Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:36, контрольная работа
По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста
все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало-
и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран
рассматривается как стратегическое направление рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей среды.
«Безотходная технология представляет собой такой метод
производства продукции, при котором все сырье и энергия используются наиболее
рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление
— вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее
нормального функционирования».
I. ВВЕДЕНИЕ. 2
II. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОТХОДНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 3
1. Критерии безотходности. 3
2. Принципы безотходных технологий. 4
3. Требования к безотходному производству. 7
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОТХОДНОЙ И МАЛООТХОДНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. 8
1. Энергетика. 9
2. Горная промышленность. 9
3. Металлургия. 9
4. Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. 11
5. Машиностроение. 11
4. Рациональная добыча и использование природных ресурсов
6. Бумажная промышленность. 12
IV. ПЕРЕРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ. 12
V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ». 14
1. Общие положения. 14
2. Информационное обеспечение. 16
3. Научно-методическое обеспечение системы. 17
4. Научно-техническое обеспечение. 18
5. Совершенствование системы управления отходами. 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
Список литературы. 24
вторичных материальных ресурсов;
· экологически безопасное размещение отходов;
· целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на
удаление отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Программа должна предусмотреть единую научно обоснованную систему
формирования и реализации федеральной, региональных и отраслевых программ,
охватывающих комплексное решение проблемы на различных уровнях управления. По
отходам, переработка которых требует создания региональных
специализированных предприятий или объемы образования которых таковы, что
предприятия не могут самостоятельно решить проблему использования отходов,
разрабатываются региональные программы.
Отраслевые министерства
и ведомства разрабатывают
политику в области снижения объемов образования отходов и повышения уровня
их использования по обезвреживанию отходов на предприятиях этих отраслей, а
также соответствующие
научно-технические и
участвуют в разработке и реализации федеральной и региональных программ.
Реализация Государственной программы «Отходы» предусматривается до 2010 г.
В концепции определены цели, задачи и структура программы, а также задания,
необходимые для ее разработки и реализации.
Своевременное информационное обеспечение программы — это одно из важнейших
условий ее успешной разработки и реализации.
В Российской Федерации отсутствует единая информационная система по отходам.
Такая информация частично содержится в статистической отчетности, а также в
экологических паспортах предприятий. Однако зачастую эти паспорта не
заполняются и не всегда отражают истинное экологическое состояние
предприятий. В некоторых отраслях промышленности и в регионах разработаны и
функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов.
Однако отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею, а также
координации деятельности указанных банков снижает их информационную ценность,
приводит к дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить
полное информационное обслуживание.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения программы должны
быть разработаны
система единого
«Отходы» и ее структура, включающая создание информационных систем на уровне
предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в целом. Информационный
банк должен содержать сведения об отходах, технологиях, оборудовании и
эффективности переработки, сведения об отечественном и зарубежном научно-
техническом потенциале, о проводимых и внедренных НИР и ОКР, о конъюнктуре
отечественного и зарубежного рынка вторичного сырья и пр.
Создание единой информационной системы предполагается осуществлять по
следующим основным направлениям: научно-методическое обеспечение системы,
формирование специализированных банков и справочно-информационное
обеспечение потребителей.
Заключается в разработке документов, определяющих организационно-
функциональную структуру системы, основные принципы и направления ее
развития, а также
комплекса нормативно-
документов, обеспечивающих техническую и языковую совместимость и
взаимодействие подсистем.
В состав специализированных банков должны входить:
· банк сведений по полигонам, хранилищам, отвалам и другим местам
хранения и захоронения отходов;
· банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;
· банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;
· банк патентно-информационных документов;
· банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и
организациях, занятых вопросами сбора, переработки и реализации отходов;
· банк сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков
отходов.
Банк отходов должен содержать сведения об объемах отходов и источниках их
образования, об объемах и направлениях их использования, лимитах размещения и
размерах платежей, о физико-химических свойствах и классах токсичности,
сведения о полигонах, шламо- и хвостохранилищах, свалках, объектах
размещения и уничтожения отходов на уровне предприятий, регионов и в целом
по России.
Основой формирования информационного банка отходов могут служить данные
действующих форм статистической отчетности, данные экологических паспортов
предприятий, а также данные инвентаризации токсичных отходов предприятий.
Банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов должен
содержать данные об основных технико-экономических показателях производств,
сведения об организациях-разработчиках и предприятиях, внедривших разработки,
с указанием их адресных данных и года внедрения разработки.
Банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР должен содержать сведения об
организациях-разработчиках и сроках выполнения работ, о проектных технико-
экономических
показателях и стадиях
Банк патентно-информационных документов, характеризующих научный потенциал в
области удаления отходов, должен содержать сведения об авторах разработки, ее
сущности, новизне и источнике информации.
Банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и
организациях должен содержать сведения о направлении их деятельности,
научном и финансовом потенциалах, а также данные, характеризующие выпускаемую
ими продукцию, адресные данные и пр.
Банк сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков отходов
должен содержать сведения о спросе и предложении на конкретные виды отходов,
сведения о
купленных и проданных
оборудовании и технологиях по переработке отходов и пр.
В настоящее время в Российской Федерации научные исследования и разработки в
области удаления отходов осуществляются практически во всех отраслях
народного хозяйства, на региональном уровне, на отдельных предприятиях, в
созданных в последние годы ассоциациях и т. п. Однако разрабатываемые ими
проекты касаются, как правило, только тех видов отходов, переработка которых
оправдывает себя с экономической точки зрения.
При наличии множества выполненных НИР и ОКР значительная их часть остается
нереализованной из-за отсутствия материальных и финансовых средств на
развитие производственных мощностей по переработке отходов. К тому же
отраслевой подход к переработке многих видов многокомпонентных отходов не
позволяет осуществить их комплексную переработку.
Учитывая, что научно-технический прогресс является одним из важнейших путей
успешной реализации программы, необходимо предусмотреть выполнение следующих
мероприятий:
· создание единого координирующего органа по формированию технической
политики в области удаления отходов;
· определение видов отходов, имеющих большое значение в качестве
сырьевых ресурсов, а также отходов, вызывающих наибольшее загрязнение
окружающей среды и обеспечение научных исследований в направлении их
использования и размещения;
·
обеспечение материально-
организаций и предприятий, деятельность которых связана с удалением отходов;
· определение источников финансирования научных исследований из
федерального и регионального бюджетов, а также из экологических фондов,
привлечение средств отечественных коммерческих структур и зарубежных
инвестиций и других источников. При этом следует иметь в виду, что должны
финансироваться не только проекты по переработке отходов, но и проекты,
предотвращающие образование отходов;
·
разработку системы финансовых и
налоговых льгот для
организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в области
удаления отходов. При этом научные исследования, помимо разработки
технологических процессов и оборудования, должны включать фундаментальные
исследования в области предотвращения образования отходов, исследования по
совершенствованию экономического, правового, нормативно-методического
механизмов управления отходами, работы по информационному обеспечению всех
видов деятельности в области удаления отходов.
Проблемные научно-технические разработки имеют большое значение для
предприятий различных регионов и отраслей экономики, однако реализация их
связана с определенным экономическим риском, а проведение таких разработок
требует привлечения высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого,
подобные разработки должны финансироваться из централизованных источников. К
числу таких разработок относятся переработка и обезвреживание
трудноперерабатываемых и многокомпонентных отходов, отходов межотраслевого
характера, особо токсичных и пр.
В условиях радикальной экономической реформы в России вопросы использования
отходов по существу выпали из сферы централизованного государственного
управления. Разработка программы «Отходы» потребовала формирования структуры
и определения функций управления и координации деятельности в области