Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:21, контрольная работа
Экологические правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.
Экологическое право позволяет сравненить его с предметом смежных отраслей права - земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное
Введение…….....................................................................................................….3
Понятие экологических правоотношений............................................................5
Содержание и виды экологических правоотношений.........................................9
Субъекты и объекты экологических правоотношений......................................13
Государственное регулирование экологических правоотношений..................15
Заключение..........................................................................................................17
Список использованных источников и литературы…………………..............18
Содержанием правоотношений собственности на природные объекты и ресурсы являются права и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.
Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды, проведению государственной экологической экспертизы планируемой хозяйственной деятельности, обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и другой управленческой деятельности.
Содержание
охранительных экологических
Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или
В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.
Юридические
факты подразделяются в зависимости
от правовых последствий на правоустанавливающие,
правоизменяющие и
Такими юридическими фактами являются административно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.
Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственность юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..6
В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.
Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.
Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Следовательно, одним из участников экологических правоотношений (субъектом) выступает государство в лице своего компетентного органа.
Другим
субъектом экологических
Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, а также граждане, занятые предпринимательской деятельностью, или граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.7
Государственные органы применительно к экологическому правоотношению выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. Они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды, ее отдельных объектов.
Хозяйствующие
субъекты, граждане, в том числе
иностранные юридические и
Объектами
экологических правоотношений называются
объекты охраны окружающей среды
от загрязнения, истощения, деградации,
порчи, уничтожения и иного
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не подвергались антропогенному воздействию.
Характер
объекта правоотношения, его особенности
обуславливают права и обязанности, которыми
наделяется субъект правоотношений. При
наличии, скажем, такого объекта правоотношения,
как природные заповедники, в составе
правоотношений преобладают запретительные
нормы; при при хозяйственном использовании
земель приоритет получают предупредительные,
разрешительные меры.
Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.8
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.
Управление в сфере экологии и природопользования – это деятельность не только по осуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими обязанностей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.9
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает как правовой институт экологического права.
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Организационный аспект регулирования отношений в области охраны окружающей среды связан с нормированием качества окружающей среды, экологическим мониторингом, оценкой воздействия на окружающую среду, экологической экспертизой, экологическим лимитированием.
Экономический аспект регулирования охватывает систему мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды и включает в себя государственную экспертизу, платежи за фактическое негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое предпринимательство и страхование, аккумуляцию средств в экологических фондах.
Идеологический
аспект регулирования отражается в
формулировании прав и обязанности
граждан, общественных и иных некоммерческих
объединений в области охраны окружающей
среды. В законе особо выделено право граждан
на благоприятную окружающую среду и достоверную
информацию о ее состоянии.
При
совершенствовании правового
На
данный момент в мире существует несколько
групп организаций занимающихся
охраной окружающей среды. Это организации
системы ООН, различные межправительственные
и неправительственные
В
заключении следует отметить, что
эффективность эколого –
Сегодня становится всё более очевидной необходимость более серьёзного взаимодействия между различными экологическими организациями для максимально действенной охраны окружающей среды.