Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа
Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.
Профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности.
Вступление………………………………………………….……..3
Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация
1.1. Профориентация………………………………………………4
1.2.Профессиональное обучение (исторические этапы)………...8
Раздел 2. Особенности школьников старших классов
2.1. Психологические особенности старших школьников.……...9
Раздел 3.Выбор профессии
3.1. Выбор профессии……………………………………..….......11
3.2.Профессиональное самоопределение и самосознание.......….13
3.3.Параметры определения профориентации….…………...…..15
Вывод………………………………………………………………18
Вступление………………………………………………….
Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация
1.1. Профориентация…………………………………………
1.2.Профессиональное обучение (исторические этапы)………...8
Раздел 2. Особенности школьников старших классов
2.1. Психологические особенности старших школьников.……...9
Раздел 3.Выбор профессии
3.1. Выбор профессии……………………………………..…....
3.2.Профессиональное самоопределение и самосознание.......….13
3.3.Параметры определения профориентации….…………...…..15
Вывод………………………………………………………………
Вступление
В 14-15 лет подростки больше прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается.
Шестнадцати - семнадцатилетние
проявляют достаточную
Основными проблемами,
препятствующими успешному
Профориентация переживала
общие для многих психологическ
Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация
1.1. Профориентация
Профориентация – это
научно обоснованная система социально-
Профессиональная ориентация
как целостное направление, в
свою очередь, также разделяется на
несколько самостоятельных ветвей, направлений
деятельности, отличающихся по своей методологии
и методическому инструментарию: на профинформацию,
профагитацию, профпросвещение, профдиагностику,
Профориентация в целом — широкое по своему
содержанию понятие, имеющее разные смыслы
в разных национальных культурах.
Можно выделить ряд направлений , способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности , диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии
Профориентация является
непрерывным процессом и
Профессиональная
ориентация направлена на решение следующих
задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей
и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном
будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального
самоопределения человека, важно в первую
очередь сформулировать группу принципов,
которыми руководствуются подростки,
выбирая себе профессию и место в социальной
структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цель профориентологии —
оказание психологической и педагогической
помощи при выборе профессии, в процессе
карьерного роста, а также актуализация
профессионально-
3) обеспечение психологически
компетентного сопровождения
Ее предметом являются профессионально обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет).
В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. В целостном профессиональном становлении личности выделяются семь стадий.
1. Началом данного процесса
является зарождение
Этот период получил название оптации. 3. Следующая стадия профессиональной подготовки начинается с поступления в профессиональное учебное заведение.
4. По окончании учебного
заведения наступает стадия
Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста. 6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
7. Часть работников, обладающих
творческим потенциалом,
Цель - рекомендовать человеку
конкретную профессию в соответствии
с его возможностями и
1.2. Профессиональное обучение
На протяжении столетия
профессиональная ориентация и
профессиональное обучение шли
рука об руку, ориентируясь, прежде
всего на лиц подросткового
возраста, исходя из посылки «обучение
и профессия — на всю жизнь».
Изменение государственного
Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах среднего и высшего профессионального образования, часть — в системе региональной службы занятости, часть — в системе краткосрочной подготовки и переподготовки, в том числе на базе первого высшего образования, часть — в системе корпоративного обучения.
Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования — на всю жизнь, к образованию через всю жизнь». Ключевым моментом профессионального обучения выступает посредничество опытного наставника в овладении субъектом определенной профессией.
К концу XX в. необходимость
такого посредничества в профессиональном
становлении субъекта квалифицированного
труда становится актуальной уже
неоднократно на протяжении профессиональной
карьеры человека. Соответственно,
все более увеличивается и
число необходимых
Профессиональное развитие работника уже немыслимо без его личностного развития, его развития как индивидуальности, без разработки новых средств, форм, методов обучения. В связи с расширением возрастных границ обучающихся актуализируется роль новых педагогических дисциплин
Раздел 2. Особенности школьников старших классов
2.1. Психологические особенности школьников старших классов
Старший школьный возраст—это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов
В связи с необходимостью
самоопределения возникают
Старшеклассники переходят к усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учебного процесса в старших классах характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам, установление 'содержательных межпредметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания. Все это вместе взятое приводит к взаимосвязанному формированию у учащихся, с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира, имеющей глубокий философский смысл, а с другой—научного мировоззрения. Это как бы расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его мировоззрение выступает и как типичная особенность, и как фактор, который оказывает решающее влияние на все психическое развитие, и как условие, определяющее развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания и направленность личности старшего школьника.
В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.
Например, по данным исследования, учащиеся младшего школьного возраста в ситуации, когда надо было сказать, куда и на что потратили бы деньги, в 80% всех изученных случаев указывают на себя и только в 20% случаев отмечают на желание что - то сделать для других. При этом в 15% случаев характерно указание на близких людей («Я бы купил сестре куклу и другие игрушки»—II класс). В старшем же школьном возрасте картина существенно меняется. В 48% случаев было выражено желание сделать что - то для других, при этом во всех этих случаях указывается на помощь школе, городу, государству, обществу, т. е. в качестве объекта выступает широкое социальное окружение («Я бы купила очень много книг, и мы с моими ровесниками в нашем доме устроили бы библиотеку»; «Построили бы спортивный городок, устроили бассейн для малышей»—Х класс)