Принципы оценки экологического аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание

Цель контрольной раскрыть тему в полном объеме как этого просит ее трактовка. Поэтому я буду руководствоваться четырьмя задачами:
Предмет экологического аудита;
Понятие, цели и задачи экологического аудита;
Виды экологического аудита и порядок его проведения;
Принципы оценки экологического аудита;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Предмет экологического аудита……………………………………………………4
Понятие, цели и задачи экологического аудита……………………………………5
Виды экологического аудита и порядок его проведения………………………….7
Принципы оценки экологического аудита………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

Понятие и цели экологического аудита.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание:

      Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Предмет экологического аудита……………………………………………………4
  2. Понятие, цели и задачи экологического аудита……………………………………5
  3. Виды экологического аудита и порядок его проведения………………………….7
  4. Принципы оценки экологического аудита………………………………………..10

    Заключение……………………………………………………………………………...11

    Список  использованной литературы…………………………………………………..12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     Данная  контрольная работа рассматривает  и анализирует тему «Экологический аудит предмет, понятие, цели и задачи принципы, оценки экологического аудита» по дисциплине Экологический менеджмент. Тема моей контрольной работы очень актуальна в настоящее время, так как многообразие экологических требований и сложность производственных систем создали в последнее десятилетие своеобразную ситуацию, когда вероятность привлечения фирм и компаний к различным формам ответственности за непреднамеренные экологические нарушения резко возросла. Любопытным в этой связи представляется судебный процесс, возбужденный «Гринписом» в отношении одной английской химической компании, которая загрязняла Ирландское море и реку Темзу незаконными сбросами сточных вод рядом своих предприятий во Флитвуде и Уилтоне. Анализ проб сточных вод, отобранных «Гринписом» у 34 выпускных отверстий в сентябре 1992 г., показал содержание в них 100 хлорорганических соединений и других химических веществ, сбрасываемых в водную среду без разрешения. Ассоциация химической промышленности опровергает заявление «Гринписа» ссылаясь на строгий контроль как самой деятельности предприятий, так и их сбросов Национальным речным управлением. Ситуация оказалась весьма страшной: наличие многочисленных незаконных сбросов при строгом внешнем контроле. Упомянутый судебный процесс, по мнению английских экспертов в области природоохранного права, свидетельствует о необходимости самоконтроля предприятий с помощью так называемого экологического аудирования.

     Цель  контрольной раскрыть тему в полном объеме как  этого просит ее трактовка. Поэтому я буду руководствоваться четырьмя задачами:

  1. Предмет экологического аудита;
  2. Понятие, цели и задачи экологического аудита;
  3. Виды экологического аудита и порядок его проведения;
  4. Принципы оценки экологического аудита;

     В заключении сделаю краткие выводы, что же касается списка использованной литературы, то он многообразен - это и учебники, учебные пособия и периодические печатные издания, так как я подошел ответственно и с особым интересом к изучению данного вопроса.

    Далее перейдем к основной части моей контрольной  работы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Предмет экологического  аудита

     Для того чтобы установить предмет экологического аудита я для начала укажу, что  является предметом экологического права.

     Итак, предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

     Более четко определить предмет экологического права позволяет сравнение его  с предметом смежных отраслей права - земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

           Таким образом, Аудит (англ. «ревизия отчетности») подразумевает элементы как внутренний, так и внешней проверки.

     Экоаудит  – внутренняя проверка экологической отчетности сравнение экологической ситуации с требованиями экологических нормативов, законодательных актов, процедура систематической проверки экологических рисков. Экоаудит предусматривает эффективное действиме организационных и технологических природоохранных  мероприятий внутри отдельного предприятия, достигаемых путем сравнительного анализа и составления соответствующей документации, а также оценки результатов, с включением их в аудиторскую систему.

     Поэтому предметом экологического аудита будет установление соответствия деятельности (хозяйствующего субъекта) требованиям законодательства в обеспечении технологической безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия, достоверности его финансовых обязательств, отчетной и учетной бухгалтерской документации о платежах за природопользование. Проводится экоаудиторской организаций (или экологическим аудитором) с целью повышения безопасности населения, окружающей среды и инвестиционной привлекательности  предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, цели и задачи экологического аудита

    Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

    В научной литературе употребляется  также понятие экологического аудирования, которое является синонимом экологического аудита.

    Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

    На  современном этапе нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. В соответствии с Государственной программой порядок учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудирования, отражения в условиях конкурса и планах приватизации, предъявления требований по экологической санации предприятий, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации, должен устанавливаться Госкомимуществом и Минприроды России с учетом предложений соответствующих отраслевых министерств и ведомств.

    Экоаудит  упоминается также в постановлении  Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о  лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности.

      Одним из немногих действующих  нормативных правовых актов в  этой сфере являются Временные  правила по проведению экологического  аудита на территории Томской  области, утвержденные решением  Томской областной Думы от 29 февраля 1996 г. Это решение принято на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»* и названного выше постановления Правительства РФ в целях совершенствования системы охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов на территории Томской области.

    На  федеральном уровне подготовлен  раздел об экологическом аудите в  проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР «Об охране окружающей природной  среды». Правовые основы применения данного организационно-правового инструмента будут рассмотрены в учебнике с учетом этого проекта.

      Чтобы определить место экологического  аудита в механизме права окружающей среды, нужно выяснить – применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

    С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.
  1. Виды  экологического аудита и порядок его  проведения

    В Российской Федерации предусматривается  проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным. Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

    а) приватизации и банкротстве юридических  лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

    б) проведении экологического страхования  в целях определения ставки или  размера страховых платежей и (или) возмещений;

    в) кредитовании юридических лиц и  граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

    г) оценке деятельности по ликвидации экологических  последствий аварий и стихийных  бедствий;

    д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и  гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

      е) выполнении международных обязательств  Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

      ж) в иных случаях, установленных Правительством РФ.

      Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

      Целесообразность проведения добровольного  экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Информация о работе Принципы оценки экологического аудита