Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:12, доклад
Возрастание темпов и масштабов воздействия общества на природную среду вызывает необходимость в сохранении отдельных объектов природы и природных комплексов в первозданном или малоизмененном виде. С этой целью на участках, где они находятся, вводится специальный охранный режим, в результате чего такие территории выводятся из активного хозяйственного освоения и использования, начинают выполнять экологические,
Специфичным для правового режима национального парка является принцип зонирования. В соответствии с этим принципом вся территория разбивается на несколько зон, каждая из которых выполняет определённые цели и задачи. Исходя из практики функционирования национальных природных парков, можно выделить четыре основные зоны: заповедную, заказную, рекреационную и хозяйственную.
Зоны заповедного режима исключают всякую деятельность человека и его вмешательство в ход естественных процессов. Такие зоны создают заповедное ядро национального парка, которое функционирует по принципу природного заповедника. Заповедное ядро, помимо всего прочего, выполняет задачу экологического мониторинга. Зоны заказного режима организуются в национальном парке на принципах природного заказника. Они соединяют охрану природных объектов с их познавательным использованием в форме пассивного или активного отдыха. Рекреационные зоны предназначаются для размещения туристов, объектов туристического сервиса, организации туризма и отдыха посетителей, их культурного и информационного обеспечения. Хозяйственные зоны национальных парков по своему назначению бывают разными. Среди них выделяют сельскохозяйственные зоны, предназначенные для обеспечения парка сельскохозяйственными продуктами; хозяйственно-производственные, связанные с обслуживанием посетителей, размещением торговых учреждений, предприятий питания и т. д. Однако, независимо от принадлежности территории парка к той или иной зоне, везде запрещается всякая хозяйственная деятельность, которая угрожает существованию природных комплексов, памятников природы, истории, культуры. Прежде всего, запрещается разработка полезных ископаемых, строительство и эксплуатация производственных предприятий (особенно целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, ядерной энергетики) и иных объектов, которые представляют высокую экологическую опасность.
Национальные природные парки создаются решением Совета Министров Республики Беларусь, которое принимается на основании заключения экологической экспертизы, назначаемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Деятельность национальных парков регламентируется Положением. Соответствующее Положение принимается по каждому из вновь создаваемых национальных природных парков.
Условно земельный массив национального парка можно разделить на две части: 1) земли, предоставленные парку для выполнения возложенных на него задач и изъятые из других землепользовании; 2) земли, включённые в особую охранную территорию парка, но не изъятые из других землепользовании (например, земли городов, которые могут входить в общую территорию национального парка, но с ограниченными правами землепользователей по использованию земель и иных природных объектов в интересах охраны природного комплекса парка).
В качестве научно-исследовательского учреждения национальный парк имеет научные отделы и лаборатории, ведёт научно-исследовательскую работу по утверждённым планам. Как хозяйственная организация, он может изготавливать и продавать справочники, фотоальбомы и иные материалы. Кроме того, парк может вести строительство и эксплуатацию гостиниц, турбаз, ресторанов, кемпингов и тому подобных объектов. Национальные парки, как природоохранные учреждения, имеют собственное руководство в составе директора парка, его заместители, а также иной персонал и охрану (государственных инспекторов). Государственные инспектора по охране национальных парков в пределах предоставленной им компетенции могут: требовать уст ранения нарушений правил пользования парком; приостанавливать деятельность, которая противоречит природоохранному законодательству и режиму парка; отбирать у нарушителей незаконно добытую продукцию и средства незаконного природопользования; составлять протоколы о привлечении к административной ответственности; предъявлять иски в суд о компенсации вреда, причинённого экологическими правонарушениями природным комплексам национального парка, его охранным зонам.
Памятники природы - уникальные, невозвратные, ценные в экологических, научных, эстетических, историко-культурных отношениях природные объекты естественного происхождения, в отношение которых устанавливается особый режим охраны и использования.
Основными признаками, по
которым ведётся отбор
Памятники природы по своему значению подразделяются на республиканские и местные. Решение об объявлении природного объекта памятником природы республиканского значения принимается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами, а местного значения - местными исполнительными и распорядительными органами. Во всех случаях принятию решений предшествует экспертное заключение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальных подразделений. Принятие решения является основанием для юридического оформления памятника природы и сдачи его под охрану землепользователю, на территории которого он находится. Таких юридических документов два: паспорт и охранное обязательство. В паспорт заносятся сведения о памятнике природы, а охранное обязательство возлагает обязанности по охране памятника и поддержанию его в естественном состоянии на ту организацию, на территории которой он находится.
Своеобразными памятниками живой природы, которые обладают признаками уникальности, неповторимости и невозобновляемости, являются редкие, исчезающие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Для усиления их охраны создаются Красные книги, куда заносятся сведения о состоянии такого рода растений и животных. С точки зрения закона, внесение растения или животного в Красную книгу обозначает повсеместное изъятие данного вида из хозяйственного оборота и торговли, полный запрет на какое-либо использование (сбор, заготовку, отстрел, иные действия, направленные на уничтожение таких растений и животных) или изменение условий их проживания.
Международная красная книга, которая ведётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), выделяет пять категорий такого рода растений и животных:
а) те, что находятся под угрозой исчезновения и спасение которых невозможно без осуществления специальных мер;
б) растения и животные, количество которых пока ещё относительно высоко, но сокращается очень быстро, и в недалёком будущем вид может быть поставлен под угрозу исчезновения;
в) редкие растения и животные, которым сегодня не угрожает исчезновение, но они при неблагоприятных изменениях среды существования, по причине своего небольшого количества могут оказаться под угрозой исчезновения;
г) растения и животные, биология которых изучена недостаточно, однако их состояние вызывает тревогу;
д) восстановленные виды растений и животных, за которыми нужен постоянный контроль.
В Красной книге Республики Беларусь насчитывается 182 вида животных, 180 - растений, 17 - грибов и 17 видов лишайников. Порядок ведения Красной книги регулируется постановлениями правительства, а ведётся она органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Решение о включении видов растений или животных в Красную книгу рассматривается Национальной Академией наук Беларуси, окончательная запись в Книгу вносится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Включение растения или
животного в Красную книгу
означает возникновение у
Последние десятилетия отмечены широкой инвазией на территорию Беларуси чужеродных для естественной фауны и флоры видов диких животных и дикорастущих растений, что в значительной степени обусловлено хозяйственной деятельностью человека. Процесс инвазии значительно ускорился в связи с глобальным потеплением климата и интенсификацией товарных и иных отношений с различными странами, радикального увеличения транспортных потоков.
Количество инвазивных чужеродных диких животных и дикорастущих растений с каждым годом постоянно увеличивается (в настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 34 чужеродных вида диких животных: 21 вид беспозвоночных, 8 видов рыб, 5 видов млекопитающих и более 50 видов дикорастущих растений) и работа по отслеживанию их поведения в природе должна носить плановый и постоянный характер.
Особую опасность представляет проникновение инвазивных чужеродных видов в особо охраняемые природные территории, выполняющие функции резерватов аборигенной фауны и флоры.
Краткое описание инвазивных видов, отмеченных на территориях ООПТ Пружанского района приведено в приложении 1.
2. История образования охраняемых территорий Брестской области
Первые сведения о государственной форме охраны природы на территории Брестской области относятся к XI-XII вв. В это время был образован один из первых в Европе охотничьих заповедников - Беловежская пуща, где особое внимание уделялось охране зубра. Позже, в ХVI в., когда территория области находилась в составе Великого княжества Литовского, был принят ряд нормативных актов, направленных на охрану лесной растительности, водоёмов, отдельных видов животных. Однако эти мероприятия не носили комплексного или специального природоохранного характера. Они являлись составной частью мер по использованию природных ресурсов и имели целью предотвратить несанкционированное пользование определёнными природными ресурсами со стороны тех или иных лиц. Так, в "Уставе на волоки", принятой в 1557г., определялся порядок использования панских водоёмов с целью рыбной ловли. В 1567г. был издан Статут (Устав), направленный на охрану лесов (запрещалась вырубка леса без билета, предусматривались иные охранные меры). В связи с массовым уничтожением бобров принимались меры по их охране. В ординации королевских пущ, составленной в 1641г., давалось подробное их описание. Все великокняжеские леса делились на лесничества, в которых выделялись пущи, охотничьи отступы и участки-кватеры. Для каждого лесничества был составлен особый устав, в котором предусматривался порядок использования и охраны лесов, иных природных объектов.
Новый этап в организации природоохранной деятельности начинается в XIX в. во время нахождения территории Брестской области в составе Российской империи. Так, в 1802г. для усиления ох раны зубров Беловежская пуща была объявлена заповедником, а в 1820г. в ней была запрещена вырубка лесов. В целях борьбы с браконьерством в конце XIX в. было принято решение о запрете для местного населения, проживающего на расстоянии до 15 километров от пущи, иметь оружие. В 1861г. Лесным департаментом были установлены правила охоты в государственных лесах, устанавливались сроки запретов на охоту, предусматривалось наказание за разорение птичьих гнёзд, принимались меры по охране водо-и почвозащитных лесов. Охранными были объявлены леса по берегам рек Припять, Бобрик, Случь, Щара и др. В 1893г. был принят закон, запрещающий рубки в этих лесах. В 1903г. по инициативе Минского лесоохранного комитета в лесной даче Судче Пинского уезда на площади 137,5 га был создан один из первых заказников на территории Беларуси.
В 1934г., в период нахождения основной части территории Брестской области в составе Полыни, был принят Статут по охране природы, в соответствии с которым на территории Беловежской пущи был создан Народный парк площадью 4640 га и 9 резерватов по охране сосновых боров, пихты белой, лесных болотных массивов, линией северной, плюща обыкновенного, зубров и лисиц. Общая их площадь составила 2650 га. Также создавались резерваты по охране бобра, лося, медведя в бассейнах рек Щара и Жигулянка. Зубр, бобр, лось, медведь, дрофа, стрепет и ряд других животных были взяты под особую охрану.
Начало формированию
системы природоохранных
В 70-80-ые годы проводилась значительная работа по расширению заповедно-заказного фонда в республике в целом и по отдельным областям. Так, уже в 1980г. на территории Брестской области существовали заповедно-охотничьи хозяйства Беловежская пуща и Телеханское площадью 95,9 тыс. га, 9 заказников площадью 90,9 тыс. га. Под охраной находились 4 парка, 7 ценных насаждений (дубравы, островные ельники, участки леса с карельской берёзой), 14 старых и редких деревьев. Были взяты под охрану 40 видов исчезающих и редких растений. Общая площадь, занятая под заповедники, заказники, памятники природы, составляла в начале 90-ых годов 187,6 тыс. га, или 5,18% от территории области.
В 1979г. основана Красная книга БССР, которая в 1993г. была дополнена и переиздана (Красная книга Республики Беларусь). В настоящее время на территории области встречается 98 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь (из 180 таких видов), 9 видов грибов (из 17), 15 видов лишайников (из 17). Охраняется также 126 видов животных, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь.
Важнейшим событием в деле организации особо охраняемых природных территорий стала разработка и утверждение правительством республики "Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий", а также принятие ряда законов: Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992г.), Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях и объектах" (1994г.), Закона Республики Беларусь "Об охране и использовании животного мира" (1997г.). Результатом проводимой на основании указанных нормативных актов работы явилось то, что на начало 1997 года государственный природно-заповедный фонд республики включает: Березинский биосферный заповедник (80,9 тыс. га); три национальных природных парка - "Беловежская пуща" (87,3 тыс. га), "Браславские озёра" (71,5 тыс. га), Припятский (65,0 тыс. га); 87 государственных заказников республиканского значения, из которых 12 - ландшафтные, 19 - гидрологические, 56 - биологические. Основная часть заказников находится на территории лесхозов (свыше 500 тыс. га, что составляет 10% от всех лесов республики). Кроме того, в зоне радиационного загрязнения создан Полесский радиационно-экологический заповедник.