Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:12, контрольная работа
Основной тенденцией в практике государственного регулирования экономики,начиная с конца 90 – х годов ХХ столетия, стал процесс переноса на уровень государственной исполнительной власти принципов организации и методов управления, которые используются в деловом мире и корпорациях. Тем самым администрация региона превращается в инновационную организацию по оказанию разнообразных социально-экономических услуг. Такий опыт уже давно существует в європейских странах и США, где они даже называются корпорациями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……...……………………….…4
Особенности регионального управления……………..…………..4
Сущность и регионального управления………………………….5
Задачи и объект регионального управления……………………...7
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА…...9
Сущность организационной структуры управления……………..9
Факторы, влияющие на организационные структуры……….….11
Типы организационных структур управления……………….….11
Классификация организационных структур управления……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...18
Такая типизация организационных
структур обусловливает и
Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.[2,c.12-14]
Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития Украины, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.[8,c.112-114]
2.1.1. Факторы, влияющие на организационные структуры
На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой — подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.
Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных изменений в системе отношений участников процесса производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.
В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.[10,c.212-215]
2.1.2. Типы организационных структур управления
На начальном этапе перехода на рыночные отношения в экономике Украины действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Особенность интенсивного типа заключается в значительном повышении роли социальных факторов общественного развития, что требует сбалансированности всех элементов организационной структуры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей различных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявлении общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип производства и адекватный ему тип организационной структуры приобретают стратегическое значение.
Общими предпосылками
создания качественно новых
• перевод социально-
• реализация социальных целей
большим количеством
Экстенсивный тип
Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:
• недостаточная гибкость
и восприимчивость к
• слабая разработанность стратегии развития организационных структур. В производстве отсутствуют приоритеты, связанные с НТП; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.
• затратный принцип
• административно-правовые, командно-директивные методы управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;
• слабая адаптивность организационных структур управления к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;
• неадекватность роли органов
местного самоуправления их возможностям
в решении социальных, экономических
технологических
• отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать многообразие организационных форм и структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне страны и региона укрепляются исполнительные органы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления — муниципальным образованиям.
При недостаточной согласованности структур управления указанной вертикали власти (государство — регион — муниципалитет) возникает большое количество проблем, связанных с формированием социально ориентированных рыночных отношений в центре и на местах. В структуре общественного производства хозяйственные организации лучше взаимодействуют в удобных для этих структур социально-организационных формах. В настоящее время таковыми являются акционерные компании. Они сегодня заменяют отраслевые министерства, региональные органы управления, укрепляют статус крупных предприятий и производств.
Развитие рыночной экономики сопровождается пересмотром и реорганизацией практически всех организационных отношений — технико-технологических, социально-экономических, политических. Поэтому предприятие любого размера, любой сферы деятельности представляет собой социальную производственно-экономическую систему, которая в своей деятельности наиболее полно отражает существо и противоречия современного хозяйствования в целом.[1]
2.2. Классификация организационных структур управления
На взаимодействие элементов
организационной структуры
Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.
К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным — формы собственности, принципы организации управления, характер связей, к частным — формы организации производства и управления.
По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи — горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные); по формам собственности — государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные; по принципам организации производства и управления — отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные; по сферам деятельности — государственные, общественные, коммерческие; по методам хозяйствования — государственные, корпоративные, частные; по уровням управления — федеральные, региональные, муниципальные; по формам организации производства — высокоспециализированные, малые, крупные предприятия; по формам организации управления — концерны, тресты, ассоциации.
Количество и качество
организационных структур имеют
тенденцию к динамическому
Многообразие критериев формирования организационных структур не дает оснований для их противопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли общему критерию эффективности ― давали высокий социальный результат. Мобильность организационных структур, их адаптивность к месту и времени, разнообразие форм их организации возможно и целесообразно регламентировать с учетом исторических особенностей развития государственного, коммерческого и общественного управления.
Организационные структуры призваны быть гибкими, создаваемыми под определенные цели и перестраиваемыми по мере возникновения новых задач. Соответственно предусматриваются нормативные правила не только создания, функционирования организационных структур, но и расформирования организации.
При формировании организационных
структур управления необходимо тщательно
продумать соотношение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития человеческой цивилизации предъявляет собственные требования не только к национальным экономикам, а и к мировому хазяйству в целом. Эти требования вытекают из проблем, которые связаны с выживанием нашей цивилизации. На первый план выдвигается проблема гуманизации экономики, потребностей общества, эффективного использования всех видов ресурсов.
Если взять за основу такой подход к национальным и региональным економикам, то методологическую основу построения новой системы управления должны создавать те общие теоретические принципы, на основе которых модель, которая разрабатывается будет:
Организация регионального менеджмента, которая будет основываться на вышеизложенных принципах, обеспечит устойчивое управление регионального развития.
Сегодня актуальным является формирование маркетингового типа регионального менеджмента, который идет не от желаний самого региона (например, в поиске средств для реализации некой программы), а от изучения потребностей потребителей (производителей, коммерсантов, инвесторов, политиков, государственных органов власти, некоммерческих организаций, туристов ), которые регион в состоянии удовлетворить.
Информация о работе Основы регионального управления экономикой