Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:29, реферат
Социальная экология рассматривает взаимоотношения в системе «общество - природа», специфическую роль человека в системах различного ранга, отличие этой роли от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования.
Введение
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное внимание человечества.
Экологию рассматривают
как науку и учебную
Экологию иногда связывают только с учением
о среде обитания или окружающей среде.
Последнее в основе правильно с той, однако,
существенной поправкой, что среду нельзя
рассматривать в отрыве от организмов,
как и организмы вне их среды обитания.
Это составные части единого функционального
целого, что и подчеркивается приведенным
выше определением экологии как науки
о взаимоотношениях организмов и среды.
Такую двустороннюю
связь важно подчеркнуть в
связи с тем, что это основополагающее
положение часто
Концептуальные основы
дисциплины. С момента появления
«Экология» развивалась в рамках
биологии практически на протяжении
целого века - до 60-
70-х годов прошлого столетия. Человек в
этих системах, как правило, не рассматривался
- полагалось, что его взаимоотношения
со средой подчиняются не биологическим,
а социальным закономерностям и являются
объектом общественно-философских наук.
В настоящее время термин «экология» существенно трансформировался. Она стала больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду.
Сказанное позволяет
дополнить определение «
Становится все более ясным, что человек очень мало знает о среде, в которой он живет, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду. Раскрытие этих механизмов (закономерностей) - одна из важнейших задач современной экологии.
Содержание термина
«экология», таким образом, приобрело
социально- политический, философский
аспект. Она стала проникать
Признано поэтому, что экологическая подготовка должна идти, по крайней мере, по двум направлениям через изучение специальных интегральных курсов и через экологизацию всей научной, производственной и педагогической деятельности.
Наряду с экологическим образованием существенное внимание уделяется экологическому воспитанию, с которым связывается бережное отношение к природе, культурному наследию, социальным благам. Без серьезного общеэкологического образования решение этой задачи также весьма проблематично.
Между тем, став в
своем роде модной, экология не избежала
вульгаризации понимания и
В разряд экологических
нередко возводятся вопросы, относящиеся
к отраслям производства, видам и
результатам деятельности человека,
просто если к ним добавляют модное
слово «экология». Так появляются
несуразные выражения, в том числе
и в печати, типа «хорошая и плохая
экология»,
«чистая и грязная экология», «испорченная
экология» и др. Это равнозначно присвоению
таких же эпитетов математике, физике,
истории, педагогике и т. п.
Несмотря на отмеченные неясности и издержки в понимании объема, содержания и использования термина «экология», несомненным остается факт ее крайней актуальности в настоящее время.
В обобщенном виде экология изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
Социальная экология рассматривает взаимоотношения в системе «общество - природа», специфическую роль человека в системах различного ранга, отличие этой роли от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования.
Проблемы энергетики
Энергетика - это
та отрасль производства, которая
развивается невиданно быстрыми
темпами. Если численность населения
в условиях современного демографического
взрыва удваивается за 40-50 лет, то в
производстве и потреблении энергии
это происходит через каждые 12-15
лет. При таком соотношении темпов
роста населения и энергетики,
энерговооруженность
Нет основания ожидать,
что темпы производства и потребления
энергии в ближайшей
. какое влияние
на биосферу и отдельные ее
элементы оказывают основные
виды современной (тепловой, водной,
атомной) энергетики и как
. можно ли уменьшить отрицательное воздействие на среду современных
(традиционных) методов
получения и использования
. каковы возможности производства энергии за счет альтернативных
(нетрадиционных) ресурсов,
таких как энергия солнца, ветра,
термальных вод и других
В настоящее время энергетические потребности обеспечиваются в основном за счет трех видов энергоресурсов: органического топлива, воды и атомного ядра. Энергия воды и атомная энергия используются человеком после превращения ее в электрическую энергию. В то же время значительное количество энергии, заключенной в органическом топливе, используется в виде тепловой и только часть ее превращается в электрическую. Однако и в том и в другом случае высвобождение энергии из органического топлива связано с его сжиганием, следовательно, и с поступлением продуктов горения в окружающую среду.
Экологические проблемы тепловой энергетики
За счет сжигания
топлива (включая уголь, дрова и
другие биоресурсы) в настоящее время
производится около 90% энергии. Доля тепловых
источников уменьшается до 80-85% в
производстве электроэнергии. При этом
в промышленно развитых странах
нефть и нефтепродукты
В Китае доля угля в получении электроэнергии
близка к 75%, в то же время в
России преобладающим источником получения
электроэнергии является природный газ
(около 40%), а на долю угля приходится только
18% получаемой энергии, доля нефти не превышает
10%.
В мировом масштабе
гидроресурсы обеспечивают получение
около 5-6% электроэнергии, атомная энергетика,
дает 17-18% электроэнергии. Причем в ряде
стран она является преобладающей
в энергетическом балансе (Франция
-
74%, Бельгия -61%, Швеция - 45%).
Сжигание топлива - не только основной источник энергии, но и важнейший поставщик в среду загрязняющих веществ. Тепловые электростанции в наибольшей степени «ответственны» за усиливающийся парниковый эффект и выпадение кислотных осадков. Они, вместе с транспортом, поставляют в атмосферу основную долю техногенного углерода (в основном в виде СО2), около 50% двуокиси серы, 35% - окислов азота и около 35% пыли. Имеются данные, что тепловые электростанции в 2-4 раза сильнее загрязняют среду радиоактивными веществами, чем АЭС такой же мощности.
В выбросах ТЭС содержится значительное количество металлов и их соединений. При пересчете на смертельные дозы в годовых выбросах ТЭС мощностью 1 млн. кВт содержится алюминия и его соединений свыше 100 млн. доз, железа-400 млн. доз, магния -1,5 млн. доз. Летальный эффект этих загрязнителей не проявляется только потому, что они попадают в организмы в незначительных количествах. Это, однако, не исключает их отрицательного влияния через воду, почвы и другие звенья экосистем.
Можно считать, что тепловая энергетика оказывает отрицательное влияние практически на все элементы среды, а также на человека, другие организмы и их сообщества.
Вместе с тем влияние энергетики на среду и ее обитателей в большей мере зависит от вида используемых энергоносителей (топлива). Наиболее чистым топливом является природный газ, далее следует нефть (мазут), каменные угли, бурые угли, сланцы, торф.
Хотя в настоящее время значительная доля электроэнергии производится за счет относительно чистых видов топлива (газ, нефть), однако закономерной является тенденция уменьшения их доли. По имеющимся прогнозам, эти энергоносители потеряют свое ведущее значение уже в первой четверти XXI столетия.
Не исключена вероятность
существенного увеличения в мировом
энергобалансе использования
200-300 лет. Возможная добыча углей, с учетом
разведанных и прогнозных запасов, оценивается
более чем в 7 триллионов тони. Поэтому
закономерно ожидать увеличения доли
углей или продуктов их переработки (например,
газа) в получении энергии, а, следовательно,
и в загрязнении среды. Угли содержат от
0,2 до десятков процентов серы в основном
в виде пирита, сульфата, закисного железа
и гипса. Имеющиеся способы улавливания
серы при сжигании топлива далеко не всегда
используются из-за сложности и дороговизны.
Поэтому значительное количество ее поступает
и, по-видимому, будет поступать в ближайшей
перспективе в окружающую среду. Серьезные
экологические проблемы связаны с твердыми
отходами ТЭС - золой и шлаками.
Хотя зола в основной массе улавливается
различными фильтрами, все же в атмосферу
в виде выбросов ТЭС ежегодно поступает
около 250 млн. тонн мелкодисперсных аэрозолей.
Последние способны заметно изменить
баланс солнечной радиации у земной поверхности.
Они же являются ядрами конденсации для
паров воды и формирования осадков; а,
попадая в органы дыхания человека и других
организмов, вызывают различные респираторные
заболевания.
Выбросы ТЭС являются
существенным источником такого сильного
канцерогенного вещества, как бензопирен.
С его действием связано
Серьезную проблему
вблизи ТЭС представляет складирование
золы и ишаков.
Для этого требуются значительные территории,
которые долгое время не используются,
а также являются очагами накопления тяжелых
металлов и повышенной радиоактивности.
Имеются данные, что
если бы вся сегодняшняя энергетика
базировалась на угле, то выбросы СО,
составляли бы 20 млрд. тонн в год (сейчас
они близки к
6 млрд. т/год). Это тот предел, за которым
прогнозируются такие изменения климата,
которые обусловят катастрофические последствия
для биосферы.
ТЭС - существенный источник подогретых вод, которые используются здесь как охлаждающий агент. Эти воды нередко попадают в реки и другие водоемы, обусловливая их тепловое загрязнение и сопутствующие ему цепные природные реакции (размножение водорослей, потерю кислорода, гибель гидробионтов, превращение типично водных экосистем в болотные и т. п.).
Экологические проблемы гидроэнергетики
Одно из важнейших
воздействий гидроэнергетики
России, где за счет использования гидроресурсов
производится не более 20% электрической
энергии, при строительстве ГЭС затоплено
не менее 6 млн. га земель. На их месте уничтожены
естественные экосистемы. Значительные
площади земель вблизи водохранилищ испытывают
подтопление в результате повышения уровня
грунтовых вод. Эти земли, как правило,
переходят в категорию заболоченных. В
равнинных условиях подтопленные земли
могут составлять 10% и более от затопленных.
Уничтожение земель и свойственных им
экосистем происходит также в результате
их разрушения водой (абразии) при формировании
береговой линии. Абразионные процессы
обычно продолжаются десятилетиями, имеют
следствием переработку больших масс
почвогрунтов, загрязнение вод, заиление
водохранилищ. Таким образом, со строительством
водохранилищ связано резкое нарушение
гидрологического режима рек, свойственных
им экосистем и видового состава гидробионтов.
Ухудшение качества воды в водохранилищах происходит по различным причинам. В них резко увеличивается количество органических веществ как за счет ушедших под воду экосистем (древесина, другие растительные остатки, гумус почв и т. п.), так и вследствие их накопления в результате замедленного водообмена. Это своего рода отстойники и аккумуляторы веществ, поступающих с водосборов.