Основы регионального управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:12, контрольная работа

Описание

Основной тенденцией в практике государственного регулирования экономики,начиная с конца 90 – х годов ХХ столетия, стал процесс переноса на уровень государственной исполнительной власти принципов организации и методов управления, которые используются в деловом мире и корпорациях. Тем самым администрация региона превращается в инновационную организацию по оказанию разнообразных социально-экономических услуг. Такий опыт уже давно существует в європейских странах и США, где они даже называются корпорациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……...……………………….…4
Особенности регионального управления……………..…………..4
Сущность и регионального управления………………………….5
Задачи и объект регионального управления……………………...7
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА…...9
Сущность организационной структуры управления……………..9
Факторы, влияющие на организационные структуры……….….11
Типы организационных структур управления……………….….11
Классификация организационных структур управления……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.10 Кб (Скачать документ)

 

Вариант №7

«Основы регионального управления

экономикой, региональный менеджмент»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    • ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
  1. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……...……………………….…4
    1. Особенности регионального управления……………..…………..4
    2. Сущность и регионального управления………………………….5
    3. Задачи и объект регионального управления……………………...7
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА…...9
    1. Сущность организационной структуры управления……………..9
      1. Факторы, влияющие на организационные структуры……….….11
      2. Типы организационных структур управления……………….….11
    2. Классификация организационных структур управления……….14
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………17
    • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...18

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной тенденцией в  практике государственного регулирования  экономики,начиная с конца 90 – х годов ХХ столетия, стал процесс переноса на уровень государственной исполнительной власти принципов организации и методов управления, которые используются в деловом мире и корпорациях. Тем самым администрация региона превращается в инновационную организацию по оказанию разнообразных социально-экономических услуг. Такий опыт уже давно существует в європейских странах и США, где они даже называются корпорациями.

Исходя из этого, принципы менеджмента, которые применяются в корпорациях, предприятиях переносятся на региональный уровень, что приводит к возникновению новой категории – региональный менеджмент.

Под региональным менеджментом следует понищать такое управление экономикой региона, которое базируется на корпоративних принципах и учете территориального разделения труда. Его основними требованиями являются:

- концентрация на достигнутых результатах и розработка мер для достижения перспективных целей региона;

- признание управленцами, что граждане, которые проживают на данной территории, являются их потенциальными клиентами, и поэтому следует понимать и принимать во внимание их потребности и интересы;

- умение работать лучше, быстрее и дешевле, чтобы выдержать конкуренцию  с коммерческими компаниями по оказанию услуг.

 

 

 

 

    1. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ,

РЕГИОНАЛЬНЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ

 

1.1. Особенности регионального управления

 

Противоречия и неурегулированность  взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

Можно выделить следующие  условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных условиях.

1. Система новых отношений  создается в условиях, когда планово-директивные  методы управления региональным  хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.

2. В новых условиях  субъекты сосредоточили большую  часть властных и хозяйственных  функций. Регион является основным  субъектом собственности, который  делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.

3. Упразднение государственной  отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект — муниципалитет; муниципалитет — основное производственное звено; субъект— основное производственное звено.

4. В этих условиях меняются  регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой — вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.

5. Чтобы обеспечить заинтересованность  субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.[4,c.87-89]

 

    1. Сущность регионального управления

 

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента  представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной  украинской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной  системы управления хозяйством региона  к региональному менеджменту  состоит в таких изменениях, как:

• ориентация развития региона  на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

• формирование организационно-экономических  условий для реализации всеми  хозяйствующими субъектами региона  принципов экономической свободы  и хозяйственной самостоятельности;

• ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

• формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

• переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

• оценка конечного результата регионального менеджмента в  зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона  и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами,  многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в Украине.[6,c.234-237]

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с  законами развития рыночной системы  хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.[7,c.129-136]

 

    1. Задачи и объект регионального управления

 

Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.[5,c.185-193]

В число основных задач регионального менеджмента входят:

• обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности  населения региона, высокого уровня и качества жизни;

• экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

• оптимизация финансовых потоков, формирование условий и  механизмов укрепления экономической  базы региона и муниципальных  образований;

• обеспечение экологической  безопасности в регионе, защита окружающей среды;

• формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической  политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.[3,c.168-172]

Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

1. Принадлежность объекта  к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта).

2. Характер продукции  или услуг, производимых субъектом  хозяйствования (продукция целиком  или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и степень  воздействия субъекта хозяйствования  на экономические, социальные, экологические  и другие процессы в регионе.

4. Воспроизводство условий  жизнедеятельности населения, удовлетворение  потребностей людей вне сферы  производства (охрана здоровья, удовлетворение  потребностей в образовании и  культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации  объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов государства, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.[5,c.245-248]

 

2.  ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

 

2.1. Сущность организационной структуры управления

 

Организационная структура  управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры  управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.

Информация о работе Основы регионального управления экономикой