Международная система стандартов серии ИСО 14000 по системам управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание

Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

Работа состоит из  1 файл

Вся контр.р..docx

— 32.43 Кб (Скачать документ)

1. Международная система стандартов серии ИСО 14000 по системам управления природопользованием.

 

Управление природопользованием  – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры  (органы управления).

До недавнего времени  наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием  были административные (командно-распорядительные) методы. Они применялись в условиях монопольного владения государством природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами-прирдопользователями, сохранения предприятий, наносивших ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускавшейся продукции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.

Центральное место в  административном регулировании принадлежит  системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и  требований. Экологические стандарты  охватывают все аспекты загрязнения  окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:

  • стандарты качества окружающей среды, регламентирующие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред.
  • стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса – эмиссионные стандарты – регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника (трубы) после применения очистного оборудования.
  • технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.
  • стандарты качества продукции, или товарные стандарты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т.д.)

Переход нашей страны к социально ориентированной  рыночной экономике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная  организация по стандартизации (ИСО), объединяющая более 100 стран, разрабатывает  не только единые стандарты методов  контроля качества окружающей среды, но и экологического управления — стандарты  ИСО серии 14000, включающие требования и руководство по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому аудиту, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного цикла продукции (начиная с получения сырьевых материалов, включая производство, эксплуатацию и утилизацию, воздействие на население и состояние экологических систем) и др.

 

Решение о разработке международных стандартов в области  экологически ориентированного управления явилось следствием Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро  в 1992 г. Международная организация  по стандартизации, существующая с 1946 г., с созданием в 1993 г. Технического комитета “Экологическое управление” (ISO/TC 207) приступила к разработке международных  стандартов по экологическому менеджменту  – стандартов ИСО серии 14000, которые явились одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Основой для их создания послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие международные стандарты по системам контроля качества продукции – стандарты ИСО серии 9000. Принятые и разрабатываемые стандарты ИСО серии 14000 охватывают такие направления, как системы экологического управления, экологический аудит, экологическая маркировка, оценка характеристик экологичности, оценка жизненного цикла, а также термины и определения.

Первые стандарты  из серии 14000 были приняты в 1996 г. В  настоящее время в ИСО серии 14000 в виде стандартов, проектов международных стандартов и проектов комитетов насчитывается более 20 стандартов.

Система стандартов ИСО серии 14000 ориентирована, в отличие от других природоохранных стандартов, не на количественные параметры и конкретные требования к воздействию хозяйствующего субъекта на окружающую среду (концентрации веществ, объемы выбросов и сбросов и т.д.) и не на технологии (например, распространенное в западных странах требование использовать “наилучшую доступную технологию”. Основным предметом ИСО 14000 является система экологического управления (система экологически ориентированного управления на уровне предприятия или компании).

Следование стандартам серии 14000 предполагает обеспечение  уменьшения неблагоприятного воздействия  на окружающую среду на организационном, национальном и международном уровнях, так как позволит:

  • улучшить показатели воздействия на окружающую среду отдельных хозяйствующих субъектов;
  • создать существенные дополнения к национальной нормативной базе, а также определить компонент национальной экологической политики;
  • улучшить условия международной торговли и создать условия для конкурентоспособности национальной продукции.

Несмотря  на добровольность этих стандартов, отдельные  предприятия, включая транснациональные  компании, стремятся получить сертификацию по стандартам ИСО14000, поскольку такая сертификация является одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Для предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках, получение сертификации в системе ИСО 14000 может оказаться одним из принципиальных нововведений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности при продвижении товара на западные рынки.

 

Стандарты ИСО 14000 не заменяют установленных правовыми и нормативными актами требований, а обеспечивают создание системы определения предприятиями (хозяйствующими субъектами) того, как они влияют на окружающую среду и как выполняются требования национального законодательства. В настоящее время экологически ориентированные системы управления признаны в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое развитие.

Сотрудничество с  ИСО по созданию международных стандартов позволяет любой стране использовать в национальной практике научно-технический и производственный опыт экономически развитых стран, специалисты которых, как правило, являются авторами международных стандартов.

Согласно требованиям  ИСО преимущество имеют тексты международных стандартов на одном из официальных языков (английский, французский, немецкий). В частности, тексты национальных стандартов принято публиковать параллельно с версией на одном из официальных языков.

В качестве дополнительных стимулов или мотивов для ИСО-сертификации предприятий могут рассматриваться такие факторы, как улучшение системы управления; экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления; увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятий; стремление закрепиться на “зеленом рынке”; улучшение образа компании в области соблюдения природоохранительного законодательства и в связи с этим изменение к лучшему характера взаимоотношений с природоохранными органами и др.

Принятие в качестве государственных стандартов РБ международных стандартов ИСО серии 14000 создает реальные предпосылки не только для создания систем экологического управления предприятиями различного уровня, но и для их последующей сертификации на соответствие этим стандартам.

Изучение, освоение и  «принятие на вооружение» международной  системы стандартов ИСО 14000 будет  способствовать совершенствованию  системы управления природопользованием  в нашей республике.

 

 

2. Экологические риски и защита от них.

 

В последние годы приоритеты в природоохранной политике основанные на учете ПДК и других норм и  нормативных воздействий на природу  пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.

Экологический риск —  это оценка на всех уровнях –  от точечного до глобального –  вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных  антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности  причинения вреда природной среде  в виде возможных потерь за определенное время. 

Вред природной среде  при различных антропогенных  и стихийных воздействиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с  таким расчетом, чтобы не превышать  пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти  пределы очень трудно, поскольку  пороги воздействия многих антропогенных  и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и  многовариантными, с выделением риска  для здоровья человека и природной  среды. Человеку с его девизом  «риск – благородное дело»  вообще не очень-то можно доверять объективную  оценку собственной безопасности.  Утратив инстинкт видового самосохранения, человечество стало единственным видом, который перепутал представления  об опасности и безопасности. Мы с поразительным упорством и  изобретательностью создаем для  себя все более масштабные и мощные угрозы, а всю заботу о безопасности сводим к совершенствованию средств  охраны и защиты, которые в конечном счете также оказываются источниками  опасности.

В отличие от человека, окружающая среда не располагает  средствами внешней защиты, изоляции от посторонних повреждающих техногенных  воздействий. Техногенные воздействия  легко изменяют состояние окружающей среды. Определенная мера этих изменений  и должна быть мерой экологически приемлемого риска для человека. Это возвращает нас к необходимости  оценки критических или предельно  допустимых изменений качества среды.

Оценка экологического риска – это научное исследование, в котором факты и научный  прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия  на окружающую среду различных загрязняющих веществ и других агентов.

Оценке допустимого  экологического риска в последнее  время уделяется все больше и  больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в  то или иное производство. При этом в случае антропогенного воздействия  учитываются следующие правила  допустимого экологического риска: 1)неизбежность потерь в природной  среде; 2) минимальность потерь в  природной среде; 3) реальная возможность  восстановления потерь в природной  среде; 4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений  в природной среде; 5) соразмерность  экологического вреда и экономического эффекта.

Различают три главные  составляющие экологического риска:

    • оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв;
    • оценка состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям;
    • оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных аварий и стихийных бедствий на человека и окружающую природную среду.

Так, например, оценка риска  стихийных бедствий должна включать расчеты возможного числа погибших и пострадавших людей, а также  экономических потерь. Вначале собирают фактические данные о природных  опасностях на изучаемой территории, далее определяют их самые  опасные  типы и частоту проявления, затем  составляют карту (или серию карт), отражающих вероятность развития опасных  процессов. Помимо оценки риска необходимо  организовывать и управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений (политических, социальных, технических и экономических), направленных на снижение величины риска до приемлемого  уровня. Для анализа риска, установления его допустимых пределов в соответствии с требованиями безопасности и принятия управляющих решений необходимы:

  • наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности статистический материал по экологической эпидемиологии;
  • сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут повлиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятностной оценки связанного с ними риска;
  • экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска;
  • разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с социальной, экологической точек зрения;
  • составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений;
  • формирование организационных структур, экспертных систем и документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений.

На основе анализа  природных опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с  проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты  риска. Эти карты, где указаны  территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы  управления риском и планирования социально-экономического развития региона (области, района, города).

Любое превышение пределов допустимого экологического риска  на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью  ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных  производств, а на стадиях принятия решений допустимый экологический  риск оценивают с помощью государственной  экологической экспертизы и в  случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.

Информация о работе Международная система стандартов серии ИСО 14000 по системам управления природопользованием