Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:00, реферат

Описание

Лицензирование природопользования включает лицензирование изъятия природных ресурсов, порядок которого определяется феде¬ральными законами и принимаемыми в соответствие с ними поста¬новлениями Правительства Российской Федерации и другими нор¬мативными актами. В решении этой задачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный) порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использования лицензионного механизма в рассматриваемой области на современном этапе - его тесное сочета¬ние с договорными формами.

Работа состоит из  1 файл

bestref-121254.rtf

— 135.19 Кб (Скачать документ)

     Лицензированию не подлежат научные работы по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг и поисковые проектные разработки, не требующие для этих целей запуска или нахождения на орбите космических аппаратов и проведения наземных испытаний повышенной опасности (огневых, бросковых и т. п.);

     Предприятия, учреждения, организации, предприниматели и граждане (в дальнейшем - заявители) получают лицензии на основании заключаемых с РКА договоров, в которых определяются условия выдачи и использования лицензии, вид лицензируемой деятельности и другие условия. Отказ в выдаче лицензии производится в тех случаях, если:

  • у заявителя отсутствует организационная структура, обеспечивающая выполнение заявляемой лицензируемой деятельности;
  • не обеспечивается соблюдение законных интересов потребителей;
  • производственная и эксплуатационная база, используемая заявителем, не отвечает необходимым техническим и экологическим требованиям;
  • в результате реализации заявляемого вида деятельности по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг могут быть нарушены условия международных договоров и соглашений Российской Федерации;
  • заявляемая лицензируемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации;
  • заявляемая деятельность по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг может нанести технический, экономический или военный ущерб Российской Федерации;

     - заявителем нарушаются требования антимонопольного законодательства.

     Контроль за соблюдением условий, оговоренных в предоставленных лицензиях, осуществляется РКА.

     Правовое значение природно-ресурсных лицензий состоит в том, что они служат основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений между государством в лице его уполномоченных органов и субъектами хозяйственной деятельности по поводу использования природных объектов. При их долгосрочном использовании, связанном с предпринимательской деятельностью лицензиата, специальные разрешения дополняются договорным регулированием. Заключаемые при этом договоры носят вспомогательный характер, а их содержание сводится к детализации условий выдачи разрешений. Изменение лицензионных условий влечет внесение поправок в договор, аннулирование лицензии - безусловное расторжение договора.

     Первым значительным шагом к отказу от господства лицензионной формы в природопользовании стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Им установлены основы инвестиционного процесса в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья и закреплена основная роль договора в его регламентации. Сторонами соглашений о разделе продукции должны выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органов и субъекты предпринимательской деятельности. Для соблюдения формального соответствия ранее принятым законодательным актам о недропользовании закон предусматривает наряду с заключением указанных соглашений выдачу инвесторам лицензий на право пользования участком недр, сводя их, однако, к вторичным удостоверяющим документам. Он, в частности, прямо предусматривает, что лицензия выдается на основании соглашения в течение 30 дней с даты его подписания и отказ в ее выдаче не допускается (ст. 2, 4 и 5). При этом период действия лицензии зависит от продолжительности срока соглашения.

     Сегодня развитие договорных начал необходимо прежде всего в области долгосрочного предпринимательского использования ресурсов. При этом отборочная функция лицензии - проверка предприятий на предмет соответствия определенным требованиям - вполне может выполняться в рамках проведения конкурсов и аукционов на право заключения соответствующих договоров. Однако говорить о господстве договорной формы можно будет только после широкого вовлечения природных объектов в гражданский оборот.

     Вместе с договорной формой существует рыночный механизм продажи прав на изменение окружающей среды. Эти права могут продаваться предприятиям и государственным органам другим предприятием. Документом, закрепляющим получение прав, является лицензия.

     Использование экологической лицензии позволяет отказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в систему рыночного управления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Концепцию экологических лицензий с начала 70-х годов XX в. разрабатывает и совершенствует Агентство по охране окружающей среды США.

     К основным составляющим механизмов экологического лицензирования относятся:

  • политика «облака», которая позволяет экологическим органам оценить экологическое влияние фирмы только в целом, а внутри себя фирма свободно распределяет выбросы между источниками;
  • политика компенсаций, которая определяет правила экономического роста в регионах, т.е. новая фирма, желающая открыть новые предприятия, должна выкупить право на эмиссию каждого из загрязняющих веществ у других фирм этого региона, при этом продавцы должны сократить выбросы;
  • выпуск банковских обязательств, которые предусматривают возможность накопления лицензий на выбросы, т.е. если фирма опустила свои выбросы ниже уровня, предусмотренного стандартом, то на разницу она получает аккредитив, который может положить в специальный банк, что облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицензий.

     В основе решения, принимаемого предприятием-покупателем экологической лицензии, лежат два условия: экологическая допустимость и экономическая возможность.

     Торговля экологическими лицензиями является действенным инструментом поощрения предприятий, ведущих природоохранную деятельность.

 

     Список литературы 

     Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М. Наука, 1993.

     Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология-экономика-политика. СПб: Научный Центр РАН, 1996.

     Инженерная экология и экологический менеджмент/ М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. _ М.: Логос, 2002.

Информация о работе Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности