Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:28, курсовая работа
Приведенные в данной работе сведения, вероятно, покажутся многим знакомыми (если не очевидными). Однако чтение разнообразных отчетов, статей, заметок в СМИ о состоянии экосистем свидетельствуют о том, что именно непонимание системы нормирования приводит к появлению досадных ошибок в интерпретации интересного фактического материала.
В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.
Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем. Принцип антропоцентризма верен и в отношении истории развития нормирования: значительно ранее прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования. Однако человек не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «Защищен человек - защищены и экосистемы», вообще говоря, неверен.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Основные понятия и определения …………………………………………...4
2. Нормирование качества воздуха……………………………………………...7
3. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха……………………………9
Нормирование качества воды…………………………………………...12
Мониторинг качества водоемов по комплексу гидрохимических показателей………………………………………………………………………18
Методики комбинированных оценок качества воды с использованием гидрохимических и гидробиологических показателей……………………20
7. Общее состояние почв………………………………………………………..22
Мониторинг качества почв…………………………………………………24
Методы оценки загрязненности почв……………………………………25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..36
Приложение 2. Нормативные документы……………………………….37
Приложение 3.Приборы для контроля качества ОС……………………39
Приложение 4. Загрязнение ОС…………………………………………41
Исследование состояния деградированных почв будет наиболее полным в том случае, если будут определены:
Для
практических целей определение
всего комплекса показателей
весьма трудоемко и требует
Общие закономерности изменения свойств почвы по мере возрастания содержания загрязняющих веществ могут быть сформулированы только на основе экспериментальных материалов. В результате многолетних исследований установлены наиболее информативные показатели биологической активности почвы для биодиагностики и биомониторинга. К ним относятся, прежде всего, биохимические показатели, поскольку они лучше коррелируют с уровнем загрязнения и имеют меньшее варьирование в пространстве и во времени по сравнению с микробиологическими. Из изученных рекомендуется использовать ферментативную активность—активность каталазы, которая является одним из показателей стабилизации почвенных условий. Ее изменение связано с загрязненностью и буферной способностью почвы (прил1 рис. 1).
При слабом загрязнении
Из всех изученных ферментов каталаза наиболее чувствительна, поэтому ее активность может быть использована в качестве критерия оценки восстановления функций почв.
Было установлено, что наиболее информативным показателем экологического состояния техногенно загрязненных почв является интегральный показатель биологического состояния (ИПБС). При расчете ИПБС максимальное значение каждого показателя в выборке принимается за 100 % и по отношению к нему в процентах выражается значение этого же показателя в других пробах, то есть относительный показатель
Б1 = Б / Бmax ´ 100%,
где Б – значение показателя в пробе; Бmax – максимальное значение показателя.
Затем определяется среднее значение показателя
Бср = (Б1 + Б2 + Б3 + … + Бn) / n,
где n – число показателей.
Интегральный показатель биологической активности рассчитывается по формуле
ИПБС = (Бср / Бср max) ´ 100%,
При диагностике за 100% принимается значение каждого показателя в незагрязненной почве.
Интегральный
показатель биологического состояния
почвы для всех уровней загрязнения находится
в прямой зависимости от содержания в
ней тяжелых металлов (прил.1 рис. 2).
Влияние степени загрязнения на биологические процессы в почве целесообразно определять по отклонению активности внеклеточных биологических процессов от контроля согласно экотоксикологическим нормативам: <10% - мало опасный, 25 – 50 – опасный и > 50% - очень опасный уровень влияния.
Результаты
биомониторинга техногенно загрязненных
почв могут широко применяться при
оценке воздействия на окружающую среду,
экологическом нормировании загрязнения
почв, прогнозировании экологических
последствий какой-либо хозяйственной
деятельности на данной территории, проведение
экологической экспертизы, аудита и сертификации
предприятий.
Заключение.
Охрана природы – основная задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями.
Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.
В связи со вступлением России в Совет Европы Федеральному собранию Российской Федерации предстоит долгий процесс согласования российских законов в области окружающей среды с законодательной системой Европейского сообщества. Изучение и использование европейского опыта в области окружающей среды может быть применено для законотворческого процесса по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации. Это, во-первых, сократит время на разработку Российского законодательства; во-вторых, позволит избежать некоторых неизбежных ошибок, свойственных этому процессу, и, в-третьих, позволит плавно интегрировать российское законодательство в этой области в
общеевропейское, без дополнительных усилий.
Основные принципы экологической политики ЕС, сформулированные в первой Программе действий ЕС в области охраны окружающей среды и дополненные в последующих программах:
— предотвратить
возникновение экологических
— учет возможных последствий для окружающей среды необходим на самых
ранних стадиях процесса принятия решений;
— необходимо избегать чрезмерной нагрузки на природу или
нерационального
использования природных
— повышение уровня научных и технических знаний;
— расходы на предотвращение и устранение неблагоприятных воздействий на среду должны относиться за счет ответственных за загрязнение, хотя
возможны и некоторые исключения для «переходных периодов» (принцип
«платит тот, кто загрязняет»);
— деятельность одного государства не должна приводить к ухудшению
состояния окружающей среды на территории другого;
— цели и планируемые результаты осуществления государствами
экологической политики должны учитывать интересы развивающихся стран;
— сообщества и государства ЕС должны совместно действовать в
международных организациях и содействовать реализации международных и
глобальных экологических программ;
— защита окружающей среды касается каждого. С этим связана необходимость развития экологического образования;
— для каждой категории загрязнения следует установить целесообразный
уровень действия (местный, региональный, национальный, ЕЭС или
международный), наиболее соответствующий типу воздействия и защищаемой географической зоне (принцип соответствующего уровня мероприятий);
— национальные
экологические программы
координироваться на уровне Сообщества, не препятствуя при этом прогрессу
на национальном уровне.
Средствами достижения этого являются программы действий Сообщества и Соглашение по вопросам экологической информации.
Принятый в Российской Федерации Закон "Об охране окружающей природной среды" ориентирован на те же общечеловеческие ценности, что и
общеевропейское законодательство. Согласно этому Закону государственные
органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане
Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без
гражданства всегда обязаны руководствоваться следующими основными
принципами:
— приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения
благоприятных
экологических условий для
— научно обоснованным сочетанием экологических и экономических
интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на
здоровую и
благоприятную для жизни
— рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов
природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды,
необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения
необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья
человека;
— соблюдением требований природоохранительного законодательства,
неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
— гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и
населением в решении природоохранительных задач;
— международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
Таким образом, в области охраны окружающей
среды в Российской Федерации создана
принципиальная основа для интегрирования
в европейский природоохранный процесс,
но чтобы такое интегрирование произошло,
необходима большая законотворческая
работа, переход отечественных природоохранных
нормативов на другую методологическую
основу, анализ риска, а также серьезный
пересмотр используемых в России методов
организации и контроля управления охраной
окружающей среды.
Список
литературы
Информация о работе Критерии оценки качества окружающей среды.