Приватизация и социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в России

Автор работы: t*********@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение приватизации и ее социально-экономические последствия для России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теорию приватизации, практические аспекты приватизации, а также ее последствия.

Содержание

Введение 3
1. Теория приватизации 5
1.1. Сущность приватизации 5
1.2. Формы и способы приватизации 10
2. Практические аспекты приватизации 13
2.1. Цели приватизации 13
2.2. Этапы приватизации в России 16
3. Приватизация и социально-экономические последствия 23
3.1. Итоги приватизации государственной собственности в РФ 23
3.2. Оценка и уроки приватизации в РФ 29
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Ready2x_Приватизация.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  предмету: «Экономическая теория» 

На тему: «Приватизация и социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в России» 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

     Актуальность  темы обусловлена тем, что экономическая  реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

     Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической  науке. Это обусловлено тремя  причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при  переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

     В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

     Следует иметь в  виду, что до сих пор  по-разному трактуется даже само понятие  «приватизация», его соотношение  с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

     Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия.

     Проблема  преобразования отношений и структуры  собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация — либерализация — приватизация" стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.

     Целью работы является рассмотрение приватизации и ее социально-экономические последствия  для России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теорию приватизации, практические аспекты приватизации, а также  ее последствия.

 

1. Теория приватизации

1.1. Сущность приватизации

     Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как1:

    • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
    • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
    • продажа части активов;
    • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

     Несмотря  на разнообразие определений можно  выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

     Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

     Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

     Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она  должна быть растянутой на несколько  десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам2:

     1. сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;

     2. требуется время, чтобы рынок  начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

     3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы выставить на продажу;

     Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

     Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

     Основным  принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди.

     На  основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов3:

    • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
    • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
    • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
    • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
    • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
    • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

     Основные  концепции приватизации.

     В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий  чаще всего оказываются понятия  «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

     В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность  рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

     Второй  подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как  «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

     Третий  подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

     Четвертый подход условно можно назвать  «западным»: в соответствии с ним  негосударственная собственность  является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

     Однако  приватизация не сводится к общей  политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

     Массовый  характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

     Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в России