Концепция зеленая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:59, реферат

Описание

Принятая Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Стратегия - 2050) ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития.

Работа состоит из  1 файл

концепция зеленая экономика вкратце.docx

— 50.14 Кб (Скачать документ)

І. Видение по переходу к «зеленой экономике»

 

Принятая Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося  государства» (далее – Стратегия - 2050) ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития.

«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем  качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных  ресурсов в интересах нынешнего  и будущих поколений и в  соответствии с принятыми страной  международными экологическими обязательствами, в том числе с Рио-де-Жанейрскими принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом и Декларацией Тысячелетия.

«Зеленая экономика» является одним  из важных инструментов обеспечения  устойчивого развития страны. Переход  к «зеленой экономике» позволит Казахстану обеспечить достижение поставленной цели по вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира. 

По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП  на 3%, создать более 500 тысяч новых  рабочих мест, сформировать новые  отрасли промышленности и сферы  услуг, обеспечить повсеместно высокие  стандарты качества жизни для  населения.

В целом объем инвестиций, необходимый  для перехода на «зеленую экономику», составит порядка 1% ВВП ежегодно, что  эквивалентно              3-4 млрд. долларов США в год.

1. Анализ текущей ситуации

В числе  предпосылок к переходу к «зеленой экономике» можно выделить следующие:

1. Во всех основных секторах  наблюдается неэффективное использование  ресурсов. По оценке экспертов, это приводит к упущенной выгоде в 4-8 млрд. долларов США в год для экономики, а к 2030 году может составить до 14 млрд. долларов США.

При этом потенциал экономии энергопотребления  составляет               3-4 млрд. долларов США в год, а к 2030 году эта цифра может вырасти  до    6-10 млрд. долларов США в  год.

Экономические потери, понесенные в  результате низкой продуктивности земель, составляют 1,5- 4 млрд. долларов США в  год, а к 2030 году могут стать еще  больше, что может иметь социальные последствия для аграрного сектора, где занято 30-45% населения в таких  областях, как Северо-Казахстанская, Алматинская, Южно-Казахстанская.

2. Несовершенство системы тарифо- и ценообразования на энергоресурсы не создает стимула для технологического совершенствования промышленности.

3. В настоящее время Казахстан  столкнулся с проблемой серьезного  ухудшения состояния природных  ресурсов и окружающей среды  по всем наиболее важным экологическим  показателям.

Почти треть сельскохозяйственных земель сейчас деградирована или  находится под серьезной угрозой, а более 10 млн. гектаров потенциально пахотной земли в прошлом было заброшено.

В настоящий момент прогнозируется дефицит в размере 13-14 млрд.м3 устойчивых водных ресурсов для удовлетворения потребностей экономики к 2030 году.

Загрязнение окружающей среды оказывает  серьезное негативное влияние на здоровье людей. Согласно международным  исследованиям, около 40 тысяч детей  до 10 лет имеют неврологические  расстройства в результате чрезмерного  воздействия свинца. Казахстан находится  на втором месте по общему объему загрязнения  окружающей среды органическими  веществами среди стран Центральной  и Восточной Европы и Центральной  Азии.

В городах наблюдается высокий  уровень загрязнения воздуха, уровень  концентрации твердых частиц в десятки раз превышает подобные показатели в Европейском Союзе. Согласно оценкам, загрязнение воздуха является причиной до 6 тысяч преждевременных смертей в год.

Отсутствует интегрированная система  управления отходами. 97% твёрдых коммунально-бытовых  отходов оказывается на неконтролируемых свалках и в местах захоронения  отходов, не отвечающих требованиям  санитарных стандартов. Также серьезной  проблемой являются исторические токсичные  и радиоактивные отходы промышленности.

Упущенная выгода от неэффективного управления природными ресурсами может  к 2030 году составить до 7 млрд. долларов США.

4. На сегодняшний день экономика  Казахстана зависит от экспорта  сырьевых ресурсов и поэтому  в значительной степени подвержена  воздействию внешних резких колебаний  цен на сырьевых рынках. Казахстан  достигнет максимального уровня  добычи и экспорта нефти в  период между 2030 и 2040 годами. Кроме  того, существует высокая неопределенность  в уровне цен на углеводороды. По оценкам Международного энергетического  агентства и информационного  агентства США по энергетике, цены на нефть до 2035 года могут  находиться в диапазоне от 50 до 200 долларов США/баррель. 

5. Казахстан унаследовал значительную  территориальную неоднородность  в экономических показателях,  в уровне жизни и в состоянии  окружающей среды. Развитие новых  индустрий и «зеленых кластеров»  позволит снизить неравенство  в развитии регионов и использовать  их потенциал в возобновляемой  энергетике, сельском хозяйстве,  управлении водными ресурсами,  утилизации отходов и других  секторах.

Мировой опыт показал, что «зеленая экономика» стимулирует региональное развитие, способствует социальной стабильности, увеличению экономического потенциала за счет создания новых рабочих мест в секторах «зеленой экономики». К  примеру, в Бразилии проведено восстановление сельскохозяйственных земель за счет усовершенствованной системы ухода за почвой, сбора сельскохозяйственной продукции и управления цепочками поставок. Немецкий Дортмунд превратился из центра угольной индустрии в центр нового «зеленого» сектора с инфраструктурой «третьей индустриальной революции».

6. Мировое сообщество ожидает  от Казахстана успешной реализации  знаковых проектов: выставки ЭКСПО-2017 под названием «Энергия будущего»  и Программы партнерства «Зеленый  мост» для содействия устойчивому  развитию в Центрально-Азиатском и других регионах мира. Такие страны региона, как Монголия, Китай и Южная Корея, уже начали осуществление амбициозных планов «зеленой экономики», озвученных президентами этих стран. Так, например, Южная Корея уже инвестирует ежегодно 2% ВВП в «зеленый» сектор, а инвестиции Китая находятся на уровне 1,5% ВВП с ожидаемым ростом до 2% к 2015 году.

2. Обоснование необходимости  принятия Концепции

 

Принятие Концепции с целью  перехода на «зеленый курс» экономического роста актуально, как никогда  прежде.

Во-первых, в течение ближайших 20 лет в Казахстане произойдет существенное обновление и развитие инфраструктуры: 55% зданий и 40% электростанций из общего объема данных активов к 2030 году будут  построены с нуля. Также более 80% автотранспортного парка к 2030 году будет новым. Для страны создается  уникальная возможность создать  новую инфраструктуру, которая будет  эффективно использовать ресурсы. В  обратном случае в отсутствие каких-либо действий страна в скором времени  столкнется с проблемой устаревшей и неконкурентоспособной инфраструктуры.

Во-вторых, конкурентоспособность  «зеленых» технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в ближайшем будущем  будут предлагать менее затратные  способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными  источниками.

Наконец, на сегодняшний день уже  задан высокий темп преобразований в сфере государственной политики. Стратегия - 2050 и другие стратегические программные документы ставят амбициозные цели:

в электроэнергетике: доля альтернативной и возобновляемой электроэнергии должна достичь 50% к 2050 году;

в энергоэффективности стоит задача по снижению энергоемкости ВВП на 10% к 2015 году и на 25% к 2020 году по сравнению с исходным уровнем 2008 года;

по водным ресурсам стоит задача по решению проблем с обеспечением питьевой водой населения к 2020 году и обеспечением водой сельского  хозяйства к 2040 году;

в сельском хозяйстве стоит задача поднять продуктивность сельскохозяйственных угодий в 1,5 раза к 2020 году.

Достижение данных целей потребует  значительного изменения существующей траектории развития экономики Казахстана, в результате чего к 2030 году страна сможет восстановить водные и земельные  ресурсы и во многом сравняться по средним показателям эффективности использования природного капитала со странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и прочими развитыми странами.

3. Цели и задачи

 

Данная Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» (далее – Концепция) закладывает  основы для глубоких системных преобразований с целью перехода к «зеленой экономике» посредством повышения благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождения страны в число 30-ти наиболее развитых стран мира при  минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных  ресурсов.

Цели, стоящие в отношении большинства  долгосрочных секторальных и ресурсных  индикаторов в Казахстане до 2050 года, достаточно высоки, поэтому большинство  из них были учтены при разработке Концепции с доработкой недостающих  показателей в разрезе по более  близким временным горизонтам, а  именно (Рис. 1):

 

Рис. 1. Цели и целевые  индикаторы «зеленой экономики»

(дополнительные цели  выделены)

Сектор

Описание цели

2020 г.

2030 г.

2050 г.

Водные ресурсы

Упразднение дефицита водных ресурсов  
на национальном уровне

Обеспечить водой население

Обеспечить водой  сельское хозяйство

(к 2040 г.)

Решить раз  
и навсегда проблемы водоснабжения

Ликвидация дефицита водных ресурсов на уровне бассейнов

Максимально быстрое покрытие дефицита по бассейнам в целом

(к 2025 г.)

Отсутствие дефицита  
по каждому бассейну

 

Сельское хозяйство

Производительность труда в сельском хозяйстве

Увеличение в 3 раза

   

Урожайность пшеницы (т/га)

1,4

2,0

 

Затраты воды на орошение (м3/т)

450

330

 

Энергоэф-фективность

Снижение энергоемкости ВВП от уровня 2008 г.

25%

(10% к 2015 г.)

30%

50%


 

Электро-энергетика

Доля альтернативных источников1 в выработке электроэнергии

Солнечных и ветряных: не менее 3%  к 2020 г.

30%

50%

Доля газовых электростанций в  выработке электроэнергии

20%2

25%2

30%

Газификация регионов

Акмолинская и Караган-динская области

Северные и Восточные области

 

Снижение относительно текущего уровня выбросов углекислого газа в электроэнергетике

Уровень 2012 года

-15%

-40%

Загрязнение воздуха

Выбросы оксидов серы и азота в  окружающую среду

 

Европейский уровень выбросов

 

Утилизация отходов

Покрытие  населения вывозом твердых  бытовых отходов

 

100%

 

Санитарное хранение мусора

 

95%

 

Доля переработанных отходов

 

40%

50%


Основными приоритетными задачами по переходу к «зеленой экономике», стоящими перед страной, являются:

1) повышение эффективности использования  ресурсов (водных, земельных, биологических  и др.) и управления ими; 

2) модернизация существующей и  строительство новой инфраструктуры;

3) повышение благополучия населения  и качества окружающей среды  через рентабельные пути смягчения  давления на окружающую среду;

4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

 

II. Основные принципы  и общие подходы по переходу 

к «зеленой экономике»

1. Основные принципы по переходу  к «зеленой экономике» 

Переход к «зеленой экономике» базируется на следующих основных принципах:

  1. повышение производительности ресурсов: производительность ресурсов (которая определяется как ВВП на единицу водных, земельных, энергетических ресурсов, единицу выбросов парниковых газов и т.д.) должна стать центральным экономическим показателем, так как этот параметр оценивает способность нашей страны создавать стоимость с минимизацией нагрузки на окружающую среду;
  2. ответственность за использование ресурсов: необходимо повысить  ответственность на всех уровнях государственной власти, бизнеса и населения за мониторинг и контроль за устойчивым потреблением ресурсов и состоянием окружающей среды;
  3. модернизация экономики с использованием наиболее эффективных технологий: Казахстан в ближайшие примерно 20 лет в несколько раз увеличит ВВП, объем промышленного производства и количество объектов инфраструктуры. Эти преобразования открывают возможность применения совершенно новых решений в экономике: это могут быть новые технологии, интегрированные системы с замкнутым циклом производства или инновационные подходы к производству электроэнергии в рамках «третьей индустриальной революции»;
  4. обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов: необходимо обеспечение справедливого тарифо- и ценообразования на рынках ресурсов с целью сокращения субсидирования потребляющих их отраслей;
  5. реализация в первую очередь рентабельных мероприятий: приоритет будет отдаваться тем инициативам, которые позволяют добиться не только улучшения экологической обстановки, но и получить экономическую выгоду;

Информация о работе Концепция зеленая экономика