Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:59, реферат
Принятая Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Стратегия - 2050) ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития.
Растущие объемы бытовых отходов.
Объем бытовых отходов в
Организация обслуживания населения не соответствует стандартам. Вне крупных городов в среднем только четверть населения имеет доступ к услугам по вывозу ТБО. Существуют также значительные региональные различия в покрытии обслуживанием.
Методы транспортировки и
Неразвитая инфраструктура для сбора, переработки и утилизации отходов. Технологии и инфраструктура не отвечают современным требованиям по причине отсутствия экономических стимулов, а также других мотивирующих аспектов – например, некоторые нормы и требования существуют, но уровень их исполнения низкий из-за недостаточного контроля со стороны государства. Кроме того, применяется недостаточно мер стимулирования для местных органов и бизнеса в секторе утилизации отходов с целью повышения уровня извлечения добавленной стоимости путем переработки и компостирования или получения энергии из городских отходов. Так, объемы переработки составляют менее 5% от общего объема ТБО.
Фактически Казахстану необходимо заново выстроить комплексную систему управления отходами, так как организационные и правовые рамки, по сути, отсутствуют. Существует недостаточно норм для рационального управления отходами, а ответственность за построение и работу комплексной системы не распределена. Отсутствуют средства для обеспечения стабильного финансирования развития и работы инфраструктуры.
Для минимизации объема промышленных отходов необходимо осуществить следующие мероприятия:
1) проведение инвентаризации
2) доработка Правил
3) проведение технико-
4) определение вариантов
5) на основании оценки
6) формирование инфраструктуры
и предприятий по переработке
промышленных отходов и
7) проработка четкого механизма
взаимодействия между
Для решения проблем с ТБО необходима реализация следующих мероприятий:
1) проведение тщательного аудита по всем большим свалкам ТБО и определение мер по их рекультивации;
2) разработка государственной
определение целевого уровня переработки ТБО в объеме до 50% к 2050 году и складирования остаточного объема ТБО на полигонах, отвечающих экологическим и санитарным требованиям, доля которых должна вырасти до 100% к 2050 году, то есть все полигоны в стране к 2050 году должны отвечать самым современным экологическим и санитарным требованиям;
введение раздельного сбора бытовых отходов у потребителя;
определение методики расчета тарифа, гарантирующего покрытие операционных затрат и инвестиций в эту сферу с определенной нормой рентабельности с учетом получаемой прибыли от переработанных материалов;
внедрение принципа расширенной ответственности производителя с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию отходов упаковки, электронного и электрического оборудования, транспортных средств, аккумуляторов, мебели и других товаров после использования;
разработка механизма
заключение контрактов на управление бытовыми отходами на конкурентной основе с широким охватом территории;
определение мер государственной
поддержки для социально
3) обновление стандартов
4) создание нормативной правовой базы для контроля за сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией и хранением ТБО до 2015 года;
5) совершенствование сбора,
3.6. Снижение загрязнения воздуха
Основные виды веществ, загрязняющих воздух, – это твердые частицы, двуокись серы и оксиды азота. Также в воздух выбрасываются соединения ртути, озона, свинца, угарного газа и диоксины. Основной объем выбросов пыли, двуокиси серы и оксида азота приходится на три основных сектора Казахстана: электроэнергетика с использованием ископаемого топлива, обрабатывающая и горнодобывающая отрасли, транспорт.
Наибольшие выбросы пыли, двуокиси
серы и оксида азота создает
4. Кадровое обеспечение для перехода к «зеленой экономике» и формирование экологической культуры населения
Для успешной реализации Концепции необходимо обеспечить достаточность кадровых ресурсов, навыков и знаний, включая подготовку инженерно-технического и управленческого персонала, прошедших соответствующее обучение.
Чтобы этого достичь, необходимо предусмотреть меры по следующим направлениям:
в учебном плане для всех студентов инженерных специальностей существенное внимание должно уделяться вопросам охраны окружающей среды и производительности ресурсов. В большинстве стран ОЭСР эта практика уже применяется. Так как экономика Казахстана потребляет существенный объем природных ресурсов, это решение для страны является более важным, чем для других стран;
необходимо существенно
Следующее необходимое условие – воспитание среди широкой общественности новой экокультуры по охране окружающей среды. Необходимо формировать среди населения ответственное и экономное отношение к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, прививать привычку раздельного сбора бытового мусора для его дальнейшей переработки;
3) необходимо полноценное
4) также необходимо проведение
широкой коммуникационной
5. Создание Совета по
переходу к «зеленой экономике»
Для координации и контроля перехода к «зеленой экономике» будет создан Совет по переходу Казахстана к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан. Данный Совет будет каждые три года рассматривать Национальный доклад по переходу к «зеленой экономике».
Создание подобного органа - это механизм реализации широкомасштабных преобразований в государственном секторе. Например, этот подход был успешно использован на Тайване, в Великобритании, Корее и Бахрейне
6. Этапы реализации Концепции
по переходу Республики
Цикл обновления активов в ресурсных секторах экономики занимает продолжительное время, а в странах, где экономика ориентирована на добычу природных ископаемых, переход к чистой экономике занимает десятилетия. Казахстан в этом смысле не является исключением.
В этой связи реализация Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» будет осуществлена в три этапа:
2013-2020 гг. – в этот период основным приоритетом государства будет оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры;
2020-2030 гг. – на базе сформированной «зеленой» инфраструктуры начнётся преобразование национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности;
2030-2050 гг. – переход национальной экономики на принципы так называемой «третьей промышленной революции», требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости.
III. Перечень нормативных
правовых и иных актов,
Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» реализуется в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан, Стратегии - 2050, «Стратегии «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» и Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года.