Автор работы: Карина Абдрашиторва, 15 Августа 2010 в 11:16, курсовая работа
В настоящее время проблема экологии стала одной из неотъемлемых частей нашей жизни. Выбросы отходов, мусора в водоемы, леса, использование аэрозолей, бензина – все это негативно отражается на нашей окружающей среде.
Поэтому сегодня как нельзя актуально стоит вопрос о законодательном регулировании такого объекта как экологическая система.
введение…………………………………………………………………….....3
глава 1.понятие экологического права и его системы…...4
§1.экологическое право………………………………………………….4
§2. экологическая система....………………………………………….....8
глава 2.источники экологического права . роль конституции в регулировании экологической системы..14
глава 3.экологическая доктрина в рф……………………………19
глава 4.экологические правонарушения и преступления. ответственность за их совершение…………………………….…21
заключение……………………………………………………………….....26
список литературы………………………………………………………28
4.Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах6.
Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.
Широкий подход к понятию и предмету экологического права дает возможность выделить в качестве структурных его элементов следующие:
1. собственно право как совокупность правовых норм;
2. центральное звено (или ядро), экологические правоотношения как конгломерат субъективных прав и обязанностей в сфере взаимодействия человека и групп людей с окружающей средой;
3. юридическая практика, индивидуальные предписания, определяющие то или иное экологически значимое поведение;
4. совокупность актов, регулирующих такое поведение;
5. правовая экологическая идеология, правовые экологические эмоции;
санкции;
6. система нормативных актов как источников права, содержащих правовые экологические нормы;
7. примыкающие к ним индивидуальные акты правоприменения и интерпретационные акты.
Такой
широкий подход к праву был
сформулирован в работах
Более подробную характеристику системы экологического права дает Боголюбов С.А. Он считает, что предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы7.
Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права - обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.
Вторая составная часть экологического права включает регулирование отдельных частей этого природного дома. Это - природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием - окружающей человека природной средой.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды. Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это, прежде всего, нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений. Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
Трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это - конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права.
Наиболее подробную характеристику системы экологического права дает Петров В.В. - он подробно рассмотрел две системы экологического права и дал их более подробную характеристику8.
Он считает, что до разграничения экологического права от природноресурсовых отраслей права система экологического права носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую и особенную части.
В общей части рассматривались общие, единые для охраны и использования природы вопросы: источники экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответственность.
В
особенной части
Модернизация отношений между экологическими и природноресурсовыми отраслями права, выход из системы экологического права земельного и органически связанных с ним других природноресурсовых отраслей права привели к необходимости пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики.
В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять экологических частей.
Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.
Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья; экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза и экологический контроль.
Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях,
Четвертая
- экологическая ответственность. Речь
идет об основаниях и видах этой
ответственности, нормах, закрепляющих
концепцию экологической
Пятая
- механизм международно-правовой охраны
окружающей природной среды, включающий
принципы, договоры и конвенции, международные
объекты охраны, международные организации,
международные конференции.
ГЛАВА 2.Источники экологического права.
Роль Конституции в регулировании экологической
системы.
Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей9.
Наиболее распространено деление источников экологического права на три группы:
– нормативные юридические акты;
– прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;
– санкционированные обычаи.
Более
подробная классификация
– на законодательные акты;
– нормативные акты органов управления (исполнительной власти);
– правовые обычаи;
– судебную практику и судебный прецедент;
– правовую доктрину (юридическую науку);
– нормативные акты общественных организаций;
– нормативные акты частных организаций;
– договоры.
Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям.
1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты:
– на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты;
– на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
– локальные акты (органов местного самоуправления, организаций).
2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).
3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.
При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.
Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.
Иерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15).
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).