Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:59, реферат
С другой стороны, во всех социально-экономических процессах мы видим негативные побочные проявления рыночной экономики, в том числе в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Переход на рыночные отношения с ориентацией на достижение максимальных финансовых результатов усиливает значимость предотвращения негативных последствий природопользования и решения проблемы совмещения, текущих финансовых интересов товаропроизводителей и долгосрочных экологических интересов общества в целом с использованием взаимосвязанных административных и экономических инструментов управления.
Введение
1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды
2. Задачи и методы экономического механизма охраны окружающей среды
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды
2. Задачи и методы экономического механизма охраны окружающей среды
Заключение
Список использованных источников
Приложение……………………………………………………
Современные организационно-экономические условия природопользования и охраны окружающей среды определяются сложным сочетанием различных социальных и экономических процессов.
С одной стороны, осуществляется целенаправленное реформирование социально-экономической системы на рыночных принципах с изменением отношений собственности, включая и сферу использования природных ресурсов, что предполагает перенос основных рычагов управления природопользованием в финансовую сферу, прежде всего в интересах формирования бюджетов всех уровней.
С другой стороны, во всех социально-экономических процессах мы видим негативные побочные проявления рыночной экономики, в том числе в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Переход на рыночные отношения с ориентацией на достижение максимальных финансовых результатов усиливает значимость предотвращения негативных последствий природопользования и решения проблемы совмещения, текущих финансовых интересов товаропроизводителей и долгосрочных экологических интересов общества в целом с использованием взаимосвязанных административных и экономических инструментов управления.
В настоящее время многие ученые считают, что собственно экологических проблем не существует, а существуют эколого-экономические проблемы.
Только совершенствование экономических отношений, которое может привести к совершенствованию технологий, позволит в будущем вкладывать достаточные средства в охрану окружающей среды.
Парадокс сегодняшнего времени заключается в том, что охранять природу экономически невыгодно. Выгоднее загрязнять ее. Ведь система нормирования, поступления и содержания загрязняющих веществ в окружающей среде разрешает загрязнение (ПДК, ПДВ и другие нормативы).
Известно, что значительная часть экологических проблем не вызвана хозяйственной и экономической необходимостью, а является следствием грубых ошибок, незнания законов природы.
С каждым годом интерес к проблемам экологического законодательства возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют, преследуя экономические выгоды.
Для пресечения, исправления и контроля и существует механизм охраны. Экономический механизм один из самых эффективных по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм.
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
Понятие экономического механизма природопользования обычно формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетным задачами.
Вместе с тем, регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития.
Развитие рыночных отношений и глубокая структурная перестройка экономики России, затрагивающая все социально-экономические процессы, в том числе в области использования природно-ресурсного потенциала, требуют упорядочения финансовых взаимоотношений природопользователей с государственными органами управления на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Это вызвано в первую очередь ограниченностью природно-ресурсного потенциала, включая ассимиляционный потенциал окружающей среды, которая по мере роста объемов эмиссии отходов жизнедеятельности начинает утрачивать способность к самоочищению и по достижению определенного предела уже не способна компенсировать техногенные воздействия. В условиях превышения ассимиляционной емкости природной среды последняя приобретает экономическую ценность, что определяет необходимость установления и взимания налогов и платежей в области природопользования и охраны окружающей среды.
В отношении экономического механизма охраны окружающей среды общей тенденцией является определенная трансформация приоритетов: от ориентации на абсолютные экологические ценности в начале 1990-х гг. к обеспечению приемлемого баланса социально-экономических интересов и экологических ценностей, что в полной мере отвечает принципам устойчивого развития.
При наличии некоторых различий в экономических механизмах использования отдельных видов природных ресурсов и охраны отдельных компонентов окружающей среды в целом их структура характеризуется определенной общностью.
В сфере охраны окружающей среды инструменты экономического регулирования особенно тесно связаны с административными инструментами государственного управления, что обусловлено разрешительным характером использования большинства видов природных ресурсов и воздействий на окружающую среду на основе официального установления их допустимых пределов и презумпций потенциальной экологической опасности планируемой деятельности.
Не случайно, что по Федеральному закону «Об охране окружающей среды» установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов относится именно к методам экономического регулирования, а не к административным методам управления охраной окружающей среды (каковым оно является по существу). При этом один из основных принципов охраны окружающей среды – обеспечение индивидуальных подходов к охране окружающей среды охраны окружающей среды.
Разрешительный характер и наличие установленных пределов воздействия на окружающую среду и использования природных ресурсов определяют общую схему экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. В которой выделяются экономические инструменты, применимые к условиям соблюдения природопользователем установленных ему требований, в том числе и индивидуальных, и санкции, применимые к условиям нарушения таких требований (рис. 1).
Условия соблюдения требований
в области природопользования
и охраны окружающей среды
Рис. 1. Общая схема экономического механизма охраны окружающей среды
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирование природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, наверное, стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
В состав экономического механизма входят:
правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;
платность природопользования;
экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии на комплексное природопользование.
Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:
вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-
Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.
Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.
За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.
За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Таким образом, учитывая, что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан, бережного отношения к природе.