Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:13, контрольная работа
Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определённые знания о видах животных, их повадках, местах обитания.
Введение……………………………………………………………………...……3
Первый этап развития экологии как науки……………………………………4
Второй этап развития экологии как науки……………………….……………9
Третий этап развития экологии как науки………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19
В конце XX- начале XXIвв. Наметился новый период, который требует гармоничного взаимоотношения «человек – природа». Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XXв. Никто не мог даже подозревать. Если оставить в стороне экономические аспекты, а говорить только о природе, то можно назвать следующие глобальные экологические проблемы, находящиеся в поле зрения человечества в начале XXI столетия: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры, угроза крупномасштабных катастроф и аварий, нехватка продуктов питания и т.д. Технические и технологические реальности XXв. Изменили быт человека, заставили его иначе осознать место, которое он занимает в мире.
XXI век должен стать рубежным, разделяющим эпоху безумного уничтожения уникальной природы Земли и эпоху её возрождения. В этом состоит великая миссия людей в XXI веке. Успех этой миссии зависит от доброй воли мирового содружества, которое может и обязано предотвратить эту действительно реальную угрозу «конца света» на своей планете.
Тогда человечество будет встречать не только третье, но и все последующие тысячелетия.
Таким образом, история становления и развития охраны природы в России свидетельствует, что масштабы хозяйственной деятельности и преобразования природных условий, воздействие их на окружающую среду (воздух, воду, почву, растительный и животный мир), на здоровье человека требует ещё более эффективного и целенаправленного осуществления научных, технических и экономических мероприятий в области рационального природопользования, охраны и улучшения окружающей среды.
Заключение
Экология своими корнями уходит в далёкое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-322 до н. э.), Плиния Старшего (23-79 н. э.), Р. Бойля (1627-1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность к определённым местообитаниям, чтобы убедиться в этом.
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
I этап – Зарождение и становление экологии как науки (до XIX в.) На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Проводятся крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе.
II этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (60е гг. XIX в. – 50е гг. XX в.) Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских учёных К. Ф. Рулье (1814-1858), Н. А. Северцова (1827-1885), В.В. Докучаева(1846-1903), впервые обосновавшихся ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.
III этап - (40-50е гг. XX в. – до настоящего времени) – превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики….». в начале 20 века происходит «экологизация» науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и воздействует на неё отрицательно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существования человечества.
В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, что поставило человечество на грань экологической катастрофы.
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайне мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей. Экологическое знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды.
Список литературы
2
[1]Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005. С. 12
[2] Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005. С. 15
[3] Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005. С. 17
[4] Экология: Учебник для вузов/ Н.И Николайкин, М.Е. Николайкина, О.П. Мелехова-М: Дрофа. 2003. С 45
[5] Экология: Учебник для вузов/ Н.И Николайкин, М.Е. Николайкина, О.П. Мелехова-М: Дрофа. 2003. С. 46