Необходимость определения экономической ценности природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:46, контрольная работа

Описание

Важным направлением в улучшении охраны природы и использования природных ресурсов является определение адекватной цены и/или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг. Окружающая среда обеспечивает три функции:
1) обеспечение природными ресурсами;
2) ассимиляция отходов и загрязнений;
3) обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.

Содержание

1. Необходимость определения экономической ценности природы
2. Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды
3. Доходы субъектов федерального государства от эксплуатации природных ресурсов
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

bestref-198518.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на недостатки, роль государства в  охране окружающей среды велика сейчас и будет нарастать в будущем. Опыт развитых стран последних двух-трех десятилетий показывает, что роль государства существенна в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды. Ему принадлежит ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения экологических проблем, структурной перестройке экономики и другого. К настоящему времени во многих странах в охране окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов. И поиск оптимальных эколого-экономических регуляторов продолжается. Готовой и хорошо функционирующей модели экономического механизма взаимодействия общества и природы в мире не существует, но очевидна необходимость балансировки государственного и рыночного подходов в зависимости от экологической ситуации, особенностей экономики и так далее.

     Как уже отмечалось, для нашей страны экологизация экономики, переход к  устойчивому типу экономического развития осложняется структурным кризисом. Институциональная неэффективность (закрепление прав собственности, приватизация, акционирование и так далее) только усугубляет ситуацию.

     Сказанное не означает, что надо замедлять  продвижение к новым формам хозяйствования. Однако все новое должно быть взвешено на экологических весах, любые решения  в экономике, (в том числе и  институциональные) должны начинаться с создания системы жесткой экологической защиты или с оценки того, как то или иное решение отразится на природе. Если сегодня предприятия (в условиях жесткой конкуренции, банкротств, постоянной нехватки финансовых средств) стремятся жертвовать в первую очередь на природе, то понять их можно. В этих условиях возрастает роль государства для обеспечения экологической безопасности страны (сохранения здоровья нации и обеспечения устойчивого социально-экономического развития при адекватности экологических условий). 

     3. Доходы субъектов  федерального государства  от эксплуатации природных ресурсов 

     Система платежей за природные  ресурсы включает:

     1) плату за право пользования  природными ресурсами;

     2) плату за частичное их восстановление;

     3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

     Платежи за природные ресурсы разделены  между федеральным и местным  бюджетами.

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

     * налог на пользование недрами;

     * сбор за право пользования  объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

     * водный налог;

     * лесной налог;

     К местным налогам относится земельный  налог.

     Доходы  субъектов федерального государства от эксплуатации природных ресурсов.

     Государство в лице его полномочных органов  заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат рентные платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. В настоящее время это правило составляет основу хозяйствования РФ.

     Итак, платежи за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов.

     Платежи за пользование недрами

     Правовые  и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное использование, установлены Законом РФ «О недрах»  от 21 февраля 1992 г.

     Система платежей включает:

     1) сбор за участие в конкурсе  и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;

     2) плату за получение права на  пользование недрами;

     3) плату за пользование недрами,  включающую затраты поиска и  разведку месторождений, их добычу и пользование недрами;

     4) отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы также  относятся к системе платежей  за пользование недрами;

     5) платежи за право на поиски  месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а  также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.

     Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей  недр, исключая следующие категории  пользователей:

     1) собственников, владельцев земельных участков, осуществляющих в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;

     2) пользователей недр, ведущих работы  научно-изыскательского характера без нарушения целостности недр, а также получивших участки для образования особо охраняемых геологических объектов.

     Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных платежей, части  объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой организации.

     Налог на добычу полезных ископаемых

     Объект  налогообложения. Представляет собой  полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

     Полезным  ископаемым признается продукция горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье , первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого стандарту организации .

     Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

     Сборы за пользование объектами  животного мира и  объектами водных биологических ресурсов

     Плательщики сборов - организации и физические лица, получающие в установленном  порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ.

     Кроме того, плательщиками признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море и тд.

     Объектами обложения признаются объекты животного  мира и объекты водных биологических  ресурсов, изъятие которых из среды  их обитания осуществляется на основании  соответствующей лицензии.

     Не  признаются объектами обложения  объекты , пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

     Сумма сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов.

     Уплата  сборов производится: физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.

     Водный  налог

     Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

     Объекты налогообложения - следующие вид  водопользования: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории  водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

     Не  признаются объектами налогообложения  более десяти видов водопользования, включая забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий и т.д.

     Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма  водного налога уплачивается по местонахождению  объекта налогообложения, льготы не предусмотрены.

     Лесной  налог

     Пользование лесным фондом в РФ платное. Лесной доход представляет собой совокупные платежи за пользование лесными ресурсами, которые включают лесные подати, арендную плату, плату за древесину, отпускаемую на корню. Лесной доход носит рентный характер и призван покрывать расходы на воспроизводство лесных массивов.

     Лесные подати занимают основное место в составе лесного дохода. Они взимаются со всех пользователей лесным фондом за исключением арендаторов.

     Объект  обложения лесными податями - объем  древесины на корню. С этой целью  производится материальная оценка лесосеки или запаса древесины в кубометрах по специальным таблицам, отражающим объем стволов, и возможный выход готовой продукции.

     Маломерный  и некондиционный лес отпускается  по лесорубным билетам. Лесные подати являются платой за:

     - древесину, отпускаемую на корню;

     - заготовку живицы, второстепенных  лесных материалов, сенокошение,  пастьбу скота, промысловую заготовку  ягод, грибов, лекарственных растений, и т.д.

     - пользование лесным фондом для  нужд охотничьего хозяйства;

     - пользование лесным фондом в  культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

     Лесные  подати могут взиматься в форме  денежных платежей части объема добытых  лесных ресурсов или иной производи  пользователем продукции в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока эксплуатации.

     Основой для установления арендной платы  служат ставки лесных податей. Величины арендной платы уточняются ежегодно.

     Земельный налог

     Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Информация о работе Необходимость определения экономической ценности природы