Правовая охрана вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:22, реферат

Описание

Воды - возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие правовой охраны вод. 5
2. Понятие "права водопользования". 7
3. Классификация водных объектов. 9
4. Участники водных отношений. 11
5. Виды вредного воздействия на воды. 13
6. Способы охраны водных объектов. 14
7. Направления правовой охраны. 15
8. Ответственность за нарушения водного законодательства. 16
8.1 Административная ответственность. 16
8.2 Уголовная ответственность. 17
Заключение. 19
Используемые источники. 21

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

В ст. 8 ВК названы следующие виды водных объектов: поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ, подземные водные объекты. В свою очередь, поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки, поверхностные водоемы, ледники и снежники (ст. 9 ВК).

К поверхностным водотокам относятся реки, водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. От поверхностных водоемов (озера, болота, водохранилища, пруды), характерных замедленным водообменом, их отличает состояние непрерывного движения вод (ст. 10, И ВК). Весьма специфичны по своим природным характеристикам «твердые» водные объекты - ледники и снежники. Ледники понимаются как движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхнос­ти. Снежники определяются как неподвижное естественное скопление снега и льда, сохраняющееся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части (ст. 13 ВК). Ледники и снежники концентрируют в себе громадные запасы пресной воды, являются истоком крупных речных бассейнов, но в то же время подвержены атмосферному загрязнению. Эти уникальные водные объекты в преддверии прогнозируемого дефицита пресной воды рассматриваются как резерв для водного хозяйства.

К подземным водным объектам относятся: водоносные горизонты - сосредоточение вод в трещинах и пустотах горных пород, находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождения подземных вод - часть водоносного горизонта с благоприятными условиями для извлечения подземных вод; естественные выходы подземных вод -выход подземных вод на суше или под водой.

Следует отметить, что естественные выходы подземных вод являются, в известной степени, не только подземными, но и поверхностными водными объектами, тем более что они могут быть истоками рек и ручьев. Отношения при геологическом изучении, разведке и охране подземных вод регулируют как горным, так и водным законодательством РФ (ст. 5 ВК).

В ст. 14, 15 ВК дается определение внутренних морских вод и территориального моря. Морские воды считают внутренними в случаях, когда они расположены в сторону берега от исходной линии, принятой для расчета ширины территориального моря. В свою очередь, к территориальному морю РФ относят прибрежные морские воды шириной 12 миль, отмеряемых от исходной линии прочь от берега. Более подробно отношения по охране и использованию морских ресурсов регламентирует специальный Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В частности, в нем предусмотрено установление исходной линии по максимальному отливу, по наиболее удаленной в сторону моря гряде островов, рифов, скал и т.д.

Особый правовой режим имеют поверхностные и подземные водные объекты, обозначающие или пересекающие границу между двумя и более государствами, которые считаются в российском законодательстве трансграничными (пограничными). К их числу относятся Неман, Нарва, Терек, Урал, Днепр, Северный Донец, Чудско-Псковское озеро и другие водотоки и водоемы. Отношения по использованию и охране международных по своему расположению рек и озер регламентируются не только водным законодательством, но и законодательством о государственной границе. Кроме того, на них распространяется и действие конвенций и соглашений, в которых участвует Российская Федерация, т.е. международное речное право.                         

4.     Участники водных отношений.

В качестве участников водных отношений выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных обра­зований действуют их органы власти.

Российская Федерация определяет государственную политику в области использования и охраны водных объектов, в частности, порядок использования водных объектов. Кроме того, Российская Федерация осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также перераспределение водных ресурсов из федеральных водных объектов. В федеральном ведении также находятся государственный мониторинг, учет, кадастр и контроль в области использования и охраны вод. Кроме того, именно на уровне Российской Федерации разрабатывают, утверждают и реализуют государственные программы по использованию, восстановлению, охране водных объектов, а также по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.

В настоящее время статус субъектов РФ как участников водных отношений определен недостаточно. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес существенные изменения в ВК, а субъекты РФ лишаются многих существенных полномочий, которые перераспределяются в пользу Российской Федерации. Однако основанные на конституционных положениях нормы ВК об участии субъектов РФ в водных отношениях и о том, что водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, сохранены.

Муниципальным образованиям передаются отдельные государственные полномочия в сфере использования и охраны водных объектов, реализация которых подконтрольна государству. Для осуществления этих полномочий предаются материальные и финансовые средства. Кроме того, муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются обособленными водными объектами, находящимися в их собственности. В рамках своих полномочий по благоустройству муниципальные образования могут регулировать охрану и использование водных объектов для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, пожарной безопасности, рекреации и т.д.

Участниками водных отношений являются водопользователи - граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами. В водном законодательстве строго разграничиваются водопользователи, осуществляющие предпринимательскую деятельность (граждане и юридические лица), и граждане, свободно использующие водный объект для собственных нужд. Последние не нуждаются в лицензировании, но в то же время не освобождены от требований, общих для всех водопользователей. От водопользователей следует отличать водопотребителей:  последние прямо не используют водный объект, а воду получают через водопользователей.

По числу водопользователей российские водные объекты также юридически классифицируются. Водные объекты, находящиеся в открытом и общедоступном пользовании неограниченного круга лиц, признаются объектами общего пользования. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных и природоохранных целях не установлено другое. На определенных условиях также допускается общее пользование частными обособленными водными объектами. При этом происходящее ограничение права собственника следует компенсировать и отразить в едином государственном реестре прав.

Право общего пользования распространяется и на береговую полосу (бечевник) вдоль водоемов и водотоков, ширина которой не может превышать 20 м. Каждый вправе использовать ее для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования (включая рыболовство и причаливание плавательных средств).

В свою очередь, водные объекты, используемые ограниченным кругом лиц, являются водоемами особого пользования. Они не исчерпываются частными обособленными водными объектами. В особое пользование могут предоставляться водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Это бывает в случаях обеспечения государственных и муниципальных нужд (оборона, транспорт, энергетика).

5.     Виды вредного воздействия на воды.

В водном законодательстве различают следующие виды вредного воздействия на водные объекты: загрязнение, засорение, истощение. Загрязнение понимается как сброс, иное поступление в водный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним земель (дна и берегов), что приводит к ограничению использования. В отличие от загрязнения, засорение заключается в сбросе или ином поступлении в водный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих его использование. Ни с засорением, ни с загрязнением не следует смешивать истощение вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

В то же время в реальной жизни водотоки и водоемы испытывают на себе все три вида вредного воздействия, которые тесно связаны друг с другом.

Примером может послужить следующая ситуация. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу. Многие водные объекты превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины. Подобное засорение носит массовый характер и, из-за ржавления металла и гниения древесины, нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод – признак истощения.

Большую опасность представляет собой аварийное загрязнение, возникающее при залповых сбросах вредных веществ, наносящих вред или угрожающих здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной или иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Значительными полномочиями по предупреждению, пресечению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России. Его деятельность регламентирует Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6.     Способы охраны водных объектов.

Как было указано выше, водопользователи обязаны осуществлять меры по охране водных объектов. Поэтому использование водных объектов следует осуществлять с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Чтобы степень воздействия человека на водную экосистему была не слишком высокой, водное законодательство предусматривает лимиты водопользования - установленные на определенный срок предельно допустимые объемы изъятия вод или сброса сточных вод нормативного качества.

Охрану водных объектов обеспечивают производственно-технические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные мероприятия, которые обязаны проводить физические и юридические лица. Следует отметить взаимную связь как собственно водоохранных мер, так и мер по предупреждению, пресечению и устранению последствий вредного воздействия вод (наводнения, затопле­ния, подтопления, эрозии). При подобных явлениях также может происходить загрязнение или засорение вод: в разливающиеся весной реки и озера могут попадать вредные вещества, отходы производства.

7.     Направления правовой охраны.

Правовую охрану вод осуществляют по разным направлениям и различными способами. Для обеспечения охраны вод осуществляют регулирование деятельности источников загрязнения - объектов, с которых сбрасываются или иным образом поступают вредные вещества. Это могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, коммунально-бытовое хозяйство и т.д. Они не должны вызывать загрязнение и засорение водных объектов сверх установленных нормативов.

ВК запрещает применение ядохимикатов и других химических средств, если это влияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В свою очередь, взрывные работы с применением ядерных или иных технологий и выделением радиоактивных и токсичных веществ, а также захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) воспрещены. При этом сброс сточных вод с токсичными веществами допускается только после их очистки в установленном порядке.

В водном законодательстве предусмотрена защита водных объектов от засорения, поступление же взвешенных частиц в водный объект допускается в соответствии с требованиями водного законодательства.

Водное законодательство предусматривает и некоторые особенности охраны подземных водных объектов. На их водосборных площадях запрещено размещение отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников, если сами подземные воды используются для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещено и орошение земель сточными водами (если это влияет или может повлиять на подземные воды). В случае вскрытия водоносных горизонтов при использовании недр необходимо принять меры по охране этих водных объектов и сообщить о данном происшествии в уполномоченные органы.

Водное законодательство содержит в себе и специальные правовые институты, без которых охрана водных объектов окажется декларативной и неполноценной. Речь идет о водоохранных зонах, округах санитарной и горно-санитарной охраны, особо охраняемых водных объектах.

8.                      Ответственность за нарушения водного законодательства.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

8.1 Административная ответственность

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

Информация о работе Правовая охрана вод