Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:33, курс лекций
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны[1].
1. Законодательство
Российской Федерации об особо
охраняемых природных
2. Отношения, возникающие при пользовании
землями, водными, лесными и иными природными
ресурсами особо охраняемых природных
территорий, регулируются соответствующим
законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации.
3. Имущественные отношения в области использования
и охраны особо охраняемых природных территорий,
организации и функционирования государственных
природных заповедников и других природоохранных
учреждений регулируются гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
Статья 2. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1. С учетом особенностей
режима особо охраняемых
а) государственные природные заповедники,
в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические
сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности
и курорты.
2. Правительство Российской Федерации,
соответствующие органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления могут
устанавливать и иные категории особо
охраняемых природных территорий (территории,
на которых находятся зеленые зоны, городские
леса, городские парки, памятники садово-паркового
искусства, охраняемые береговые линии,
охраняемые речные системы, охраняемые
природные ландшафты, биологические станции,
микрозаповедники и другие).
3. В целях защиты особо охраняемых природных
территорий от неблагоприятных антропогенных
воздействий на прилегающих к ним участках
земли и водного пространства могут создаваться
охранные зоны или округа с регулируемым
режимом хозяйственной деятельности.
4. Все особо охраняемые природные территории
учитываются при разработке территориальных
комплексных схем, схем землеустройства
и районной планировки.
5. На основании принятых схем развития
и размещения особо охраняемых природных
территорий или территориальных схем
охраны природы органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
принимают решения о резервировании земельных
участков, которые предполагается объявить
особо охраняемыми природными территориями,
и об ограничении на них хозяйственной
деятельности.
6. Особо охраняемые природные территории
могут иметь федеральное, региональное
или местное значение.
Особо охраняемые природные территории
федерального значения являются федеральной
собственностью и находятся в ведении
федеральных органов государственной
власти.
Особо охраняемые природные территории
регионального значения являются собственностью
субъектов Российской Федерации и находятся
в ведении органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории
местного значения являются собственностью
муниципальных образований и находятся
в ведении органов местного самоуправления.
7. Территории государственных природных
заповедников и национальных парков относятся
к особо охраняемым природным территориям
федерального значения. Территории государственных
заказников, памятников природы, дендрологических
парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов могут быть отнесены
либо к особо охраняемым природным территориям
федерального значения, либо к особо охраняемым
природным территориям регионального
значения. Природные парки являются особо
охраняемыми природными территориями
регионального значения. Лечебно-оздоровительные
местности и курорты могут объявляться
особо охраняемыми природными территориями
местного значения.
Особо охраняемые природные территории
федерального и регионального значения
определяются соответственно Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории
местного значения определяются в порядке,
установленном законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
8. Содержание права государственной собственности
на особо охраняемые природные территории,
в том числе на находящиеся на них природные
комплексы и объекты, устанавливается
в порядке, предусмотренном статьями 129,
209 и 214 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если иное не следует из настоящего
Федерального закона.
Статья 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И
1. Государственное
управление и государственный
контроль в области
2. Государственное управление и государственный
контроль в области организации и функционирования
территорий государственных природных
заказников, памятников природы, дендрологических
парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов регионального
значения осуществляются органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
3. Управление и контроль в области организации
и функционирования особо охраняемых
природных территорий местного значения
осуществляются органами местного самоуправления.
Статья 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Государственный
кадастр особо охраняемых природных
территорий включает в себя сведения
о статусе этих территорий, об их
географическом положении и границах,
режиме особой охраны этих территорий,
природопользователях, эколого-просветительской,
научной, экономической, исторической
и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых
природных территорий ведется в целях
оценки состояния природно-заповедного
фонда, определения перспектив развития
сети данных территорий, повышения эффективности
государственного контроля за соблюдением
соответствующего режима, а также учета
данных территорий при планировании социально-экономического
развития регионов.
Порядок ведения государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Статья 5. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Граждане и юридические
лица, включая общественные и религиозные
объединения, оказывают содействие
государственным органам в
РАЗДЕЛ II.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
Статья 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. На территории
государственных природных
Государственные природные заповедники
являются природоохранными, научно-исследовательскими
и эколого-просветительскими учреждениями,
имеющими целью сохранение и изучение
естественного хода природных процессов
и явлений, генетического фонда растительного
и животного мира, отдельных видов и сообществ
растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем.
2. Земля, воды, недра, растительный и животный
мир, находящиеся на территориях государственных
природных заповедников, предоставляются
в пользование (владение) государственным
природным заповедникам на правах, предусмотренных
федеральными законами.
Имущество государственных природных
заповедников является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные
и другие объекты недвижимости закрепляются
за государственными природными заповедниками
на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение
прав на земельные участки и другие природные
ресурсы, которые включаются в государственные
природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество
государственных природных заповедников
полностью изымаются из оборота (не могут
отчуждаться и переходить от одного лица
к другому иными способами).
3. Положение о конкретном государственном
природном заповеднике, его статус утверждаются
органом, уполномоченным на то Правительством
Российской Федерации.
Статья 7. ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ
На государственные
природные заповедники
а) осуществление охраны природных территорий
в целях сохранения биологического разнообразия
и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований,
включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга
в рамках общегосударственной системы
мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической
экспертизе проектов и схем размещения
хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров
и специалистов в области охраны окружающей
природной среды.
Статья 8. ПОРЯДОК
ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
1. Государственный
природный заповедник
2. Органы государственной власти Российской
Федерации, в ведении которых находятся
вновь созданные государственные природные
заповедники, определяют сроки и этапы
формирования организационно-хозяйственной
инфраструктуры, соответствующей государственному
природному заповеднику как природоохранному
учреждению. В период, предшествующий
созданию этой инфраструктуры, контроль
за соблюдением режима государственного
природного заповедника осуществляется
соответствующими федеральными органами
исполнительной власти либо иными уполномоченными
ими органами.
3. На прилегающих к территориям государственных
природных заповедников участках земли
и водного пространства создаются охранные
зоны с ограниченным режимом природопользования.
4. Решение об образовании охранной зоны
государственного природного заповедника
принимается органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, и положение
о ней утверждается также органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Статья 9. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ
1. На территории
государственного природного
На территориях государственных природных
заповедников запрещается интродукция
живых организмов в целях их акклиматизации.
2. На территориях государственных природных
заповедников допускаются мероприятия
и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном состоянии
природных комплексов, восстановление
и предотвращение изменений природных
комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих
санитарную и противопожарную безопасность;
в) предотвращение условий, способных
вызвать стихийные бедствия, угрожающие
жизни людей и населенным пунктам;
г) осуществление экологического мониторинга;
д) выполнение научно-исследовательских
задач;
е) ведение эколого-просветительской работы;
ж) осуществление контрольно-надзорных
функций.
3. В государственных природных заповедниках
могут выделяться участки, на которых
исключается всякое вмешательство человека
в природные процессы.
Размеры этих участков определяются исходя
из необходимости сохранения всего природного
комплекса в естественном состоянии.
4. На специально выделенных участках частичного
хозяйственного использования, не включающих
особо ценные экологические системы и
объекты, ради сохранения которых создавался
государственный природный заповедник,
допускается деятельность, которая направлена
на обеспечение функционирования государственного
природного заповедника и жизнедеятельности
граждан, проживающих на его территории,
и осуществляется в соответствии с утвержденным
индивидуальным положением о данном государственном
природном заповеднике.
5. Пребывание на территории государственных
природных заповедников граждан, не являющихся
работниками данных заповедников, или
должностных лиц, не являющихся сотрудниками
органов, в ведении которых находятся
данные заповедники, допускается только
при наличии разрешений этих органов или
дирекций государственных природных заповедников.
Статья 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
1. Статус государственных
природных биосферных
2. К территориям государственных природных
биосферных заповедников в целях проведения
научных исследований, экологического
мониторинга, а также апробирования и
внедрения методов рационального природопользования,
не разрушающих окружающую природную
среду и не истощающих биологические ресурсы,
могут быть присоединены территории биосферных
полигонов, в том числе с дифференцированным
режимом особой охраны и функционирования.
3. Конкретный режим особой охраны территории
биосферного полигона устанавливается
в соответствии с положением о нем, утверждаемым
государственными органами, в ведении
которых находятся государственные природные
биосферные заповедники.
Статья 11. ОСОБЕННОСТИ
ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственные
природные заповедники
2. Государственные природные заповедники
распоряжаются в установленном порядке
следующими средствами:
от научной, природоохранной, рекламно-издательской
и иной деятельности, не противоречащей
задачам государственных природных заповедников;
в счет возмещения ущерба, причиненного
природным комплексам и объектам, расположенным
на территориях государственных природных
заповедников;
от реализации конфискованных в установленном
порядке орудий охоты, рыболовства и продукции
незаконного природопользования;
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных
взносов.
3. Штрафы, налагаемые в административном
порядке за экологические правонарушения,
взысканные по постановлениям должностных
лиц государственных природных заповедников,
поступают в самостоятельное распоряжение
государственных природных заповедников
и учитываются на отдельном балансе.
4. Государственные природные заповедники
вправе иметь собственную символику (флаги,
вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения,
использования и охраны символики государственных
природных заповедников устанавливается
Правительством Российской Федерации.
5. Производство изобразительной, печатной,
сувенирной и другой тиражированной продукции
и товаров народного потребления с использованием
изображений природных и историко-культурных
комплексов и объектов, находящихся на
территориях государственных природных
заповедников, а также их названий и символики
осуществляется с разрешения дирекций
государственных природных заповедников.
6. Государственные природные заповедники
пользуются налоговыми льготами, установленными
для них законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
7. Расположение государственного природного
заповедника на территориях двух и более
субъектов Российской Федерации не может
быть основанием для нарушения его территориальной
целостности или изменения статуса.