Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 10:50, реферат
В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь, что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.
В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь, что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.1
Возникшая проблема была бы быстро и эффективно решена, как это неоднократно случалось в истории науки, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Такое экологическое воспитание и образование – процесс длительный: необходимо изменить устойчивое «завоевательное» отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не может существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.
Проблема
ставится скорее в плоскость «меры
потребления» человеком природного
вещества и естественной материи. На
основе моральных критериев и
социально – этических
В
настоящее время процесс
Никогда еще за всю историю человечества так быстро и в таких размерах не разрушалась окружающая среда, как это происходит после второй мировой войны. В результате нерационального отношения к природным ресурсам интенсифицировался процесс опустынивания, смыва природного слоя почв, сведения лесов на огромных площадях (процесс опустынивания продолжается со скоростью примерно 600 тыс. га в год). К началу 80 – х годов в результате эрозии, засоления и других отрицательных воздействий на почвы ухудшилось качество 20 млн. га земель, что поставило под угрозу голода около 600 – 700 млн. человек.
Именно в это время была подготовлена стратегия охраны природы, содержащая не только рекомендации государствам по охране природы, но и фактическую информацию о состоянии экологического равновесия всех природных объектов мира, особенно лесной флоры и фауны.
Специалисты считают, что в настоящее время быстрое вымирание угрожает около 1000 видам птиц и млекопитающих, под угрозой исчезновения находятся около 10% видов флоры земного шара. Поэтому центральная задача стратегии охраны природы – обеспечение развития и одновременно поддержания продуктивности природных возобновляемых ресурсов, охрана дикой флоры и фауны, генетического фонда. Эту стратегию можно считать итогом работы всего международного сообщества по охране природы за последнее столетие.
Рассмотрим, как решаются проблемы регулирования природопользования в развитых странах мира.
В связи
со сложившейся критической
Государственное
вмешательство в сферу
Прослеживается определенная тенденция: с одной стороны, увеличивается число органов государственного управления, включая отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, с другой – создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, за координацию этой политики и за участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США – федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии – управление по охране окружающей среды, во Франции – министерство по вопросам качества жизни и т.д. Кроме того, в ряде стран при правительстве были образованы специальные консультативные органы: в США – Совет по качеству окружающей среды, в Англии – Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т.д.
Во
многих странах в ходе разработки
стратегии экологической
Регулирование охраны среды в странах Запада сопровождается и подкрепляется системой экономического стимулирования. Рассмотрим, что представляет из себя экономический метод регулирования природопользования, который применяется в данное время и в России.
В ряду механизмов регулирования природопользования экономические механизмы занимают особое место и играют важную роль.
Не вызывает сомнения, что многие проблемы регулирования природопользования наиболее эффективно и успешно решаются посредством экономических методов.
Например, ограничение загрязняющих выбросов промышленного производства в атмосферу посредством взимания платежей, ограничение потребления сырьевых ресурсов посредством платежей, уменьшение или увеличение использования того или иного ресурса посредством стимулирования этого использования (увеличением или уменьшением платы за пользование), штрафные иски за сверхнормативное использование ресурсов, компенсационные платежи за ущербы (повреждение или уничтожение) природным ресурсам и т.д.
Вообще экономический механизм (регулирование) природопользования в идеале предназначен для правильного управления рациональным природопользованием и во многом - в целях экологического регулирования. Так, долговременное, безущербное природопользование (лесопользование, водопользоваение и др.) предполагает нормальное или расширенное воспроизводство ресурсов, нормативное (без ущерба для воспроизводства) изъятие ресурсов, их охрану и воспроизводство, используя для этого разнообразные инструменты, способы и методы (лимиты, квоты, временные ограничения использования, интенсивность использования, технологические приемы, нормы пользования и т.д.).
Как показывает международная практика природопользования, экономические методы экологического регулирования являются наиболее эффективными.
Внедрение экономических механизмов в практику отечественного природопользования по настоящему началось всего десять лет назад, поэтому в настоящее время регулирующие экономические механизмы находятся на стадии становления, внедрения и преодоления значительных трудностей.
Наибольшие трудности связаны с тем, что внедрение механизма платного природопользования совпало с тяжелыми социально-экономическими условиями переходного периода. Вследствие этого другая часть трудностей связана с тем, что экономические механизмы природопользования вместо функций регулирования природопользования вынуждены выполнять чисто фискальные функции.
Те виды экономических рычагов (платежей), которые призваны непосредственным образом опосредовать отношения природопользователя с владельцем (распорядитем) ресурсов, могут быть представлены в следующем виде:
1.1.Плата за право пользования
1.2.Плата за воспроизводство.
2.1.Плата за нормативное загрязнение.
2.2.Плата за сверхнормативное загрязнение.
3.1.Штрафные санкции.
3.2.Штрафы.
4.1.Компенсации при уничтожении ресурсов.
4.2.Компенсации при повреждении ресурсов.
Перечисленные виды плат можно довольно условно разбить на виды, которые несут:
¨чисто фискальные
¨чисто регулирующие
¨или смешанные фискально - регулирующие функции
Следует особо отметить, что в настоящее время наибольшее практическое значение имеет плата за право пользования, которая служит поступлению в бюджеты наибольшего объема средств среди всех видов платежей за природопользование. Однако этот вид платы не для всех видов ресурсов и не на всех территориях действует одинаково успешно.
Плата за загрязнения не функционирует в меру тех возможностей, которые на нее первоначально возлагались. В связи с так называемыми "временно согласованными" нормативами размеры платежей по этому виду платы могут согласовываться, уменьшаться или вовсе отменяться, поэтому эффективность ее гораздо ниже возможной и ожидаемой.
Платы за экологические нарушения в виде штрафных санкций и исков несут в себе как предупреждающие, опережающие функции, так и функции экономического наказания за уже свершившиеся нарушения.
Слабость органов контроля, неудовлетворительное состояние и функционирование средств мониторинга, и несовершенство судебной и исполнительной властей делают этот экономический рычаг не настолько эффективным, каким бы он мог быть.