Понятие экологических правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.
Экологическое право позволяет сравненить его с предметом смежных отраслей права - земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное

Содержание

Введение…….....................................................................................................….3
Понятие экологических правоотношений............................................................5
Содержание и виды экологических правоотношений.........................................9
Субъекты и объекты экологических правоотношений......................................13
Государственное регулирование экологических правоотношений..................15
Заключение..........................................................................................................17
Список использованных источников и литературы…………………..............18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа. Экол.право.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

     Содержанием правоотношений собственности на природные  объекты и ресурсы являются права  и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц  по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.

     Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды, проведению государственной экологической экспертизы планируемой хозяйственной деятельности, обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и другой управленческой деятельности.

     Содержание  охранительных экологических правоотношений определяется характером нарушения  экологического законодательства и  особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.

     Основаниями возникновения, изменения и прекращения  экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические  факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

     В зависимости от воли субъектов юридические  факты подразделяются на события  и действия. По признаку дозволенности  законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

     Юридические факты подразделяются в зависимости  от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие.

     Такими  юридическими фактами являются административно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также  договоры.

     Основным  видом экологическо-правовых юридических  актов являются правовые акты индивидуального  значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственность юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..6

     В качестве оснований возникновения  экологического правоотношения могут  выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

     Охранительные экологические правоотношения возникают  на основании определенного круга  правонарушений.

     Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Субъекты и объекты экологических правоотношений

     Согласно  ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Следовательно, одним из участников экологических правоотношений (субъектом) выступает государство в лице своего компетентного органа.

     Другим  субъектом экологических отношений  является юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. К таким субъектам относятся граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты.

     Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, а также граждане, занятые предпринимательской деятельностью, или граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.7

     Государственные органы применительно к экологическому правоотношению выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. Они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды, ее отдельных объектов.

     Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе  иностранные юридические и физические лица, обязаны выполнять экологические предписания.

     Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды  от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и  другой деятельности. К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

     В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не подвергались антропогенному воздействию.

     Характер  объекта правоотношения, его особенности  обуславливают права и обязанности, которыми наделяется субъект правоотношений. При наличии, скажем, такого объекта правоотношения, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при при хозяйственном использовании земель приоритет получают предупредительные, разрешительные меры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование экологических  правоотношений

     Управление  природопользованием и охраной  окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан  на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.8

     Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.

     Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

     Роль  государственного управления в этой сфере определяется значением государственных  органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

     Управление  в сфере экологии и природопользования – это деятельность не только по осуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими обязанностей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.9

       Совокупность правовых норм, регулирующих  отношения по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает как правовой институт экологического права.

     Механизм  управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

     Организационный аспект регулирования отношений в области охраны окружающей среды связан с нормированием качества окружающей среды, экологическим мониторингом, оценкой воздействия на окружающую среду, экологической экспертизой, экологическим лимитированием.

     Экономический аспект регулирования охватывает систему мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды и включает в себя государственную экспертизу, платежи за фактическое негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое предпринимательство и страхование, аккумуляцию средств в экологических фондах.

     Идеологический  аспект регулирования отражается в  формулировании прав и обязанности  граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. В законе особо выделено право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. 
 
 
 
 

Заключение

     При совершенствовании правового регулирования  большое значение имеет теоретическая  разработка проблемы правоотношений, складывающихся в сфере экологии, и прежде всего, определение понятия  субъекта и круга лиц, способных  быть участниками этих правоотношений, что дает возможность выявить специфику этих правоотношений в целом и их отдельных видов. Вместе с тем решение этой проблемы важно и для землеустроительной практики, так как призвано помочь выявлению участников правоотношений при выполнении конкретных землеустроительных действий.10

     На  данный момент в мире существует несколько  групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Это организации  системы ООН, различные межправительственные и неправительственные организации, системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения занимающиеся изучением данной проблемы.

     В заключении следует отметить, что  эффективность эколого – правового  механизма охраны окружающей природной  среды – это по существу оценка качества его работы. Она проявляется как сравнение цели природоохранительной нормы с итогами ее реализации в эколого – правовом отношении. Итогом работы всего эколого – правового механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Степень его экологизации зависит от уровня эффективности механизма. С точки зрения соответствия цели, заложенной в норме, и результатов её реализации на практике результативность нормы может выть положительной (цель достигнута) или отрицательной (цель не выполнена).

     Сегодня становится всё более очевидной  необходимость более серьёзного взаимодействия между различными экологическими организациями для максимально  действенной охраны окружающей среды.

     Список  использованных источников и литературы

     1. Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации принята 12декабря  1993г. - М.: Юрист,2011.
  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25октября -2001.- 136-ФЗ // СЗ РФ. -2011.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от30 ноября 1994. 51-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями// СЗ РФ.-1994.-32.-Ст.330.
  1. Литература
  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник.- М., 2011. – 696 с.
  2. Бриник М.М. О достоинствах нового федерального закона об охране окружающей среды «Об охране окружающей среды» // Экологическое право, 2011. – 211 с.
  3. Ерофеев Б. В. Земельное право России. М., 2010. – 176 с.
  4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник.- М., 2011. - 752 с.
  5. Желваков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2010. – 311 с.
  6. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2009. – 183 с.
  7. Комментарий к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" / Под ред. С.А.Боголюбова. - М., Норма, -2011.- 678 с.
  8. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2010. – 274 с.
  9. Петров В.В. Экологическое право: учебное пособие. - М.,2010. - 649 с.
  10. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Россия Молодая, 2011. - 367с.
  11. Свиридов В.Н. Экология. Природопользование. Окружающая среда: проблемы, перспективы. - М.,2011. – 786 с.

Информация о работе Понятие экологических правоотношений