Проблемы экологии

Автор работы: Карина Абдрашиторва, 15 Августа 2010 в 11:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время проблема экологии стала одной из неотъемлемых частей нашей жизни. Выбросы отходов, мусора в водоемы, леса, использование аэрозолей, бензина – все это негативно отражается на нашей окружающей среде.
Поэтому сегодня как нельзя актуально стоит вопрос о законодательном регулировании такого объекта как экологическая система.

Содержание

введение…………………………………………………………………….....3
глава 1.понятие экологического права и его системы…...4
§1.экологическое право………………………………………………….4
§2. экологическая система....………………………………………….....8
глава 2.источники экологического права . роль конституции в регулировании экологической системы..14
глава 3.экологическая доктрина в рф……………………………19
глава 4.экологические правонарушения и преступления. ответственность за их совершение…………………………….…21
заключение……………………………………………………………….....26
список литературы………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

В настоящее время проблема экологии стала одной из неотъемлемых частей нашей жизни.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

    4.Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах6.

    Данные  признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

    Широкий подход к понятию и предмету экологического права дает возможность выделить в качестве структурных его элементов  следующие:

1. собственно право как совокупность правовых норм;

2. центральное звено (или ядро), экологические правоотношения как конгломерат субъективных прав и обязанностей в сфере взаимодействия человека и групп людей с окружающей средой;

3. юридическая практика, индивидуальные предписания, определяющие то или иное экологически значимое поведение;

4. совокупность актов, регулирующих такое поведение;

5. правовая экологическая идеология, правовые экологические эмоции;

санкции;

6. система нормативных актов как источников права, содержащих правовые экологические нормы;

7. примыкающие к ним индивидуальные акты правоприменения и интерпретационные акты.

    Такой широкий подход к праву был  сформулирован в работах известного социолога права В.П. Казимирчука, и его использование в правовом регулировании охраны окружающей среды весьма плодотворно.

    Более подробную характеристику системы  экологического права дает Боголюбов  С.А. Он считает, что предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения  условно можно разделить на три  видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы7.

    Первую  часть составляет собственно природоохранное  право, регулирующее общественные отношения  по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных  правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права - обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.

    Вторая  составная часть экологического права включает регулирование отдельных  частей этого природного дома. Это - природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием - окружающей человека природной средой.

    В третью часть экологического права  входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды. Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это, прежде всего, нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений. Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.

    Трудно  найти отрасль права, которая  в той или иной мере не обслуживала  бы экологическое право. Это - конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права.

    Наиболее  подробную характеристику системы  экологического права дает Петров В.В. - он подробно рассмотрел две системы экологического права и дал их более подробную характеристику8.

    Он  считает, что до разграничения экологического права от природноресурсовых отраслей права система экологического права  носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую и особенную части.

    В общей части рассматривались  общие, единые для охраны и использования  природы вопросы: источники экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответственность.

    В особенной части рассматривались  вопросы правового режима охраны и использования земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и комплексные вопросы  правовой охраны в промышленности, сельском хозяйстве, городах и т.д.

    Модернизация отношений между экологическими и природноресурсовыми отраслями права, выход из системы экологического права земельного и органически связанных с ним других природноресурсовых отраслей права привели к необходимости пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики.

    В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять экологических  частей.

    Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

    Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья; экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза и экологический контроль.

    Третья  рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях,

    Четвертая - экологическая ответственность. Речь идет об основаниях и видах этой ответственности, нормах, закрепляющих концепцию экологической ответственности, о формах возмещения вреда и методах  предупреждения нарушений.

    Пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды, включающий принципы, договоры и конвенции, международные  объекты охраны, международные организации, международные конференции. 
 
 

 

     ГЛАВА 2.Источники экологического права. Роль Конституции в регулировании экологической системы. 

    Под источниками экологического права  понимаются объективированные в  документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей9.

    Наиболее  распространено деление источников экологического права на три группы:

    – нормативные юридические акты;

    – прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;

    – санкционированные обычаи.

    Более подробная классификация разделяет  их:

    – на законодательные акты;

    – нормативные акты органов управления (исполнительной власти);

    – правовые обычаи;

    – судебную практику и судебный прецедент;

    – правовую доктрину (юридическую науку);

    – нормативные акты общественных организаций;

    – нормативные акты частных организаций;

    – договоры.

    Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям.

    1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты:

    – на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты;

    – на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

    – локальные акты (органов местного самоуправления, организаций).

    2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).

    3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.

    При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.

    Особое  место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

    Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.

    Иерархия  эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15).

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Информация о работе Проблемы экологии