Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:22, реферат
Воды - возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.
Введение. 3
1. Понятие правовой охраны вод. 5
2. Понятие "права водопользования". 7
3. Классификация водных объектов. 9
4. Участники водных отношений. 11
5. Виды вредного воздействия на воды. 13
6. Способы охраны водных объектов. 14
7. Направления правовой охраны. 15
8. Ответственность за нарушения водного законодательства. 16
8.1 Административная ответственность. 16
8.2 Уголовная ответственность. 17
Заключение. 19
Используемые источники. 21
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;
- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.
Предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:
- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250);
- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).
Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).
Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, признаются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.
В процессе работы над контрольной работой были рассмотрены вопросы правовой охраны вод. В результате рассмотрения этого вопроса мы пришли к следующим выводам.
Каждый человек обязан заботиться о сохранении природы на земле, т. к. речь идет о сохранении жизни и человека и всей цивилизации.
Современное состояние экологической проблемы характеризуется тремя тенденциями:
- гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первое место общечеловеческие приоритеты, прежде всего право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;
- экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятия, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;
- интернационализацией охраны окружающей среды. Природа не имеет государственных границ. Она едина в масштабе нашей планеты. Это достояние всех государств и народов. Количество правонарушений в области охраны окружающей среды за последние годы возросло.
Это обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами:
- Во-первых, в условиях научно-технического прогресса и всестороннего развития общества значительно расширились масштабы антропогенного воздействия на природу. Увеличилась общая численность населения. Вырос процент городского населения. Усилилась миграция людей. И пространственно и в качественном отношении деятельность людей, связанная с воздействием на природу, стала во много раз более интенсивной. Соответственно увеличилась масса людей, непосредственно втянутая в процессы взаимодействия общества с природой и природной средой. При совокупности этих явлений, если даже относительная величина (коэффициент) экологической правонарушаемости остается неизменной или несколько снижается, абсолютное число экологических правонарушений должно закономерно возрастать.
- Во-вторых, за последние годы расширилась и продолжает расширяться сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды. Увеличились численно и ужесточились по содержанию конкретные требования, соблюдать которые обязано всевозрастающее число людей. Многие виды деятельности и поведения граждан, еще не так давно считавшиеся правомерными, сегодня на фоне новых экологических требований считаются правонарушениями.
Есть и другие причины роста правонарушений в области природопользования - эгоистическая, хищническая направленность отдельных категорий людей на обогащение в условиях рыночной экономики, стремление руководителей различного ранга обеспечить себе хозяйственную и политическую карьеру, ошибки планирования, безразличие к общественным интересам, общая недисциплинированность некоторых должностных лиц и граждан и т.п.
Большинство экологических правонарушений расценивается как административные правонарушения. Для определения эффективности административной ответственности за нарушение водного законодательства представляется вопрос о реальном исполнении наложенных на правонарушителей взысканий. В настоящее время органы административной юрисдикции не придают должного значения этому вопросу, и поэтому, например, зачастую постановления о наложении штрафов и применении других административно-правовых мер не исполняются по причине истечения срока, либо по другим причинам. В то же время фактор оперативности играет очень важную роль в повышении эффективности мер административной ответственности в области охраны вод. Ведь психологическое воздействие наказания значительно усиливается, если оно следует непосредственно за установлением вины нарушителя. В противном случае факт правонарушения забывается и у общественности создается впечатление о безнаказанности нарушителя. Тем самым снижается эффективность административной ответственности за нарушение водного законодательства.
Пока, к сожалению, при сравнительно высоком уровне развития природоохранительного законодательства имеется много недостатков в деятельности природоохранительных и правоприменительных органов.
Используемые источники:
1. Конституция Российской Федерации. М.,1993.
2. Водный кодекс Российской Федерации. М.,1995.
3. Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1993.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.. "Юридическая литература", 2001.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации.
6. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.03.1995 г. //Собрание законодательства РФ, 1995, №12, ст.1024.
7. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г..
8. Сборник нормативных актов по экологическому праву Российской Федерации. Том 1-2, М.,1995.
9. Ерофеев Б. В. Экологическое право. М.,1992.
10. Колбасов О.С. Правовые проблемы охраны окружающей среды. Вестник АН СССР,1977, М,с.64-70.
11. Колбасов О.С. Взаимосвязь наук при решении экологических проблем. М., 1976, с.289-292.
12. Каверин A.M. Правовая охрана вод от загрязнения. М., "Юридическая литература", 1977,с.6.
13. Колбасов О.С. Правовая охрана вод и рыбных запасов в СССР. М., "Знание", 1974,с. 14-15.
21
[1] Колбасов О.С. Правовые проблемы охраны окружающей среды. Вестник АН СССР,1977, М,с.64-70.
[2] Колбасов О.С. Взаимосвязь наук при решении экологических проблем. М., 1976, с.289-292.
[3] Каверин A.M. Правовая охрана вод от загрязнения. М., "Юридическая литература", 1977,с.6.
[4] Водный кодекс Российской Федерации. М.,1995, с.6-7.
[5] Колбасов О.С. Правовая охрана вод и рыбных запасов в СССР. М., "Знание", 1974,с. 14-15.
[6]Под. р.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992, с.287.
[7] Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992, с.294.
[8] Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994, Раздел 3.
[9] ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 03.06.2006 N 74-ФЗ