Методы экологического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание

Формирование знаний в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

Содержание

Характеристика основных методов экологического воспитания.
Организация опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Требования, предъявляемые к организации опытов и методика руководства экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы фиксации результатов опытнической деятельности.
Составить развёрнутый конспект проведения опыта или эксперимента за объектом живой и неживой природы ( в количестве 2-3) в старшем дошкольном возрасте.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по экологии.docx

— 30.34 Кб (Скачать документ)

Котласский педагогический колледж

 

 

 

 

Контрольная работа

  по методике экологического образования

Преподаватель

Шаболина Елена Юрьевна

Тема: Методы экологического воспитания детей.

 

                                                                                                          

 

                                                                                                      

                                                                                                                      Лобовой

                                                                                                Татьяны Сергеевны  

                                                                                                                       49группа -д

 

                                                                                                                           

 

                                                                                                      Домашний адрес:

                                                                                        п. Двинской ул. Исаева д.2кв.3

                                                                                                 Архангельская область

                                                                                                  Верхнетоемский район

 

План

  1. Характеристика основных методов экологического воспитания.
  2. Организация опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
  3. Требования, предъявляемые к организации опытов и методика руководства экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  4. Методы фиксации результатов опытнической деятельности.
  5. Составить развёрнутый конспект проведения опыта или эксперимента  за объектом живой и неживой природы ( в количестве 2-3) в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика основных  методов экологического воспитания.

      Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

       Формирование знаний в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

       Доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.

       В предметное окружение ребенка-дошкольника  входят различные животные объекты  природы, поэтому его ознакомление  с растениями, животными, явлениями  неживой природы неизбежно - это  естественный процесс познания  окружающего мира и приобретения  социального опыта. 

       Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях:

       первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

       второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира, и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

2.Организация  опытов и экспериментов с объектами  живой и неживой природы.

      Всем известно, что маленькие  дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему опадают листья с деревьев?», «Почему день сменяет ночь?» и т.д. те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло.

       Элементарные эксперименты могут  быть самыми различными. Это опыты  с объектами живой и неживой  природы, которые можно проводить  в групповой комнате на занятиях  по экологии и вне занятий,  на прогулках по участку детского  сада, в цветнике.

       Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

       По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

       По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

       Экологические эксперименты имеют  свои особенности, которые надо  учитывать. Так, категорически  запрещаются эксперименты, наносящие  вред растениям и животным (нельзя  собирать коллекции насекомых,  нельзя проводить опыты по  поеданию одних животных другими  и.т.д.). Иногда приходится для проведения экспериментов забирать животное (например, дождевого червя) и приносить его в детский сад. При этом мы стараемся время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания эксперимента обязательно вернуть его на то место, откуда оно было взято.

       Педагог должен вести себя  так, чтобы детям казалось. Что  они работают самостоятельно. В  работе с детьми надо стараться  не проводить чёткой границы  между обыденной жизнью и обучением,  потому что эксперименты - это  не самоцель, а способ ознакомления  с миром, в котором они будут  жить.

3.Требования, предъявляемые к организации  опытов и методика руководства  экспериментальной деятельности  детей старшего дошкольного возраста.

          Необходимо также учитывать особенности  экспериментирования в разных  возрастных группах. Педагоги  и психологи считают. Что ранние  зачатки экспериментирования относятся  к тому возрасту, когда ребёнок  впервые притянул руку к погремушке. С этого момента он начинает  бессознательно манипулировать  предметами, а его анализаторы  фиксируют все события. Уже  в первой младшей группе манипулирование  начинает напоминать экспериментирование, дети уже способны выполнять простейшие инструкции, им можно предлагать отвечать на простейшие вопросы.

       Детям старшей группы становятся  доступными уже более сложные  цепочки причинно – следственных  связей. Надо стараться им в  этом возрасте чаще задавать  вопрос «Почему?» Очень часто  они задают его сами, что свидетельствует  об определённых сдвигах в  развитии логического мышления. В этой группе можно вводить  уже длительные эксперименты, а  также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения  воздуха на участке и в помещении  ДОУ). Дети продолжают изучать  свойства воды, снега, песка, почвы,  глины, узнают о свойствах воздуха,  делают вывод о том. Что не  бывает плохой погоды, что снег  зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на  примере комнатных растений, знакомятся  с влиянием факторов окружающей  среды на живые организмы. 

       В подготовительной группе дети, уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов. Дети узнают, почему сменяют друг друга день и ночь, времена года, где на нашей планете самые жаркие и самые холодные места, почему днём не видно звёзд на небе, узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т.д.), продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т.д.)

4.Методы  фиксации результатов опытнической  деятельности.

     Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

      В процессе эксперимента идёт  обогащение памяти ребёнка, активизируются  его мыслительные процессы, т.к.  постоянно возникает необходимость  совершать операции анализа и  синтеза, сравнения и классификации,  обобщения и экстраполяции. Экспериментирование  включает в себя активные поиски  решения задачи, выдвижение предположений,  реализацию выдвинутой гипотезы  в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

       В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности - создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

      Наряду с большими картинами, начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растении. Они используются как раздаточный материал, с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации. Например, воспитатель старшей группы комплектует одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15 карточками, предлагает разложить их в два ряда: в один - домашних, а в другой - диких животных. Или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор.

      Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.

       Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

     - «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

     - чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

     - чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

     - еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

Информация о работе Методы экологического воспитания детей