Особо охроняемые природные тер-ии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:33, курс лекций

Описание

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны[1].

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.52 Кб (Скачать документ)

РАЗДЕЛ V. 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ

Статья 22. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ 
 
1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. 
2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. 
3. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. 
4. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: 
а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); 
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; 
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; 
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; 
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. 
5. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. 
6. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
7. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 
8. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Статья 23. ПОРЯДОК  ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ  ЗАКАЗНИКОВ

1. Государственные  природные заказники федерального  значения учреждаются решением  Правительства Российской Федерации  на основании представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 
2. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Статья 24. РЕЖИМ  ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ

1. На территориях  государственных природных заказников  постоянно или временно запрещается  или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям  создания государственных природных  заказников или причиняет вред  природным комплексам и их  компонентам. 
2. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. 
3. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. 
4. На территориях государственных природных заказников, где проживают коренные малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. 
5. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
 

РАЗДЕЛ VI. 
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

Статья 25. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

1. Памятники природы  - уникальные, невосполнимые, ценные  в экологическом, научном, культурном  и эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты  естественного и искусственного  происхождения. 
2. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Статья 26. ПОРЯДОК  ПРИЗНАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАНЯТЫХ ПАМЯТНИКАМИ  ПРИРОДЫ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ 
 
1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, -особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, -особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 
4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. 
5. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Статья 27. РЕЖИМ  ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ

1. На территориях,  на которых находятся памятники  природы, и в границах их  охранных зон запрещается всякая  деятельность, влекущая за собой  нарушение сохранности памятников  природы. 
2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. 
3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
 

РАЗДЕЛ VII. 
ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ

Статья 28. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

1. Дендрологические  парки и ботанические сады  являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание  специальных коллекций растений  в целях сохранения разнообразия  и обогащения растительного мира, а также осуществление научной,  учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков  и ботанических садов предназначаются  только для выполнения их прямых  задач, при этом земельные участки  передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также  научно-исследовательским или образовательным  учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. 
2. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. 
3. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статья 29. РЕЖИМ  ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ

1. На территориях  дендрологических парков и ботанических  садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением  их задач и влекущая за собой  нарушение сохранности флористических  объектов. 
2. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: 
а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; 
б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; 
в) административную. 
3. Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

 
Статья 30. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ

1. Финансирование  дендрологических парков и ботанических  садов осуществляется за счет  средств федерального бюджета,  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации и других не запрещенных законом источников. 
2. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства: 
а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; 
б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов; 
в) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. 
3. Дендрологические парки и ботанические сады пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

РАЗДЕЛ VIII. 
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ

Статья 31. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения  и профилактики заболеваний, а  также отдыха населения и обладающие  природными лечебными ресурсами  (минеральные воды, лечебные грязи,  рапа лиманов и озер, лечебный  климат, пляжи, части акваторий  и внутренних морей, другие  природные объекты и условия)  могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным  местностям. 
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. 
3. Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. 
4. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. 
5. Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

Статья 32. РЕЖИМ  ОСОБОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ  МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

1. В границах лечебно-оздоровительных  местностей и курортов запрещается  (ограничивается) деятельность, которая  может привести к ухудшению  качества и истощению природных  ресурсов и объектов, обладающих  лечебными свойствами. 
2. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. 
3. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. 
4. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
 

РАЗДЕЛ IX. 
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 33. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

1. Охрана природных  комплексов и объектов на территориях  государственных природных заповедников  и национальных парков осуществляется  специальной государственной инспекцией  по охране территорий государственных  природных заповедников и национальных  парков, работники которой входят  в штат соответствующих природоохранных  учреждений. 
2. Директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.

Статья 34. ПРАВА  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

1. Работники государственных природных заповедников и национальных парков, являющиеся государственными инспекторами по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 
а) проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территории; 
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон; 
в) задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; 
г) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков, к административной ответственности; 
д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы; 
е) производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей; 
ж) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; 
з) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон. 
2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право: 
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон; 
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; 
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков; 
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы. 
3. Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 
4. Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак. 
5. Государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. 
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством. 
6. Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. 
7. Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Особо охроняемые природные тер-ии