Общие экологические проблемы городов мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:02, реферат

Описание

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из
них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших
территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с
образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния
экологического равновесия.

Работа состоит из  1 файл

лекция по экологии.docx

— 35.67 Кб (Скачать документ)

. Общие экологические  проблемы городов мира

 

      Экологические  проблемы городов, главным образом   наиболее  крупных  из

них,  связаны  с  чрезмерной   концентрацией   на   сравнительно   небольших

территориях   населения,   транспорта   и   промышленных   предприятий,    с

образованием  антропогенных   ландшафтов,   очень   далеких   от   состояния

экологического равновесия.

      Темпы роста  населения  мира  в  1.5-2.0  раза  ниже  роста  городского

населения, к которому сегодня  относится 40% людей планеты. За период 1939  –

1979 гг. население крупных  городов выросло в 4, в средних  – в 3 и малых –  в

2 раза.

      Социально-экономическая  обстановка привела к неуправляемости   процесса

урбанизации во многих странах.  Процент  городского  населения  в  отдельных

странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82,  Австралия – 75,  США – 80,

Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных  городов-миллионеров

быстро растут городские  агломерации или слившиеся города. Таковы  Вашингтон-

Бостон и Лос-Анжелес-Сан-Франциско в США; города Рура  в Германии;  Москва,

Донбасс и Кузбасс в  СНГ.

      Круговорот  вещества  и  энергии  в   городах  значительно  превосходит

таковой  в  сельской  местности.  Средняя  плотность  естественного   потока

энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем  – 0.1  Вт/м2.  В

городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен).

      Над крупными  городами атмосфера содержит  в 10 раз больше  аэрозолей   и

в  25  раз  больше  газов.  При  этом  60-70%  газового   загрязнения   дает

автомобильный  транспорт.  Более  активная  конденсация  влаги  приводит   к

увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению  атмосферы  препятствует  снижение

на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.

При малой подвижности  воздуха тепловые аномалии над городом  охватывают  слои

атмосферы в 250-400 м, а контрасты  температуры  могут  достигать  5-6(С.  С

ними связаны температурные  инверсии, приводящие к  повышенному  загрязнению,

туманам и смогу.

      Города потребляют  в 10  и  более  раз   больше  воды  в  расчете   на  1

человека,  чем   сельские   районы,   а   загрязнение   водоемов   достигает

катастрофических размеров. Объемы сточных  вод  достигают  1м2  в  сутки  на

одного человека. Поэтому  практически все крупные города  испытывают  дефицит

водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных  источников.

       Водоносные  горизонты  под  городами  сильно  истощены  в  результате

непрерывных откачек скважинами и  колодцами,  а  кроме  того  загрязнены  на

значительную глубину.

      Коренному  преобразованию подвергается  и   почвенный  покров  городских

территорий.  На  больших  площадях,  под  магистралями  и   кварталами,   он

физически уничтожается, а  в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы –  сильно

уничтожается,  загрязняется  бытовыми  отходами,  вредными   веществами   из

атмосферы, обогащается тяжелыми металлами,  обнаженность  почв  способствует

водной и ветровой эрозии.

Растительный  покров  городов  обычно  практически   полностью   представлен

“культурными  насаждениями”  –  парками,  скверами,  газонами,   цветниками,

аллеями. Структура антропогенных  фитоценозов не  соответствует  зональным  и

региональным типам естественной  растительности.  Поэтому  развитие  зеленых

насаждений   городов   протекает   в   искусственных   условиях,   постоянно

поддерживается человеком.  Многолетние  растения  в  городах  развиваются  в

условиях сильного угнетения.

 

    . Воздействие окружающей  среды на здоровье городского  населения

 

    В  большой   степени  загрязнение  атмосферы   сказывается  на   здоровье

городского населения. Об этом  свидетельствуют,  в  частности,  существенные

различия в заболеваемости населения в отдельных районах  одного  и  того  же

города.

    Изменение   здоровья   горожан   является   не    только    показателем

экологического состояния  города, но и важнейшим социально-экономическим  его

следствием, которое  должно  определять  ведущие  направления  по  улучшению

качества окружающей среды. В связи с  этим  весьма  важно  подчеркнуть,  что

само здоровье горожан  в пределах биологической нормы  является  функцией  от

экономических,  социальных   (включая   психологические)   и   экологических

условий.

    В целом на  здоровье  горожан  влияют  многие  факторы,  в  особенности

характерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные  нервные

нагрузки, транспортная усталость  и ряд других, но более всего  –  загрязнение

окружающей  среды.  Об  этом   свидетельствуют   существенные   различия   в

заболеваемости населения  в разных районах одного и того же города.

    Наиболее  заметные  отрицательные  последствия   загрязнения  окружающей

среды  в  крупном  городе  проявляются  в  ухудшении  здоровья  горожан   по

сравнению с жителями сельской местности. Так, например,  проведенное  М.  С.

Бедным и соавторами  углубленное  изучение  заболеваемости  отдельных  групп

городского и сельского  населения убедительно  показало,  что  горожане  чаще

страдают  неврозами,  заболеваниями  сосудов  мозга,  болезнями  центральной

нервной системы, органов  дыхания, чем сельские жители.

    Наряду  с   загрязнением  воздушного  бассейна  на   здоровье   человека

отрицательно сказываются  многие другие факторы окружающей среды  городов.

    Шумовое  загрязнение   в  городах  практически   всегда  имеет  локальный

характер и преимущественно  вызывается средствами  транспорта  –  городского,

железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных  магистралях  крупных

городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к  усилению  ежегодно

на 0,5 дБ,  что  является  наибольшей  опасностью  для  окружающей  среды  в

районах оживленных транспортных  магистралей.  Как  показывают  исследования

медиков, повышенные уровни шумов  способствуют  развитию  нервно-психических

заболеваний  и  гипертонической  болезни.  Борьба  с  шумом,  в  центральных

районах  городов  затрудняется  плотностью  сложившейся   застройки,   из-за

которой   невозможно   строительство   шумозащитных   экранов,    расширение

магистралей и высадка  деревьев, снижающих на  дорогах  уровни  шумов.  Таким

образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы  являются  снижение

собственных шумов транспортных средств (особенно  трамвая)  и  применение  в

зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых  шумопоглощающих

материалов, вертикального  озеленения домов и  тройного  остекления  окон  (с

одновременным применением  принудительной вентиляции).

       Особую  проблему составляет увеличение  уровня  вибрации  в  городских

   районах, главным  источником чего является транспорт.  Данная проблема мало

   исследована,  однако  несомненно,  что  ее  значение  будет   возрастать.

   Вибрация  способствует  более  быстрому  износу  и   разрушению  зданий  и

   сооружений, но самое  существенное, что она может отрицательно  влиять  на

   наиболее точные  технологические процессы. Особенно  важно подчеркнуть, что

   наибольший вред  вибрация приносит  передовым   отраслям  промышленности  и

   соответственно  ее  рост  может  оказывать  ограничивающее   влияние   на

   возможности научно-технического  прогресса в городах.

 

 

Воздействие окружающей среды  на здоровье городского населения

 

    В  большой   степени  загрязнение  атмосферы   сказывается  на   здоровье

городского населения. Об этом  свидетельствуют,  в  частности,  существенные

различия в заболеваемости населения в отдельных районах  одного  и  того  же

города.

    Изменение   здоровья   горожан   является   не    только    показателем

экологического состояния  города, но и важнейшим социально-экономическим  его

следствием, которое  должно  определять  ведущие  направления  по  улучшению

качества окружающей среды. В связи с  этим  весьма  важно  подчеркнуть,  что

само здоровье горожан  в пределах биологической нормы  является  функцией  от

экономических,  социальных   (включая   психологические)   и   экологических

условий.

    В целом на  здоровье  горожан  влияют  многие  факторы,  в  особенности

характерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные  нервные

нагрузки, транспортная усталость  и ряд других, но более всего  –  загрязнение

окружающей  среды.  Об  этом   свидетельствуют   существенные   различия   в

заболеваемости населения  в разных районах одного и того же города.

    Наиболее  заметные  отрицательные  последствия   загрязнения  окружающей

среды  в  крупном  городе  проявляются  в  ухудшении  здоровья  горожан   по

сравнению с жителями сельской местности. Так, например,  проведенное  М.  С.

Бедным и соавторами  углубленное  изучение  заболеваемости  отдельных  групп

городского и сельского  населения убедительно  показало,  что  горожане  чаще

страдают  неврозами,  заболеваниями  сосудов  мозга,  болезнями  центральной

нервной системы, органов  дыхания, чем сельские жители.

    Наряду  с   загрязнением  воздушного  бассейна  на   здоровье   человека

отрицательно сказываются  многие другие факторы окружающей среды  городов.

    Шумовое  загрязнение   в  городах  практически   всегда  имеет  локальный

характер и преимущественно  вызывается средствами  транспорта  –  городского,

железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных  магистралях  крупных

городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к  усилению  ежегодно

на 0,5 дБ,  что  является  наибольшей  опасностью  для  окружающей  среды  в

районах оживленных транспортных  магистралей.  Как  показывают  исследования

медиков, повышенные уровни шумов  способствуют  развитию  нервно-психических

заболеваний  и  гипертонической  болезни.  Борьба  с  шумом,  в  центральных

районах  городов  затрудняется  плотностью  сложившейся   застройки,   из-за

которой   невозможно   строительство   шумозащитных   экранов,    расширение

магистралей и высадка  деревьев, снижающих на  дорогах  уровни  шумов.  Таким

образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы  являются  снижение

собственных шумов транспортных средств (особенно  трамвая)  и  применение  в

зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых  шумопоглощающих

материалов, вертикального  озеленения домов и  тройного  остекления  окон  (с

одновременным применением  принудительной вентиляции).

       Особую  проблему составляет увеличение  уровня  вибрации  в  городских

   районах, главным  источником чего является транспорт.  Данная проблема мало

   исследована,  однако  несомненно,  что  ее  значение  будет   возрастать.

   Вибрация  способствует  более  быстрому  износу  и   разрушению  зданий  и

   сооружений, но самое  существенное, что она может отрицательно  влиять  на

   наиболее точные  технологические процессы. Особенно  важно подчеркнуть, что

   наибольший вред  вибрация приносит  передовым   отраслям  промышленности  и

   соответственно  ее  рост  может  оказывать  ограничивающее   влияние   на

   возможности научно-технического  прогресса в городах.

 

    . Состояние воздушного  бассейна

 

    Для  большинства   крупных  городов  характерно  чрезвычайно  сильное  и

интенсивное загрязнение  атмосферы. По большинству  загрязняющих  агентов,  а

их в городе насчитывается  сотни, можно с уверенностью сказать, что они,  как

правило, превышают предельно  допустимые концентрации. Более того,  поскольку

в  городе  наблюдается  одновременное  воздействие  множества   загрязняющих

агентов, их совместное действие  может  оказаться  еще  более  значительным.

Широко распространено мнение  о  том,  что  с  увеличением  размеров  города

возрастает и концентрация различных загрязняющих веществ  в  его  атмосфере,

однако  в   действительности,   если   рассчитывать   среднюю   концентрацию

загрязнений на всю территорию города, то  в  многофункциональных  городах  с

населением более 100 тыс. человек  она находится примерно на одном  и  том  же

уровне и с  увеличением  размеров  города  практически  не  возрастает.  Это

объясняется  тем,  что  одновременно   с   увеличением   объемов   выбросов,

возрастающих пропорционально  росту  численности  населения,  расширяется  и

площадь городской застройки,  которая  и  выравнивает  средние  концентрации

загрязнения в атмосфере.

    Существенной особенностью  крупных городов с населением  более  500  тыс.

человек является то, что  с увеличением территории города и  численности  его

жителей в них неуклонно  возрастает  дифференциация концентраций  загрязнения

в различных районах. Наряду с невысокими уровнями  концентрации  загрязнения

в  периферийных  районах,  она   резко   увеличивается   в   зонах   крупных

Информация о работе Общие экологические проблемы городов мира