Принципы оценки экологического аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание

Цель контрольной раскрыть тему в полном объеме как этого просит ее трактовка. Поэтому я буду руководствоваться четырьмя задачами:
Предмет экологического аудита;
Понятие, цели и задачи экологического аудита;
Виды экологического аудита и порядок его проведения;
Принципы оценки экологического аудита;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Предмет экологического аудита……………………………………………………4
Понятие, цели и задачи экологического аудита……………………………………5
Виды экологического аудита и порядок его проведения………………………….7
Принципы оценки экологического аудита………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

Понятие и цели экологического аудита.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

    Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

    Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересованы в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

      Так, согласно Временным правилам  по проведению экологического  аудита на территории Томской области (п. 12) проведение указанных работ на территории Томской области организациями, не имеющими лицензии на этот вид деятельности, считается нарушением законов РФ. Такая позиция объясняется, в частности, тем, что заключения экологического аудита являются юридически значимыми и при проведении добровольного аудита. В частности, аудиторское заключение аттестованного аудитора может являться составной частью природоохранной и финансовой отчетности организаций.

     20-летний мировой опыт свидетельствует,  что экологическое аудирование  имеет смысл, если оно проводится  прежде всего как добровольная  негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же – это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

    Задачи, которые решаются в процессе программ аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

    Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской  этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

    По  мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

    • разработки необходимых основ для  повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

    • обоснования концентрации усилий и  средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

    • предотвращения развития острых локальных  экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений  по их своевременному разрешению;

    • инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

    Вопрос  о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно его проведение аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

    Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

    В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение и справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности хозяйственного объекта. В соответствии с Временными правилами по проведению экологического аудита на территории Томской области справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности может включать следующие вопросы:

    • оценку технологий;

    • оценку уровня воздействия опасных  факторов;

    • оценку потенциальных эффектов воздействия  на население;

    • оценку мероприятий по защите окружающей среды и здоровья населения;

    • оценку мероприятий по изменению  технологий;

    • формирование стратегий и мероприятий  по обеспечению снижения техногенного воздействия на окружающую среду;

    • оценку баланса затрат и выгод  по каждой схеме уменьшения загрязнения  окружающей среды;

    • выбор оптимальной стратегии  предприятия (оптимальной с точки  зрения защиты здоровья, уменьшения негативного  воздействия на окружающую среду, а  также с учетом необходимости  оценки экономических затрат и выгод).

    Аудиторское заключение включает оценку достоверности результатов:

    • природоохранной деятельности; бухгалтерской  отчетности в природоохранной части;

    • составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

    • нарушений в ведении отчетности по природоохранной деятельности.

    Кроме того, в нем даются пояснения, раскрывающие характер особых условий подтверждения или неподтверждения отчетности; оценку достоверности инвентаризации выбросов; оценку достоверности данных в экологическом паспорте предприятия; оценку достоверности данных в экологической декларации для информации населения в средствах массовой информации.

    Экологическое аудиторское заключение подписывается  аттестованным аудитором, утверждается руководителем либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской организации.

    На  конфиденциальную информацию, к которой  в процессе проведения экологического аудита могут иметь доступ аудиторы, распространяется соответствующий правовой режим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  оценки экологического аудита

     Выделяют  семь принципов экологического аудита:

    1)  Поддержка экологического аудита руководством или собственником объекта, принятие необходимых мер по результатам экологического аудита.

    Решение об осуществлении аудиторской проверки должно принимать само предприятие. Иначе такие проверки будут восприниматься как посягательство на его свободу и противоречить идее экологического аудирования как особой формы самоконтроля, обусловленной объективной необходимостью.

    В литературе указывается на две основные цели аудиторских проверок: информирование дирекции о практической реализации политики в области охраны окружающей среды в интересах ее дальнейшего совершенствования и информирование общественности о состоянии окружающей среды и путях решения экологических проблем на предприятии.

    2) Объективность и независимость субъекта хозяйственной деятельности собственников и руководителей экологической аудиторской организацией, а также третьих лиц при проведении экологического аудита.

    3)   Достоверность и полнота информации

    4)   Комплексный анализ экономических и экологических показателей деятельности предприятия с использованием системных показателей

    Применяемые формы аудиторских проверок таковы: а) обсуждение со специалистами компании реального положения дел, где  выясняются характер используемого  оборудования, особенности технологических процессов, источники выбросов, состав и объемы выбрасываемых химических веществ и т.д., б) осмотр предприятия, включающий ознакомление с технологическим процессом и беседы с сотрудниками, в) анализ документации по охране окружающей среды, включая разрешения на выбросы, отчеты по экологической обстановке и др., г) интервьюирование руководителей компании по возникшим в ходе проверки вопросам.

    5)    Конфиденциальность информации.

    6)  Компетентность экоаудиторов в вопросах ООПС и специфики обследуемого объекта.

    Аудиторская группа должна состоять из трех-четырех  человек, из которых двое должны быть компетентны в вопросах экологического аудирования, а один или два - хорошо знакомы с деятельностью предприятия (не являясь, однако, его сотрудниками). Группа должна внушать уважение администрации предприятия и уметь выдерживать баланс между строгой проверкой и бесполезным вмешательством в деятельность предприятия. Выполнение всех этих условий обеспечит успех аудирования. 

  1. Ответственность аудиторов за результаты проводимых исследований.

    Комплексные экологические требования к действующему предприятию должны быть отражены в  экологическом паспорте. Основные положения  экологического паспорта закреплены ГОСТом 17.00.04-90 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Данный ГОСТ введен с 1 июля 1990 г. В качестве приложения к нему разработаны «Временные методические рекомендации по разработке экологического паспорта». 
 
 
 
 
 
 

          Заключение

    Особое  место в экологическом менеджменте  занимает экологический аудит. Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р  ИСО 1400198 организация должна устанавливать  и поддерживать в рабочем состоянии  программу и процедуры периодических аудиторов системы управления охраной окружающей среды с целью определения соответствия системы запланированным мероприятием, уровня реализации и поддержания ее в рабочем состоянии, а также представления руководству информации о результатах проверки.

    Программа аудита должна основываться на анализе значимости влияния проверяемой деятельности организации на окружающую среду и результатов предыдущих проверок. Для полноты процедуры проверки в программу аудита целесообразно включать область распространения проверки, периодичность и методологию ее проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрацию результатов.

    Вопросы экологических проверок является наиболее разработанными и регламентированы специальными стандартами ГОСТ Р ИСО 14010, 14011, 14012-98. При этом экологический аудит может независимо от формирования системы экологического менеджмента быть специфическим видом предпринимательской деятельности, что требует рассмотрения связанных с этим особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

      1. Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А., Экологический менеджмент. Учебное пособие. М.: ИД «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2002. 207 с.;
      2. Бринчук М.М., Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998.–688с.;
      3. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.:      Новый Юрист, 1998. — 112 с.;
      4. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Экология и экономика природопользования – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2003. – 512 с.;
      5. Игнатов В.Т., Кокин А.В., Экологический менеджмент. Учебное пособие. – Изда. И. 26, - Ростов-на-Дону, Книжное издательство, 1997 г.;
      6. Макаров С., Шагарова Л. Проблема экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия. 1996. 22 окт.
      7. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. – СП.б.: Издательство С-Петербург ун-та 1999 – 488 с.;
      8. Пучинина Т.Г., Основы экологического права, Учебное пособие, Красноярск Издательский центр Красноярского государственного университета, 1999 г.;
      9. Степень Р.А., Экология: Экологические проблемы товароведения : Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. заведений / Р.А. Степень, В.Н. Паршикова. – М. : Изд-ий центр «Акакдемия», 2004. – 240 с.;
      10. Трифанова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е., Экологический менеджмент: Учебное пособие для высшей школы – М. : Академический  Проект: Фонд «Мир», 2003. – 320 с. (Gaudeamus);
      11. Ферару Г.С., Экологический менеджмент. Учебное пособие. М. – Архангельск: Изд. Дом «Юпитер», 2004, 184 с.

Информация о работе Принципы оценки экологического аудита