Концепция зеленая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:59, реферат

Описание

Принятая Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Стратегия - 2050) ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития.

Работа состоит из  1 файл

концепция зеленая экономика вкратце.docx

— 50.14 Кб (Скачать документ)

Растущие объемы бытовых отходов. Объем бытовых отходов в городских  районах (330 килограммов на жителя в год) в основном соответствует сопоставимым показателям по странам со сравнимым ВВП на душу населения. С ростом благосостояния прогнозируется рост объемов твердых бытовых отходов (далее – ТБО) более чем на 50% к 2025 году.

Организация обслуживания населения  не соответствует стандартам. Вне  крупных городов в среднем  только четверть населения имеет  доступ к услугам по вывозу ТБО. Существуют также значительные региональные различия в покрытии обслуживанием. 

Методы транспортировки и утилизации ТБО не соответствуют стандартам. 97% ТБО без переработки и извлечения ценных вторичных ресурсов вывозится  на неконтролируемые свалки и полигоны, не отвечающие санитарным требованиям.

Неразвитая инфраструктура для  сбора, переработки и утилизации отходов. Технологии и инфраструктура не отвечают современным требованиям по причине отсутствия экономических стимулов, а также других мотивирующих аспектов – например, некоторые нормы и требования существуют, но уровень их исполнения низкий из-за недостаточного контроля со стороны государства. Кроме того, применяется недостаточно мер стимулирования для местных органов и бизнеса в секторе утилизации отходов с целью повышения уровня извлечения добавленной стоимости путем переработки и компостирования или получения энергии из городских отходов. Так, объемы переработки составляют менее 5% от общего объема ТБО.

Фактически Казахстану необходимо заново выстроить комплексную систему  управления отходами, так как организационные  и правовые  рамки, по сути, отсутствуют. Существует недостаточно норм для рационального  управления отходами, а ответственность  за построение и работу комплексной  системы не распределена. Отсутствуют  средства для обеспечения стабильного  финансирования развития и работы инфраструктуры.

Формирование  данной системы должно быть реализовано  с использованием следующих подходов:

а) создание согласованной системы утилизации отходов с предоставлением полного  спектра услуг и всесторонней охраной ландшафтов;

б) сокращение числа полигонов с переходом  к широкому применению переработки  и вторичного использования, а также  извлечения полезных веществ и материалов, получения топлива за счет утилизации отходов;

в) развитие экономики замкнутого цикла с  многооборотным использованием продукции как в рамках, так и вне цепочки создания стоимости;

г) улучшение  экологической ситуации и снижение техногенного влияния на окружающую среду.

Для минимизации объема промышленных отходов необходимо осуществить  следующие мероприятия:

1) проведение инвентаризации всех  крупных полигонов данных отходов  на содержание полезных веществ,  а также на соответствие стандартам  экологической безопасности 100% отходов;

2) доработка Правил классификации  данных отходов и приведение  их в соответствие с Европейскими  стандартами для отражения реального  количества отходов и состояния   мест размещения полигонов.

3) проведение технико-экономических  изысканий по всем крупным  полигонам с данными отходами  для определения экономической  целесообразности их переработки,  а также для определения необходимых  инвестиций для приведения их  в соответствие со стандартами.

4) определение вариантов переработки/захоронения  опасных и токсичных отходов  для 100% отходов.

5) на основании оценки экономического  и экологического эффекта приоритизация данных отходов для дальнейшей переработки и определения необходимых источников финансирования и соответствующего стимулирования реализации проектов по переработке и безопасному хранению 100%  отходов обогащения.

6) формирование инфраструктуры  и предприятий по переработке  промышленных отходов и внедрение  стимулов для их устойчивого  функционирования.

7) проработка четкого механизма  взаимодействия между различными  министерствами, ведомствами для  разработки политики и осуществления  надзора над промышленными отходами.

  1. совершенствовать законодательные механизмы регулирования химических веществ, гармонизировать законодательство в сфере здравоохранения, безопасности и охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, в том числе в отношении реестра химической продукции, с требованиями Закона «О безопасности химической продукции».
  2. обеспечить внедрение экологически безопасных  технологий  и процессов, включая технологии по уничтожению отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, и других опасных отходов.
  3. внедрить международную систему классификации и маркировки химических веществ.
  4. усовершенствовать систему статистической отчетности и учета химических веществ на государственном уровне с формированием регистров выбросов и переносом химических веществ на региональном и национальном уровнях.
  5. обеспечить материально-техническую оснащенность территориальных аналитических лабораторий для получения достоверных оперативных данных о загрязнении поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха.

Для решения проблем с ТБО  необходима реализация следующих мероприятий:

1) проведение тщательного аудита  по всем большим свалкам ТБО  и определение мер по их  рекультивации; 

2) разработка государственной программы  по переработке и утилизации  ТБО, покрывающей следующие аспекты:

определение целевого уровня переработки  ТБО в объеме до 50% к   2050 году и складирования остаточного  объема ТБО на полигонах, отвечающих экологическим и санитарным требованиям, доля которых должна вырасти до 100% к 2050 году, то есть все полигоны в  стране к      2050 году должны отвечать самым современным экологическим и санитарным требованиям;

введение раздельного сбора  бытовых отходов у потребителя;

определение методики расчета тарифа, гарантирующего покрытие операционных затрат и инвестиций в эту сферу  с определенной нормой рентабельности с учетом получаемой прибыли от переработанных материалов;

внедрение принципа расширенной ответственности  производителя с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию отходов упаковки, электронного и  электрического оборудования, транспортных средств, аккумуляторов, мебели и других товаров после использования;

разработка механизма привлечения  инвестиций, в том числе через  государственно-частное партнерство  в больших городах и на уровне муниципальных образований в  небольших населенных пунктах за счет бюджетных ресурсов для развития отрасли;

заключение контрактов на управление бытовыми отходами на конкурентной основе с широким охватом территории;

определение мер государственной  поддержки для социально уязвимых слоев населения при установлении тарифов на сбор и утилизацию ТБО;

3) обновление стандартов переработки  и хранения ТБО с использованием  новых технологий, таких как анаеробика, компостинг или биогаз;

4) создание нормативной правовой  базы для контроля за сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией и хранением ТБО до          2015 года;

5) совершенствование сбора, обработки  и предоставления статистической  информации для мониторинга достижения  целевых показателей в сфере  обращения с ТБО.

3.6. Снижение загрязнения  воздуха

 

Основные виды веществ, загрязняющих воздух, – это твердые частицы, двуокись серы и оксиды азота. Также  в воздух выбрасываются соединения ртути, озона, свинца, угарного газа и  диоксины. Основной объем выбросов пыли, двуокиси серы и оксида азота приходится на три основных сектора Казахстана: электроэнергетика с использованием ископаемого топлива, обрабатывающая и горнодобывающая отрасли, транспорт.

Наибольшие выбросы пыли, двуокиси серы и оксида азота создает электроэнергетика, а также котельные, т. е. источники  сжигания природного топлива. Они вносят наиболее значительный вклад в суммарные  выбросы загрязняющих веществ в  атмосферу – 40% общего объема выбросов, в том числе 50% выбросов твердых  частиц, 47% выбросов двуокиси серы и 60% выбросов оксида азота. Существенная часть  выбросов обусловлена использованием угля низкого качества и отсутствием  эффективного оборудования для контроля загрязнения на электростанциях  и в районных теплоцентралях.

4. Кадровое обеспечение  для перехода к «зеленой экономике» и формирование экологической культуры населения

 

Для успешной реализации Концепции  необходимо обеспечить  достаточность  кадровых ресурсов, навыков и знаний, включая подготовку инженерно-технического и  управленческого персонала, прошедших  соответствующее обучение.

Чтобы этого достичь, необходимо предусмотреть  меры по следующим направлениям:

  1. обучение достаточного количества инженеров по вопросам охраны окружающей среды и производительности ресурсов:

в учебном плане для всех студентов  инженерных специальностей существенное внимание должно уделяться вопросам охраны окружающей среды и производительности ресурсов. В большинстве стран  ОЭСР эта практика уже применяется. Так как экономика Казахстана потребляет существенный объем природных  ресурсов, это решение для страны является более важным, чем для  других стран;

необходимо существенно увеличить  численность инженеров. На сегодняшний  день существует нехватка квалифицированных  инженеров, и для восполнения  этого кадрового пробела необходимо увеличить количество мест на соответствующих  факультетах образовательных учреждений;

  1. производственное обучение и переподготовка существующих инженеров, представителей органов управления и фермеров. В сфере повышения энергоэффективности сельского хозяйства и управления ресурсами Казахстан может рассмотреть возможность развития навыков тысяч работающих на сегодняшний день управленцев, инженеров и фермеров.

Следующее необходимое условие  – воспитание среди широкой общественности новой экокультуры по охране окружающей среды. Необходимо формировать среди населения ответственное и экономное отношение к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, прививать привычку раздельного сбора бытового мусора для его дальнейшей переработки;

3) необходимо полноценное включение  тем, связанных с охраной окружающей  среды, в учебные планы образовательных  организаций. Это позволит воспитать  в подрастающем поколении культуру  бережного отношения к природным  ресурсам и принесет дополнительную  пользу;

4) также необходимо проведение  широкой коммуникационной кампании  и образовательных программ для  повышения осведомленности населения  в вопросах использования ресурсов  и экологических проблем. Такие  меры должны способствовать изменению  моделей поведения населения  в отношении использования систем  отопления и охлаждения, утилизации  отходов и водопользования.

5. Создание Совета по  переходу к «зеленой экономике» 

 

Для координации и контроля перехода к «зеленой экономике» будет создан Совет по переходу Казахстана к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан. Данный Совет будет каждые три года рассматривать Национальный доклад по переходу к «зеленой экономике».

Создание подобного органа - это  механизм реализации широкомасштабных преобразований в государственном  секторе. Например, этот подход был  успешно использован на Тайване, в Великобритании, Корее и Бахрейне

6. Этапы реализации Концепции  по переходу Республики Казахстан  к «зеленой экономике» 

 

Цикл обновления активов в ресурсных  секторах экономики занимает продолжительное  время, а в странах, где экономика  ориентирована на добычу природных  ископаемых, переход к чистой экономике  занимает десятилетия. Казахстан в  этом смысле не является исключением. 

В этой связи реализация Концепции  по переходу Республики Казахстан к  «зеленой экономике»  будет осуществлена в три этапа:

2013-2020 гг. – в этот период основным приоритетом государства будет оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры;

2020-2030 гг. – на базе сформированной «зеленой» инфраструктуры начнётся преобразование национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности;

2030-2050 гг. – переход национальной экономики на принципы так называемой «третьей промышленной революции», требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости.

 

III. Перечень  нормативных  правовых и иных актов, посредством  которых предполагается реализация  Концепции

 

Концепция по переходу Республики Казахстан  к «зеленой экономике» реализуется  в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан, Стратегии - 2050, «Стратегии «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» и Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года.

Информация о работе Концепция зеленая экономика