Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:02, реферат
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из
них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших
территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с
образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния
экологического равновесия.
промышленных предприятий и, в особенности в центральных районах. В
последних, несмотря на отсутствие в них крупных промышленных предприятий,
как правило, всегда наблюдаются повышенные концентрации загрязнителей
атмосферы. Это вызывается как тем, что в этих районах наблюдается
интенсивное движение автотранспорта, так и тем, что в центральных районах
атмосферный воздух обычно на несколько градусов выше, чем в периферийных, –
это приводит к появлению над центрами городов восходящих воздушных потоков,
засасывающих загрязненный воздух из промышленных районов, расположенных на
ближней периферии.
В настоящее
время большие надежды в
связываются с максимальной газификацией промышленности и топливно-
энергетического комплекса, однако эффект газификации не следует
преувеличивать. Дело в том, что перевод с твердого топлива на газ, конечно,
резко снижает объемы серосодержащих выбросов, но увеличивает выбросы
окислов азота, утилизация которых еще является технически проблематичной.
Сходная ситуация складывается и при сокращении выбросов угарного газа,
являющегося продуктом неполного сгорания топлива. Совершенствуя режимы
горения, можно свести выбросы угарного газа до минимума, но одновременно с
повышением температуры увеличивается и окисление атмосферного азота,
приводящее к росту объемов окислов азота, сбрасываемых в атмосферу. В
отличие от стационарных источников загрязнение воздушного бассейна
автотранспортом происходит на небольшой высоте и практически всегда имеет
локальный характер. Так, концентрации загрязнений, производимых
автомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления от
транспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград
(например, в закрытых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз.
В целом выбросы
автотранспорта значительно
производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами
азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в
окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим
действием.
Несомненно, что
в ближайшем будущем
городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность.
Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не
существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в
отдельных технических проектах и рекомендациях.
Кратко охарактеризуем основные направления решения проблемы уменьшения
загрязнения окружающей среды автотранспортом.
Совершенствование
двигателя внутреннего
Это технически вполне реальное направление может снизить удельное
потребление топлива на 10—15%, а также уменьшить объемы выбросов на 15—20%.
Бесспорно, что этот путь может стать весьма эффективным в самое ближайшее
время, поскольку не требует серьезных перестроек ни в автомобилестроении,
ни в системе обслуживания и эксплуатации автомобиля. Здесь следует лишь
учесть то, что реальный экологический эффект этих мероприятий не столь
высок, как представляется на первый взгляд, поскольку, например, снижение
объемов выбросов угарного газа в значительной мере восполняется увеличением
выбросов окислов азота.
Перевод двигателя
внутреннего сгорания на
|Двигатель |
|внутреннего |
|сгорания. |
Существующий многолетний опыт эксплуатации автомобиля на пропан-
бутановых смесях показывает высокий экологический эффект. В автомобильных
выбросах резко снижается количество угарного газа, тяжелых металлов и
углеводородов, однако уровень выбросов окислов азота остается достаточно
высоким. Кроме того, применение газовых смесей пока возможно лишь на
грузовых автомобилях и требует налаживания системы газозаправочных станций,
поэтому возможности данного решения в настоящее время еще ограничены.
Перевод двигателя внутреннего сгорания на водородное топливо часто
рекламируется как чуть ли не идеальное решение проблемы, однако при этом
часто забывают, что окислы азота образуются и при использовании водорода и
что добыча, горение и транспортировка больших объемов водорода связаны с
большими техническими трудностями, небезопасны и весьма накладны в
экономическом отношении. В городе, насчитывающем несколько сот тысяч
автомобилей, пришлось бы иметь громадные запасы водорода, одно хранение
которых потребовало бы (для обеспечения безопасности населения) отчуждения
громадных территорий. Если учесть при этом, что это дополнялось бы развитой
сетью заправочных станций, то такой город был бы весьма небезопасен для его
жителей. Даже если предположить, что будет найдено экономически приемлемое
решение проблемы хранения водорода (в том числе в самих автомобилях) в
связанном состоянии, то эта проблема, по нашему мнению, едва ли будет
перспективной в ближайшие десятилетия.
|Электромобиль. |
|Электромобиль |
Замена автомобиля электромобилем также весьма интенсивно рекламируется
в популярной литературе, однако в настоящее время она столь же мало
реальна, как и предыдущее предложение. Во-первых, даже самые совершенные
аккумуляторы наряду со значительным собственным весом, ухудшающим параметры
автомобиля, требуют для
своей зарядки энергии в
ее затрачивает при равной работе обычный автомобиль. Тем самым
электромобиль, являясь самым расточительным, в энергетическом отношении,
средством транспорта, снижая загрязнение среды в месте своей эксплуатации,
резко увеличивает его в месте производства энергии. Во-вторых, производство
аккумуляторов требует значительного количества ценных цветных металлов,
дефицит которых растет едва ли не быстрее, чем дефицит нефти и газа. И, в-
третьих, электромобиль, практически «чистый» для городской улицы, не
является таковым для самого автомобилиста, поскольку при работе
аккумуляторов происходит постоянное выделение многих токсичных веществ,
которые неизбежно попадают в салон электромобиля. Даже если предположить,
что все вышеуказанные проблемы были бы технически разрешены, следует
учесть, что на перестройку всей автомобильной промышленности, смену
автопарка, перестройку систем обслуживания и эксплуатации транспортных
средств потребовались бы не один десяток лет и несколько десятков, если не
сотен миллиардов долларов. Поэтому аккумуляторный автомобиль едва ли сможет
стать перспективным решением проблемы загрязнения окружающей среды
автотранспортом.
Помимо разобранных
выше существуют десятки
многие из которых доводятся до опытных образцов. Среди них есть как
бесперспективные, например автомобиль с маховиковым аккумулятором, который
может хорошо двигаться лишь по идеально ровной и прямой дороге – в
противном случае гироскопический эффект маховика будет серьезно мешать
управлению, так и достаточно перспективные «гибридные» конструкции. Среди
последних весьма любопытна идея грузового троллейбуса с аккумулятором для
межлинейных передвижений, реализация которой, при условии совершенствования
токоприемников и реконструкции токоприводов, может резко уменьшить
загрязнение воздушного бассейна,
в особенности в центрах
Помимо совершенствования самих средств транспорта серьезный вклад в
снижение загазованности атмосферы городов могут внести планировочные
мероприятия, мероприятия по совершенствованию управления автомобильными
потоками и мероприятия по рационализации перевозок внутри города. Создание
в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может
резко снизить пробег автомобилей в черте города и соответственно уменьшить
загрязнение его воздушного бассейна.
Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необходимо
упомянуть о том, что оно подвержено заметным колебаниям, вызываемым как
погодными условиями, так и режимом работы предприятия и автотранспорта.
Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем ночью, зимой
больше, чем летом, но и здесь встречаются исключения, связанные, например,
с фотохимическим смогом в летнее время или образованием над городом
застойных масс загрязненного воздуха в ночное время. Для городов,
расположенных в различных
климатических зонах и
ландшафтных условиях, характерны различные типы критических ситуаций, во
время которых загазованность атмосферы может достигать критических
значений, но во всех случаях
они связываются с
погодой.
Загрязнение атмосферного
воздуха является самой
проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровью
горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям,
объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию,
коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленым
насаждениям.
Легко заметить, что с удорожанием стоимости промышленного оборудования
и промышленной продукции ущерб, наносимый загрязнением воздушного бассейна,
будет неуклонно возрастать. Более того, оказывается, что уже сейчас целый
ряд наиболее передовых отраслей промышленности, таких как электроника,
точное машиностроение и приборостроение, испытывают серьезные затруднения в
своем развитии на территории городов. Предприятиям этих отраслей приходится
затрачивать немалые средства на очистку воздуха, поступающего в цеха, и,
несмотря на это, на производствах, расположенных в крупных городах,
нарушения технологии, вызванные загрязнением воздушного бассейна, учащаются
с каждым годом. Но даже если в цехах при производстве высокоточной и
высококондиционной продукции можно создать условия, близкие к идеальным,
то, выходя за пределы цеха, она начинает подвергаться разрушающему
воздействию загрязняющих веществ и может быстро терять свое качество.
Таким образом, загрязнение воздушного бассейна становится реальным
тормозом научно-технического прогресса в городах, действие которого будет
постоянно усиливаться по мере повышения требований к чистоте технологий,
росту точности промышленного оборудования и распространению
микроминиатюризации.
Подобный же рост ущерба наблюдается при ускоренном разрушении
фасадов зданий
в загрязненной атмосфере
. Загрязнение водного бассейна
Загрязнение водного бассейна в городах следует рассматривать в двух
аспектах – загрязнение воды в зоне водопотребления и загрязнение водного
бассейна в черте города за счет его стоков.
Загрязнение воды
в зоне водопотребления
ухудшающим экологическое состояние городов. Оно производится как за счет
сброса части неочищенных стоков городов и предприятий, расположенных выше
зоны водозабора данного города и загрязнения воды речным транспортом, так и
за счет попадания в водоемы части удобрений и ядохимикатов, вносимых на
поля. Причем, если с первыми видами загрязнения можно путем строительства
очистных сооружений бороться эффективно, то предотвратить загрязнение
водного бассейна, производимое сельскохозяйственными мероприятиями, очень
сложно. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов,
вносимых в почву, попадает в водотоки. Это, в свою очередь, может приводить
к эвтрофикации водоемов, которая еще больше ухудшает качество воды.
Важно заметить, что водоочистные сооружения водопроводов не в состоянии
очистить питьевую воду от растворов указанных веществ, поэтому питьевая
вода может содержать их в себе в повышенных концентрациях и отрицательно
повлиять на здоровье человека. Борьба с таким видом загрязнений требует
использования удобрений и ядохимикатов в зонах водосбора исключительно в
гранулированной форме, разработки и внедрения быстроразлагающихся
ядохимикатов, а также биологических методов защиты растений.
Города также являются мощными источниками загрязнения водного бассейна.
Информация о работе Общие экологические проблемы городов мира