Проблема водопользования Казанского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение литературных источников о состоянии и составе сточных вод и их взаимодействие с водами водоприемника Казанского района, исследовать проблему устойчивого водопользования Казанского района.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
собраны литературные источники

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
ГЛАВА 1: ВЛИЯНИЕ СТОЧНЫХ ВОД НА ПОВЕРХНОСТНЫЕ.........................................4
1.1. Общие вопросы водоотведения............................................................................................4
1.2. Виды сточных вод..................................................................................................................7
1.2.1. Хозяйственно-бытовые сточные воды.........................................................................7
1.2.2. Талые снеговые и дождевые сточные воды с территории городов...........................8
1.2.3. Производственные сточные воды...............................................................................10
1.2.4. Сельскохозяйственные сточные воды........................................................................11
ГЛАВА 2: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ СТОЧНЫХ ВОД........14
2.1. Методика УралНИИВха. Формула ВНИИВОДГЕО.......................................................14
2.2. НДВ и НДС: понятия и методики расчета........................................................................16
ГЛАВА 3: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.........................................20
3.1. Общие сведения о Казанском районе.................................................................................20
3.2. Внутренние воды Казанского района.................................................................................22
3.2.1. Реки................................................................................................................................22
3.2.2. Озера..............................................................................................................................25
3.2.3. Болота............................................................................................................................27
3.2.4. Подземные воды...........................................................................................................28
3.3.Уровень и качество водоснабжения....................................................................................30
3.4. Загрязнение поверхностных и подземных вод Казанского района.................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................................37

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2011.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 2: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ СТОЧНЫХ ВОД

2.1. Методика УралНИИВха. Формула ВНИИВОДГЕО

Створы практически полного  перемешивания сточных вод с  водой рек при русловом выпуске  будут расположены ближе к  месту выпуска по сравнению с  береговыми. Поэтому створ практически  полного перемешивания, установленный  по береговому выпуску будет представительным (репрезентативным) и для выпусков в центре потока или на определенном расстоянии от берега и поверхности воды.

Расстояние от места выпуска сточных вод до створа практически полного перемешивания зависит от наполнения русла (расхода воды) и его морфометрических характеристик на участке перемешивания.

В качестве примера представлена номограмма для оценки створа практически  полного перемешивания по р. Тагил  ниже п. Верхний Тагил в Свердловской области в зависимости от расхода  воды в реке и расхода сточных вод (рис.1)

 

Рис. 1.

Зависимость расстояния от места выпуска сточных вод  до створа практически полного перемешивания  их с речными от расходов воды в  реке (Q, м3/с) и сточных вод (q, м3/с). Река Тагил ниже п. Верхний Тагил а) период открытого русла; б) период ледостава:                     начало, _   _   _   _ конец. (По И.С. Шахову, 2000)

Из приведенного рисунка  видно, что, например, при расходе  воды в р. Тагил, равном 20 м3/с, а расходе сточных вод 0,1 м3/с, расстояние до створа практически полного перемешивания от места выпуска сточных вод (Z) составляет около 1,8 км. Если расход сточных вод составляет 10 м3/с, то Z возрастает до 14 км. Это убедительно подтверждает необходимость осуществления контроля качества воды на различных расстояниях от мест выпуска сточных вод при различных наполнениях русла и расходах сточных вод. Репрезентативный створ можно установить по наибольшему расстоянию. В этом случае независимо от наполнения русла и расхода сточных вод концентрации примесей будут близки к средним по сечению (Шахов, 2000).

При сбросе сточных вод  и расчета НДС предполагается установление расстояния до контрольного створа. При этом оно не должно быть менее 500м. Однако может оказаться  так, что сточные воды в потоке не будут перемешиваться с водами реки и будут идти отдельной струей с высокой концентрацией загрязняющего вещества. Возникает необходимость определения расстояния, на котором достигается практически полное перемешивание, реально на 80-90% сточных вод с водами водоприемника.

Здесь можно использовать методику УралНИИВха. При выпуске в центре потока применяется формула:

lцент =

.

При береговом  выпуске:

lберег =

,

где l - расстояние полного перемешивания, м; H,B - средняя глубина и ширина потока в контрольном створе, м;

Величина Р определяется по формуле:

P=

,

Где В11 – средние ширина и глубина на участке смешения; С – коэффициент Шези, определяемый для периода открытого и закрытого русла.

Можно использовать формулу  ВНИИВОДГЕО без учета места водовыпуска:

l=

,

где - коэффициент, учитывающий гидравлические условия в реке; y- коэффициент смешивания, принимается равным  y= 0,8. (Калинин, 2008).

 

2.2. Нормативы допустимого воздействия и нормативы допустимых сбросов: понятия и методики расчета.

В связи с принятием в 2006 году Водного Кодекса РФ и соответствующих подзаконных нормативных актов, изменился понятийный аппарат в части нормативов воздействия на водные объекты. В настоящее время понятия, используемые в Водном кодексе, в целом соответствуют понятиям, приведенным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», что обеспечивает сопоставление и понимание соответствующих терминов: нормативы допустимого воздействия, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы качества.

Во исполнение положений Водного кодекса РФ в конце 2007 года были разработаны методики:

  • определения нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты (утв. приказом МПР от 12.12.2007 №328 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты»);
  • определения нормативов допустимых сбросов (НДС) в водные объекты (утв. приказом МПР от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»).

Порядок утверждения  соответствующих нормативов установлены:

  • Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»;
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты – это допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть. НДВ разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и/или водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

НДВ на водные объекты  предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.

НДВ на водные объекты  устанавливаются с учетом состояния  водного объекта и его экологической  системы на основе нормативов качества воды в водном объекте в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №881 разработкой нормативов допустимого воздействия на водные объекты занимается Федеральное агентство водных ресурсов при содействии:

  • Госкомрыболовства;
  • Росгидромета;
  • Роспотребнадзора.

 

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет, исходя из состояния каждого конкретного водного объекта. Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.

Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ в  водные объекты – это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Соответственно, НДС в настоящее время пришел на смену ранее широко использовавшимся ПДС (предельно-допустимым сбросам).

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

Расчетная величина норматива  допустимого сброса тесно связана  с числовым значением норматива  качества вод водных объектов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469 нормативы допустимых сбросов утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с:

  • Росгидрометом;
  • Роспотребнадзором;
  • Россельхознадзором;
  • Ростехнадзором.

 

НДС разрабатываются  на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

  • при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Как НДВ, так  и НДС устанавливаются по отношению  к нормативам качества воды водного объекта.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий  питьевого, хозяйственно-бытового и  рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим  законодательством.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

  • общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования (устанавливается СанПиНами);
  • перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (утверждается приказом Госкомрыболовства).

Таким образом:

  1. НДВ и НДС устанавливаются в зависимости от целевого предназначения водного объекта и по отношению к нормативам качества воды водного объекта.
  2. При комплексном использовании водного объекта при расчете НДВ и НДС принимаются наиболее жесткие нормативы качества воды.
  3. Возможен пересмотр сроков действия НДВ и НДС в случаях, определенных подзаконными актами.
  4. При установлении НДВ и НДС учитывается ныне существующие состояние водного объекта, на который оказывается воздействие, производится сброс.
  5. При расчете величин НДВ и НДС гидрологические условия принимаются как наиболее неблагоприятные из возможных.

Примечания:

  1. В силу различия понятий НДВ и НДС в первом случае рассматриваются не только сбросы веществ в водный объект, но также и такие виды воздействия как изъятие воды из водного объекта, использование его для строительства сооружений и изменение водного режима.
  2. Расчетной единицей для НДВ является водохозяйственный участок, для НДС – субъекты хозяйственной или иной деятельности (http://www.geotochka.ru).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.Общие сведения о Казанском районе

Казанский район был образован 10 июня 1931 года. Район представляет собой территорию длинной 65,4 и шириной 57 км, ориентированную с севера на юг. На севере район граничит с Ишимским, на западе - с Бердюжским , на востоке - со Сладковским районами Тюменской области, а на юге - с Республикой Казахстан (http://kazanka.admtyumen.ru). Территория района вытянута вдоль Ишима и занимает долину Ишима и узкую придолинную часть. Центральная часть района занята широкой поймой и комплексом надпойменных террас (Гвоздецкий, 1973).

78 процентов территории района занимают земли сельскохозяйственного назначения, 16 процентов территории занимают леса, 3,2 процента – реки и озера, 1,8 процент – земли поселений.

От районного центра с.Казанское до областного центра г.Тюмень расстояние составляет 370 км, до ближайшей железнодорожной станции г.Ишим – 60 км, до г.Петропавловска (Северный Казахстан ) –124 км. Казанский район с другими районами и областями связан автомобильной дорогой федерального значения Тюмень-Петропавловск. Общая площадь района -3.1 тыс. кв. км. В состав района входят 14 сельских поселений: (с 40 населенными пунктами)

Афонькинское сельское поселение

Большеченчерское сельское поселение

Большеярковское сельское поселение

Гагарьевское сельское поселение

Дубынское сельское поселение

Ильинское сельское поселение

Казанское сельское поселение

Новоселезневское сельское поселение

Огнёвское сельское поселение

Пешневское сельское поселение

Смирновское сельское поселение

Челюскинское сельское поселение

Чирковское сельское поселение

Яровское сельское поселение

 

По данным на 01.01.2011 года в районе проживает 22,5 тыс. человек, среди них русских - 90 %, казахов - 5 %, немцев - 3.0 %, а также представители других национальностей. На территории Казанского района расположена погранзастава, действует многосторонний таможенный пункт.

В районе 11 сельскохозяйственных предприятий, из них 2 сельхозкооператива, 1 акционерное общество, 8 обществ с ограниченной ответственностью, 30 крестьянских хозяйств.

Наиболее крупными сельскохозяйственными предприятиями являются:

- ЗАО АК «Маяк» (зерно, молоко, мясо);

- ООО «Сельхозинтеграция» (зерно, молоко, мясо);

- ООО АФ «Афонькино» (зерно, молоко, мясо, переработка зерна);

- ОАО «Сиб Агро Дубынское» (зерно, молоко, мясо);

- СХПК «колхоз им Кирова» (зерно, молоко, мясо).

В районе имеется более 140 озер с общей водной поверхностью 14.0 тыс. га, лесов -75,4 тыс. га., в основном произрастает береза и осина. Имеется 1, 6 тыс. га посадок сосны. Сенокосов – 33,4 тыс. га, пастбищ – 56,1 тыс. га. Сельскохозяйственными угодьями занято 152.8 тыс. га, в том числе 90,5 тыс. га занято пашней. В структуре посевных площадей 60,3 % занимают зерновые культуры. Основное богатство района - земельные ресурсы и связанная с их использованием деятельность предприятий АПК. Сегодня в сфере растениеводства, мясного и молочного животноводства заняты 10 сельхозпредприятий различных форм собственности и 30 крестьянских хозяйств. Общая посевная площадь с озимыми и многолетними культурами составляет 83,5 тыс. га. Зерновыми засевается ежегодно 50 - 55 тыс. га. Валовое производство зерна в 2010 году составило 67,2 тыс. тонн, урожайность 13,4 центнера с га. (в весе после доработки). В районе производится более 3 тонн зерна на душу населения. Казанский район наряду с производством сельхозпродукции обладает большим потенциалом по выращиванию и вылову ценных и местных видов рыб. В последние годы в области наметился подъем в рыбном хозяйстве. Увеличиваются объемы зарыбления озер ценными видами рыб. Увеличивается число предпринимателей, желающих заниматься рыборазведением. Как следствие увеличиваются уловы.

Информация о работе Проблема водопользования Казанского района