Приватизация и социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в России

Автор работы: t*********@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение приватизации и ее социально-экономические последствия для России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теорию приватизации, практические аспекты приватизации, а также ее последствия.

Содержание

Введение 3
1. Теория приватизации 5
1.1. Сущность приватизации 5
1.2. Формы и способы приватизации 10
2. Практические аспекты приватизации 13
2.1. Цели приватизации 13
2.2. Этапы приватизации в России 16
3. Приватизация и социально-экономические последствия 23
3.1. Итоги приватизации государственной собственности в РФ 23
3.2. Оценка и уроки приватизации в РФ 29
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Ready2x_Приватизация.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

  1993 1994 1995 1996 1997
Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий, 
объектов – всего
42924 21905 10152 4997 2743
в том  числе по формам собственности1):          
федеральная 7063 5685 1875 928 374
субъектов Российской Федерации 9521 5112 1317 715 548
муниципальная 26340 11108 6960 3354 1821
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100
акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1
продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5
коммерческий  конкурс 30,4 24,0 15,9 8,9 9,6
инвестиционный  конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5
выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных  предприятий и не завершенных  строительством объектов 0,4 1,5 4,2 5,7 9,1
продажа недвижимости - - 15,4 22,9 38,5
продажа земли - - 0,6 1,5 2,6
прочие 1,0 3,3 1,1 1,8 1,5

    1) По состоянию на дату приватизации. 

Таблица 2.

СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА  ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ  И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.

  1998 1999 2000 2001 2002
Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего 2129 1536 2274 2287  
2557
в том  числе по формам собственности1):          
федеральная 264 104 170 125 86
субъектов Российской Федерации 321 298 274 231 226
муниципальная 1544 1134 1830 1931 2245
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах: 100 100 100 100  
100
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе 76,1 74,6 73,0 73,9  
61,4
из  нее продажа:          
имущества ликвидируемых и ликвидированных  предприятий 6,0 5,2 5,0 3,6 1,8
недвижимости 47,6 47,7 56,7 59,1 47,4
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий 4,0 2,3 3,4 4,9 7,2
Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:          
арендатором в соответствии с договором об аренде 6,8 8,3 18,0 20,0 32,9
посредством преобразования в открытое акционерное  общество с правом первоочередного  приобретения акций арендатором  
0,3
 
-
 
-
-  
-
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:          
работникам  общества 9,6 12,0 3,7 3,2 3,4
на  специализированном аукционе 1,6 1,9 2,0 0,4 0,0
на  аукционе и коммерческом конкурсе 4,6 2,2 2,8 1,3 0,8
Преобразование  государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности  
 
0,9
 
 
0,7
 
 
0,3
0,5  
 
0,6
Внесение  государственного или муниципального имущества в качестве вклада в  уставные капиталы хозяйственных обществ  
0,1
 
0,3
 
0,1
0,7  
0,8
Отчуждение  находящихся в государственной  или муниципальной собственности  акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или  муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций  
 
 
0,0
 
 
 
-
 
 
 
0,1
-  
 
 
 
0,1
 

     Всего в 1992 – 2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тыс. государственных и муниципальных  унитарных предприятий, объектов.

     По  оценкам экспертов, начальные этапы  приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

     Приватизационные  процессы, развивавшиеся в течение  десяти лет, привели к существенному  изменению структуры собственности  в Российской Федерации в целом.

*Смешанные (государственно-частные)  формы собственности, в т.ч.  с участием нерезидентов.

     В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической  и отличается от структуры собственности  развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

     Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.

     В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура  собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

     В качестве положительного результата следует  отметить тот факт, что параллельно  процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.

     В плане приватизации на 2005 год предусматривается  приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые  не были акционированы. Премьер-министр  РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.

3.2. Оценка и уроки  приватизации в  РФ

       Положительная оценка приватизации  связана, главным образом, с  системной трансформацией экономического  строя России, в том числе с  устранением монополии госсобственности  в стране и формированием основы  многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

       О появлении тенденции улучшения  функционирования приватизированных  предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья. 
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.

     Для процесса приватизации, проводимого  в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему12:

    • Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
    • Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
    • Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
    • Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
    • При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

     Фактически  устанавливалось господство частной  собственности в условиях неполноценной  среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

       Таким образом, при ощутимом  политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью. 
Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.

       В современных условиях, в соответствии  с Федеральным законом "О  приватизации государственного  имущества и об основах приватизации  муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений  о приватизации, расширены права  Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

     Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения  и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.

     Однако  слабость программ в области регулирования  рынка труда в условиях экономической  либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в России