:13, контрольная работа

Описание

Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определённые знания о видах животных, их повадках, местах обитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Первый этап развития экологии как науки……………………………………4
Второй этап развития экологии как науки……………………….……………9
Третий этап развития экологии как науки………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...……3

   Первый этап развития экологии как науки……………………………………4

   Второй этап развития экологии как науки……………………….……………9

   Третий этап развития экологии как науки………………………………...…13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определённые знания о видах животных, их повадках, местах обитания.

На протяжении тысячелетий человек пытался покорить природу, но только недавно осознал, что Земля – не более чем «космический корабль» с ограниченными ресурсами. Нерачительное их использование и загрязнение окружающей среды могут сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Существует образное выражение, что мы живём в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает всё более и более пристальное внимание человечества.

Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

В данной контрольной работе будет поэтапно прослежено, как развивалась экология до наших дней, что с ней происходит сейчас, на данном этапе и будет ли она развиваться дальше. Какие учёные вложили свой труд в развитие науки экологии, какие проблемы вставали на пути её развития и для чего вообще людям нужно изучать экологию, что нас ожидает в будущем.

 


Первый этап-зарождение и становление экологии как науки

(IV в. до н. э. – 60е. гг. XIX  века)

 

На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

«Экологически» мыслили, т.е. видели связь между живыми организмами и окружающей средой, учёные Древней Греции и Рима. Экология как наука начала формироваться в конце XVIII в., и то сначала как один из разделов зоологии.

В трудах учёных античного мира - Гераклита (530-470 до н. э.), Аристотеля (384-322 до н. э.) и др. – были сделаны дальнейшие обобщения фактов.

Аристотель всесторонний мыслитель Древней Греции, выдающийся исследователь природы тех времён. Им впервые были обобщены биологические знания, накопленные человечеством, разработана систематика животного мира. Он разделил всех живых существ на две группы: животных с кровью и бескровных (в настоящее время это позвоночные и беспозвоночные).

Аристотель в своей «Истории животных» описал более 500видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этап развития науки - накопление фактического материала и первый опыт его систематизации. Ученик Аристотеля, «Отец ботаники» Теофраст Эрезийский (372-287до н. э.) описал влияние почвы и климата на структуру растений, наблюдаемое им на огромных пространствах Древнего Средиземноморья. В своих работах он впервые предложил разделить покрытосеменные растения на жизненные основные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. К этому периоду относится знаменитая «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 н.э.).

В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как воплощение воли бога. Людей сжигали на кострах не только за идеи развития природы, но и за чтение книг древних философов. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только единичные труды содержат факты научного значения[1]. Большинство сведений этого периода имеют прикладной характер, опираются на описание целебных трав (Разес, 850-923; Авиценна, 980-1037), культивируемых растений и животных, на знакомство с природой далёких стран (Марко Поло, XIIIв., Афанасий Никитин, XVв.).

Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются труды Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, ок. 1193 - 1280). В своих книгах о растениях он придаёт большое значение условиям их местообитания, где помимо почвы важное место уделяет «солнечному теплу», рассматривая причины «зимнего сна» у растений; размножение и рост организмов ставит в неразрывную связь с их питанием.

Крупными сводами средневековых знаний о живой природе являлось многотомное Зеркало природы» Венсенна де Бове (XIII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), ходившие в списках на Руси, «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна Сиенского (начало XIV в.).

Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала - характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики - А. Цезальпин (1519-1603), Д. Рей (1623-1705), Ж. Турнефор (1656-1708) утверждали, что существует зависимость растений от условий и мест их произрастания или возделывания. Сведений о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли «историей» жизни животных. Известный английский химик Р. Бойль (1627-1691) является первым учёным, осуществившим экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.

В XVII в. Ф. Реди экспериментально доказал невозможность самозарождения сколько-нибудь сложных животных.

Карл Линней(1707-1778) большое значение придавал изучению взаимных отношений естественных тел, на которых основывается равновесие в природе. Он сравнивал природу с человеческой общиной, живущей по определённым законам.

К. Линней в книге «Системы природы» (1735 г.) обосновал систему соподчинённых номенклатурных категорий (класс, семейство, порядок, род, вид), ввёл двойное название растений и животных, включавшие родовое и видовое названия, описал новые виды растений и животных.

В XVII-XVIII вв. в работах, посвящённых отдельным группам живых организмов, экологические сведения зачастую составляли значительную часть, например, в трудах А. Реомюра о жизни насекомых (1734), Л. Трамбле о гидрах и мшанках (1744), а также в описаниях натуралистами путешествий. Антонии Ван Левенгук (1632-1723), более известный как один из первых микроскопистов, был пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов. По сочинениям английского учёного Р.Брэдли видно, что он имел чёткое представление о биологической продуктивности. На основании путешествий по неизведанным краям России вXVIIIв. С.П. Крашенинниковым, И.И. Лепехиным, П.С. Палласом и другими русскими географами и натуралистами указывалось на взаимосвязанные изменения климата, животного и растительного мира в различных частях обширной страны.

Развитие классической биологии долгое время шло по пути изучения морфологических и функциональных особенностей организмов в их единстве с условиями существования[2]. Предысторией современной экологии являются труды натуралистов и географов XVIII-XIX вв. Первые представления о биосфере как области жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком (1744-1829), в труде «Гидрология». Термин «биосфера» впервые ввёл в научный обиход в 1875 г. Австрийский геолог Э. Зюсс (1831-1914), в работах которого биосферу понимали как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую лик Земли.

Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различных живых организмов является труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основы демографических концепций. Несколько позже П.Ф. Ферхюльст предложил уравнение «логистического» роста. Эти работы обосновали представления о динамике численности популяций. Тогда же в трудах врача В. Эдвардса, философа О. Конта и биолога И. И. Мечникова было, положено начало экологии человека. Социальные аспекты экологии человека отражены в трудах О. Конта, Д. Милля и

Г. Спенсера, а также американских социологов Р. Парка и Е. Берджеса.

По мере развития зоологии и ботаники происходило накопление фактов экологического содержания, свидетельствующего, что к концу XVIIIв. У естествоиспытателей начали складываться элементы особого, прогрессивного подхода к изучению явлений природы, об изменениях организмов в зависимости от окружающих условий и обусловленном их влиянием многообразии форм. Вместе с тем экологических идей как таковых ещё нет, лишь начала складываться экологическая точка зрения на изучаемые явления природы.

Появление в начале XIX столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать А.Гумбольдта (1769-1859), опубликовавшего в1807 году работу «Идеи о географии растений», где на основе своих многолетних наблюдений в Центральной и Южной Америке он показал влияния климатических условий, особенно температурного фактора, на распространения растений. В сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, т.е. одинаковый внешний облик. По распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвящённые влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, среди них книги немецкого зоолога К. Глогера (1833) об изменениях птиц под влиянием климата, датчанина Т. Фабера (1826) об особенностях северных птиц, К. Бергмана (1848) о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных.

В 1832 году О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «Эпирреология», изучающей влияние на растения внешних условий и воздействие растений на окружающую среду или, говоря современным языком экологии, среду, в которой существуют растения, стали понимать как совокупность действующих экологических факторов. Число таких факторов по мере расширения и углубления исследований по экологии растений возрастало, а оценка значимости отдельных факторов изменялась. О. Декандоль писал: «Растения не выбирают условия среды, они их выдерживают или умирают. Каждый вид, живущий в определённой местности, при известных условиях представляет как бы физиологический опыт, демонстрирующий нам способ воздействия теплоты, света, влажности и столь разнообразных модификаций этих факторов».

Русский учёный Э.А. Эверсман рассматривал организмы в тесном единстве с окружающей средой. В работе «Естественная история Оренбургского края» (1840) он чётко разделяет факторы среды на абиотические и биотические; приводит примеры борьбы и конкуренции между организмами, между особями одного и разных видов.

Экологическое направление в зоологии лучше других было сформулировано других было сформулировано другим русским учёным К.Ф. Рулье (1814-1858). Он считал необходимым развитие особого направления в зоологии, посвящённого всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф. Рулье подчёркивал, что в зоологии наряду с классификацией отдельных органов нужно производить «разбор явлений образа жизни». Здесь следует различать явления жизни особи (выбор и запасание пищи, выбор и постройка жилища и т.д.,) и «явления жизни общей»: (взаимоотношения родителей и потомства, законы количественного размножения животных, отношения животных к растениям, почве, к физиологическим условиям среды). Вместе с этим следует изучать периодические явления в жизни животных - линьку, спячку, сезонные перемещения и др.. Следовательно, К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных, «зообиология», в его понимании, и оставил ряд трудов типичного экологического содержания, Таких, как типизация общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных. Научные работы К.Ф. Рулье оказали значительное влияние на направление и характер исследований его учеников, и последователей Н.А. Северцова (1827-1885), А.Н. Бекетова (1825-1902). Так Н.А. Северцов в книге «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» (1855) впервые в России изложил глубокие экологические исследования животного мира отдельного региона. Исследования носили динамический характер и представляли собой наблюдения за изменением группировок наземных позвоночных животных в течение ряда лет, по сезонам и в течение суток, устанавливающие взаимную связь между организмами. Он сформулировал теоретические установки следующими словами: «В оценке явлений органической природы должно обращаться внимание преимущественно на многопричинность и текущее образование или ход явления, которое, следует, зависит: 1) от организма животного или растения; 2) от всей сложности внешних условий: климота, местности, пищи, безопасности; 3) от всего ряда предшествовавших жизненных явлений изучаемого животного или растения, ряда, в котором каждое явление зависит от предыдущих и обуславливает последующие».

В 40-50-х годах XIX в. получила известность деятельность российского зоолога А.Ф. Миддендорфа (1815-1894.). Он совершил экспедиции на Кольский полуостров (1840г.), на Таймыр, в Якутию и на Дальний Восток. (1843-1844гг.). Целью путешествий являлось определение видового состава сибирской флоры и фауны, изучение условий существования организмов в субарктических и арктических районах Сибири, особенностей их строения и образа жизни. А.Ф. Миддендорф анализировал строения покровов и окраски северных животных в зависимости от климатических условий, терморегуляцию у животных, в первую очередь у млекопитающих, изучал сезонные перемещения, миграции северных животных и т. д.

Информация о работе Этапы развития экологии как науки