Общественная экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:01, реферат

Описание

Обще́ственная экологи́ческая эксперти́за появилась в России в начале 80-х годов. Первоначально развитие ее носило довольно стихийный характер. Отсутствовало правовое регулирование общественного участия в экологической экспертизе, не были четко обозначены и формы этого участия. Первым документом, внесшим некоторую определенность, стал Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 1991 г.
В законе упоминалось, что государственная экологическая экспертиза должна проходить гласно, с участием общественности, а также впервые законодательно закреплялось понятие «общественная экологическая экспертиза». Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 1995 г., существенно изменивший права общественности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и цели общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) 4
2. Субъекты и объекты экологической экспертизы 6
3. Организация и проведение экологической экспертизы 8
4. Финансирвание экологической экспертизы 12
5. Обязаности и права участников экспертизы,их ответственность 13
6. Заключение 16
7. Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.32 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение           3

  1. Понятие и цели общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) 4
  2. Субъекты и объекты экологической экспертизы    6
  3. Организация и проведение экологической экспертизы   8
  4. Финансирвание экологической экспертизы            12
  5. Обязаности и права участников экспертизы,их ответственность     13
  6. Заключение                 16
  7. Список литературы                17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Обще́ственная экологи́ческая эксперти́за появилась в России в начале 80-х годов. Первоначально развитие ее носило довольно стихийный характер. Отсутствовало правовое регулирование общественного участия в экологической экспертизе, не были четко обозначены и формы этого участия. Первым документом, внесшим некоторую определенность, стал Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 1991 г.

     В законе упоминалось, что государственная  экологическая экспертиза должна проходить  гласно, с участием общественности, а также впервые законодательно закреплялось понятие «общественная экологическая экспертиза». Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 1995 г., существенно изменивший права общественности.

     Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный  вид экологического контроля, она  имеет чисто предупредительное  значение, ибо, как правило, совершается  до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний. 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и  цели общественной экологической экспертизы

     Общественная  экологическая экспертиза — организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". (статья 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

     Цель  экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий  хозяйственной деятельности для  охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и  здоровье человека.

     Чтобы провести ОЭЭ, нужно подать заявление  общественных организаций (объединений) о ее проведении для получения  государственной регистрации.

     Согласно  Статье 19 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области  экологической экспертизы имеют  право:

  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы;
  • получать информацию о начале и результатах ее проведения;
  • осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

     Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

     ОЭЭ не может проводиться в отношении  объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или  иную охраняемую законом тайну.

     Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

     ОЭЭ — это эффективный инструмент общественного участия, она позволяет  дать оценку качеству подготовки проектной  документации и сделать выводы о  возможных экологических, социально-экологических  и экономических последствиях реализации проекта.

     Общественная  экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла. 
 

  1. Субъекты  и объекты экологической экспертизы

     Субъектами  государственной экологической экспертизы должны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу, Минприроды и ее территориальные органы, а в необходимых случаях — правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации.

     Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им.

     Потребителем  в данной системе общественных отношений  следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали  предметом экспертного анализа.

     Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

     Перечень  объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе:

     - предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

     - технико-экономические обоснования проектов строительства, реконструкции, ликвидации и т. д. предприятий и организаций;

     - проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов;

     - материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта либо зоны, нуждающейся в соответствующей реабилитации;

     - обоснования для внедрения новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.

     Особым  объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее задача —установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

     Близко  к ней стоит эколого-нормативная  экспертиза. Ее задача — исследовать  соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

     Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Ее объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы вытекает из обязанности экологизации действующего законодательства, возложенной Законом РФ об охране окружающей природной среды на законодательные и нормотворческие органы. 
 

  1. Организация и проведение экологической экспертизы

     Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:

  1. назначение экспертизы;
  2. сбор, обобщение, оценку информации;
  3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;
  4. представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;
  5. разрешение споров.

     Назначение  экспертизы зависит от ее вида. Государственная  экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным на то органом государства в области охраны окружающей природной среды — в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприроды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям федерального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует экологическую экспертизу, обосновывающую объявление территорий зонами экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.

     В зависимости от объема и характера экспертной деятельности проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению. Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.

     В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия  на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС); положительные заключения и согласования органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления; материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными объединениями.

     Оплата  экспертизы осуществляется со стороны  заказчиков документации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев.

     Применительно к заказчику закон говорит о его праве проведения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его территориальные органы и подразделений призваны заниматься организацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалистов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.

     Организация и проведение различных экспертиз:

     - государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению;

     - ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы;

     - общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

     - научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

     Основная  задача экспертной комиссии состоит  в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление  подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспертизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях.

     Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обеспечению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа.

Информация о работе Общественная экологическая экспертиза