Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:24, контрольная работа
Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение юридических фактов, таких экономических рычагов, как лицензия, лимиты и договоры на природопользование.
Введение
1Лицензия на природопользование 4
2Договор на природопользование 7
3 лимиты природопользования 8
4 Плата за природопользование 10
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Большекаменский
институт экономики и технологий
(филиал) ГОУ ВПО «Дальневосточный
государственный технический
(ДВПИ
имени В.В. Куйбышева)»
Кафедра
экономики и управления
Лицензия,
договор, лимиты на природопользование
Экономика
природопользования
Контрольная
работа
БИЭТ 080502
2011 г.
Содержание
Введение
1Лицензия на природопользование 4
2Договор на природопользование 7
3 лимиты природопользования 8
4 Плата за природопользование 10
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.
Задача человека заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. Иначе неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека).
Познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача населения. Необходимо также внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать.
Предметом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.
Объектом исследования являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству правовые последствия возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.
Экологические правоотношения - это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.
Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение юридических фактов, таких экономических рычагов, как лицензия, лимиты и договоры на природопользование.
1
Лицензия на природопользование
Эффективным
средствам охраны окружающей среды
и рационального
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают:
1 перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
2 нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
3перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;
4 нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
5 экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.
Лицензии
могут иметь экономический
Лицензии на природопользование выдаются природопользователю специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения.
Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования природопользования.
Природно-ресурсная лицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода, Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза, и их территориальных подразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоваться природным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Сегодня известно около 40 видов разрешительных документов в сфере использования природных богатств страны. Ввиду специфичности видов природопользования, в котором они применяются, указанные разрешения крайне разнообразны не только по своему содержанию и форме, но зачастую и по наименованию. Так, разрешительные документы в лесопользовании, удостоверяющие права их владельцев на краткосрочное пользование участком лесного фонда или лесными ресурсами, традиционно именуются лесорубочными билетами (ордерами) и лесными билетами.
Анализ законодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные лицензии по различным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на разовые, краткосрочные и долгосрочные. По объему предоставляемых правомочий различают отдельные и совмещенные лицензии. Выдача последних производится при пользовании недрами, когда по одному документу лицензиату разрешается осуществлять в границах горного отвода несколько видов деятельности (например, поиск, разведку и добычу полезных ископаемых).
От совмещенных лицензий следует отличать лицензии на комплексное природопользование, предусмотренные ст. 18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Они выдаются органами Минприроды и позволяют одновременно использовать разные виды природных ресурсов. Получение единой лицензии удобно для пользователей, например для горнодобывающих предприятий, так как при промышленном освоении участков недр им необходимы водные и другие ресурсы.
Необходимо выделить новый вид природно-ресурсной лицензии, как распорядительная, нашедшей свое закрепление в законодательстве о водных и животных ресурсах. В соответствии с принципом неотчуждаемости природных объектов, основанных на исключительном праве государственной собственности, права пользования ими не могут свободно уступаться владельцем лицензий другим лицам. Согласно ч. 3 ст. 22 нового Водного кодекса, такой переход в сфере водопользования допускается на основании указанного специального разрешения, выдаваемого органом управления водным фондом. В данном случае речь идет о распоряжении правами пользования, а не самим природным объектом.
Получив
лицензию и пройдя соответствующую экспертизу
на предполагаемую деятельность, природопользователь
должен заключить договор о комплексном
природопользовании.
2 Договор на природопользование
Согласно статье 18 Закона "Об охране окружающей природной среды" договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Таким договором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Законодательством предусмотрены виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов и 3) договор концессии (договор, заключаемый государством с частным предпринимателем на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных, водных и т.д.).
Договоры
на право природопользования могут
иметь самостоятельное значение как основания
возникновения права природопользования
(например, при аренде земель), или же действовать
совместно с лицензией. В таком случае
договор играет вспомогательную роль,
так как заключается только при наличии
лицензии и уточняет, конкретизирует ее
содержание (например, договор на право
водопользования).
3
Лимиты на природопользование
Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является так же лимитирование приропользования
Лимиты (ограничения) на природопользование – предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий – природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты по отлову животных и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта.
Лимиты
на природопользование являются системой
экологических ограничений по территориям
и представляют собой установленные предприятиям-
Таким
образом, лимиты как система экологических
ограничений экономическим
4 Плата за природопользование
Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается:
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
-за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
-на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
-выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
-выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:
1) повышение
заинтересованности
2) повышение
заинтересованности в
3) получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Информация о работе Лицензия, договор, лимиты на природопользование