Профориентация старшешкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание

Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.
Профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности.

Содержание

Вступление………………………………………………….……..3
Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация
1.1. Профориентация………………………………………………4
1.2.Профессиональное обучение (исторические этапы)………...8
Раздел 2. Особенности школьников старших классов
2.1. Психологические особенности старших школьников.……...9
Раздел 3.Выбор профессии
3.1. Выбор профессии……………………………………..….......11
3.2.Профессиональное самоопределение и самосознание.......….13
3.3.Параметры определения профориентации….…………...…..15
Вывод………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

курсовая Заградский Никита.docx

— 46.52 Кб (Скачать документ)

 

           

                                     Содержание

              Вступление………………………………………………….……..3

Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация

              1.1. Профориентация………………………………………………4

              1.2.Профессиональное обучение (исторические этапы)………...8

Раздел 2. Особенности школьников старших классов

              2.1. Психологические особенности старших школьников.……...9

Раздел 3.Выбор профессии

               3.1. Выбор профессии……………………………………..….......11

              3.2.Профессиональное самоопределение и самосознание.......….13

              3.3.Параметры определения профориентации….…………...…..15                                         

             Вывод………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление 

В 14-15 лет подростки больше прислушиваются к мнению сверстников  и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С  возрастом влияние окружающих резко  уменьшается.

Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении, девушки — большую  активность, чем юноши. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально  развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без  заметного влияния окружающих их значимых людей — родителей, родственников, учителей, друзей.

 Основными проблемами, препятствующими успешному решению  типовых задач профориентации, остаются  отсутствие единых стандартных  батарей психодиагностики, недостаточное  финансовое и техническое оснащение  центров, недостаток опыта и  квалификации их сотрудников,  порою некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.

Профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности.

 

 

 

 

 

 

Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация

1.1. Профориентация

 

Профориентация – это  научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педадогических, медико-биологических и производственно- технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, професиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Профессиональная ориентация как целостное направление, в  свою очередь, также разделяется на несколько самостоятельных ветвей, направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: на профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику,профконсультацию.  
Профориентация в целом — широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах.

Можно выделить ряд направлений , способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности , диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Профессиональная  ориентация направлена на решение следующих задач: 
- ознакомление с миром профессий;  
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности; 
- ознакомление с правилами выбора профессии; 
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем  
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности. Задачи профориентологии: 1) формирование профессиеведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии; 2) развитие профессиеведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.

3) обеспечение психологически  компетентного сопровождения профессиональной  жизни человека с начала профессиональной  дифференциации интересов и склонностей  до завершения профессиональной  биографии. Профориентология, как самостоятельная отрасль науки, характеризуется собственным предметом и методами исследования.

Ее предметом являются профессионально обусловленные  явления, закономерности и механизмы  взаимосвязи человека с миром  профессий. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет).

В течение этого времени  меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка  структуры личности. В целостном  профессиональном становлении личности выделяются семь стадий.

1. Началом данного процесса  является зарождение профессионально  ориентированных интересов и  склонностей у детей под влиянием  родственников, учителей, сюжетно-ролевых  игр и учебных предметов (0-12 лет). 2. Затем следует формирование  профессиональных намерений, которое  завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором  профессии.

Этот период получил название оптации. 3. Следующая стадия профессиональной подготовки начинается с поступления  в профессиональное учебное заведение.

4. По окончании учебного  заведения наступает стадия профессиональной  Адаптации. 5. По мере освоения  профессии личность все больше  погружается в профессиональную  среду.

Наступает стадия первичной  профессионализации и становления  специалиста. 6. Дальнейшее повышение  квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка  собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление  профессионала.

7. Часть работников, обладающих  творческим потенциалом, развитой  потребностью в самоосуществлении  и самореализации, переходит на  следующую стадию — профессионального  мастерства. Формально сущность  профориентации как раздела науки  можно обозначить в виде превращения  исходной формулы психологии  труда как системы «субъект  — объект» в более развернутую форму: система «субъект — объект (профессиональная деятельность — профессиональная карьера — жизненный путь — личностное развитие) — другие субъекты — социальная среда».

Цель - рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

 

 

1.2. Профессиональное обучение

 На протяжении столетия  профессиональная ориентация и  профессиональное обучение шли  рука об руку, ориентируясь, прежде  всего на лиц подросткового  возраста, исходя из посылки «обучение  и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства  России и Украины, структурные  изменения в экономике, появление  института безработных в начале 1990-х гг.

Часть задач профессионального  обучения по-прежнему решается в традиционных формах среднего и высшего профессионального  образования, часть — в системе  региональной службы занятости, часть  — в системе краткосрочной  подготовки и переподготовки, в том  числе на базе первого высшего  образования, часть — в системе  корпоративного обучения.

Изменяется сама концепция  профессионального образования: «от  образования — на всю жизнь, к  образованию через всю жизнь». Ключевым моментом профессионального  обучения выступает посредничество опытного наставника в овладении  субъектом определенной профессией.

К концу XX в. необходимость  такого посредничества в профессиональном становлении субъекта квалифицированного труда становится актуальной уже  неоднократно на протяжении профессиональной карьеры человека. Соответственно, все более увеличивается и  число необходимых специалистов-посредников, специализирующихся в разных предметных областях, спектр которых также постоянно  расширяется.

Профессиональное развитие работника уже немыслимо без  его личностного развития, его  развития как индивидуальности, без  разработки новых средств, форм, методов  обучения. В связи с расширением  возрастных границ обучающихся актуализируется  роль новых педагогических дисциплин

 

 

Раздел 2. Особенности школьников старших классов

2.1. Психологические особенности школьников старших классов

 

Старший школьный возраст—это  пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.

В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая  зрелость. У мальчиков и девочек  эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов

В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность  разобраться в окружающем и в  самом себе, поиски смысла жизни  вообще и своей жизни в частности.

 

Старшеклассники переходят  к усвоению теоретических основ  различных учебных дисциплин. Для  учебного процесса в старших классах  характерны систематизация и обобщение  знаний по различным предметам, установление 'содержательных межпредметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания. Все это вместе взятое приводит к взаимосвязанному формированию у учащихся, с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира, имеющей глубокий философский смысл, а с другой—научного мировоззрения. Это как бы расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его мировоззрение выступает и как типичная особенность, и как фактор, который оказывает решающее влияние на все психическое развитие, и как условие, определяющее развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания и направленность личности старшего школьника.

 

В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность  принести пользу обществу, другим людям.

 

Например, по данным исследования, учащиеся младшего школьного возраста в ситуации, когда надо было сказать, куда и на что потратили бы деньги, в 80% всех изученных случаев указывают  на себя и только в 20% случаев отмечают на желание что - то сделать для  других. При этом в 15% случаев характерно указание на близких людей («Я бы купил  сестре куклу и другие игрушки»—II класс). В старшем же школьном возрасте картина существенно меняется. В 48% случаев было выражено желание  сделать что - то для других, при  этом во всех этих случаях указывается  на помощь школе, городу, государству, обществу, т. е. в качестве объекта  выступает широкое социальное окружение («Я бы купила очень много книг, и  мы с моими ровесниками в нашем  доме устроили бы библиотеку»; «Построили бы спортивный городок, устроили бассейн  для малышей»—Х класс)

Информация о работе Профориентация старшешкольников