Автор работы: t*********@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение приватизации и ее социально-экономические последствия для России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теорию приватизации, практические аспекты приватизации, а также ее последствия.
Введение 3
1. Теория приватизации 5
1.1. Сущность приватизации 5
1.2. Формы и способы приватизации 10
2. Практические аспекты приватизации 13
2.1. Цели приватизации 13
2.2. Этапы приватизации в России 16
3. Приватизация и социально-экономические последствия 23
3.1. Итоги приватизации государственной собственности в РФ 23
3.2. Оценка и уроки приватизации в РФ 29
Заключение 34
Список литературы 35
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Число
приватизированных объектов – всего |
42924 | 21905 | 10152 | 4997 | 2743 |
в том числе по формам собственности1): | |||||
федеральная | 7063 | 5685 | 1875 | 928 | 374 |
субъектов Российской Федерации | 9521 | 5112 | 1317 | 715 | 548 |
муниципальная | 26340 | 11108 | 6960 | 3354 | 1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
акционирование | 31,1 | 44,8 | 27,7 | 22,5 | 18,1 |
продажа на аукционах | 6,3 | 4,4 | 4,2 | 3,9 | 5,5 |
коммерческий конкурс | 30,4 | 24,0 | 15,9 | 8,9 | 9,6 |
инвестиционный конкурс | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 0,7 | 0,5 |
выкуп арендованного имущества | 29,5 | 20,8 | 29,8 | 32,1 | 14,6 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов | 0,4 | 1,5 | 4,2 | 5,7 | 9,1 |
продажа недвижимости | - | - | 15,4 | 22,9 | 38,5 |
продажа земли | - | - | 0,6 | 1,5 | 2,6 |
прочие | 1,0 | 3,3 | 1,1 | 1,8 | 1,5 |
1) По состоянию
на дату приватизации.
Таблица 2.
СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Число
приватизированных |
2129 | 1536 | 2274 | 2287 | 2557 |
в том числе по формам собственности1): | |||||
федеральная | 264 | 104 | 170 | 125 | 86 |
субъектов Российской Федерации | 321 | 298 | 274 | 231 | 226 |
муниципальная | 1544 | 1134 | 1830 | 1931 | 2245 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе | 76,1 | 74,6 | 73,0 | 73,9 | 61,4 |
из нее продажа: | |||||
имущества
ликвидируемых и |
6,0 | 5,2 | 5,0 | 3,6 | 1,8 |
недвижимости | 47,6 | 47,7 | 56,7 | 59,1 | 47,4 |
земельных
участков в составе имущественного
комплекса приватизированных |
4,0 | 2,3 | 3,4 | 4,9 | 7,2 |
Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду: | |||||
арендатором в соответствии с договором об аренде | 6,8 | 8,3 | 18,0 | 20,0 | 32,9 |
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором | 0,3 |
- |
- |
- | - |
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: | |||||
работникам общества | 9,6 | 12,0 | 3,7 | 3,2 | 3,4 |
на специализированном аукционе | 1,6 | 1,9 | 2,0 | 0,4 | 0,0 |
на аукционе и коммерческом конкурсе | 4,6 | 2,2 | 2,8 | 1,3 | 0,8 |
Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности | 0,9 |
0,7 |
0,3 |
0,5 | 0,6 |
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ | 0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,7 | 0,8 |
Отчуждение
находящихся в государственной
или муниципальной |
0,0 |
- |
0,1 |
- | 0,1 |
Всего
в 1992 – 2002 гг. изменили форму собственности
140,3 тыс. государственных и
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.
Приватизационные
процессы, развивавшиеся в течение
десяти лет, привели к существенному
изменению структуры
*Смешанные (государственно-
В
качественном плане структура российской
собственности является весьма специфической
и отличается от структуры собственности
развитых государств с рыночной экономикой.
Ее основными чертами стали
Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.
В плане приватизации на 2005 год предусматривается приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые не были акционированы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.
3.2. Оценка и уроки приватизации в РФ
Положительная оценка
О появлении тенденции
Очевидно, что эффективность работы любой
компании связана не столько с видами
собственности, сколько с компетентностью
управления, и с условиями макросреды,
в которой она функционирует. До настоящего
времени все еще нет принципиальных различий
в результатах деятельности большинства
государственных и частных акционерных
предприятий, поскольку отсутствует реальная
ответственность менеджмента за результаты
деятельности и в тех, и в других. Среда,
в которой действуют оба типа предприятий,
также меняется очень медленно и остается
далеко не идеальной.
Для
процесса приватизации, проводимого
в нашей стране можно отметить
несколько характерных
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом
политическом результате (возникли слои
мелких и крупных собственников) экономически
приватизация в России оказалась малоэффективной.
Очевидно, что вместо форсирования этого
процесса, было необходимо налаживать
действенное управление остававшейся
государственной собственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия
в материальном производстве и для косвенного
воздействия на него на предприятия других
организационно-правовых форм в России
еще значителен. О масштабах государственного
сектора говорят следующие данные: в стране
учреждено более 13 тыс. государственных
унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений.
Участие в управлении многими из смешанных
АО осуществляется через институт представителей,
назначаемых решениями Правительства
РФ, численность которых составляет около
2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии
с Федеральным законом "О
приватизации государственного
имущества и об основах
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.