Профориентация старшешкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание

Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.
Профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности.

Содержание

Вступление………………………………………………….……..3
Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация
1.1. Профориентация………………………………………………4
1.2.Профессиональное обучение (исторические этапы)………...8
Раздел 2. Особенности школьников старших классов
2.1. Психологические особенности старших школьников.……...9
Раздел 3.Выбор профессии
3.1. Выбор профессии……………………………………..….......11
3.2.Профессиональное самоопределение и самосознание.......….13
3.3.Параметры определения профориентации….…………...…..15
Вывод………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

курсовая Заградский Никита.docx

— 46.52 Кб (Скачать документ)

С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении, девушки — большую  активность, чем юноши. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально  развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без  заметного влияния окружающих их значимых людей — родителей, родственников, учителей, друзей.

• в отличие от личностного, профессиональное самоопределение  более конкретно, обычно оформляется  официально (диплом о профессиональном образовании,сертификат и т.п.);  
• личностное самоопределение всегда более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин  

 

Раздел 3.Выбор профессии

3.1. Выбор профессии

 

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от: 
- внешних условий; 
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое  понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

С самого начала важным моментом профессиональной ориентации было посредничество опытного специалиста — педагога, профессионала, а позже и специалиста-психолога  — в ориентации молодого человек, в огромном пространстве актуальных и востребованных профессий, доступных  для овладения данным человеком  с учетом его физических и психологических  особенностей и внешних, объективных  условий.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. 
Трудовая деятельность человека имеет несколько видов:

- физическая деятельность  – легкая, средняя, сложная;

- умственная работа

 

Необходимо помочь школьнику  выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость.  Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство.  Если у вас что-то получается  хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

 

3.Неизбежность перемен.  Ни одно суждение о человеке  не может считаться окончательным.  Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью  тестов. В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Основной причиной обращений  первокурсников за помощью являются смысложизненные связи "Правильно ли я поступил?", "Ту ли профессию я выбрал?". Как видно из вышеизложенного, у студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.

 

 

3.2. Профессиональное самоопределение и самосознание.

 

Процесс профессионального  самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы  ценностных ориентации, моделирование  своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно  выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности

 

Для обоснованности профессионального  выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали  возможностям человека. В противном  случае в самосознании человека накапливается  отрицательный жизненный опыт, формируются  своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В современном обществе актуально  и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в  их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных  с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики  этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального  выбора, или обеспечить предпосылки  к совершению этого выбора в будущем.

Решение любых психологических  проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

 

У молодых людей, обеспокоенных  своим профессиональным будущим, стремящихся  учиться в профессиональном учебном  заведении или получить профессию  в процессе работы, наблюдается опережающее  развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой  своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют  представления о своем профессиональном "Я".

 

 

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров).

Успех в решении психологических  проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании  ценностей, сформированных в его  прошлом опыте. Поэтому диагностика  ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление  о его проблемах, сопоставляя  ценности между собой и с реальными  условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение.

Очень важным методом для  диагностики профессиональных ориентаций является беседа.

 

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его  проблемы и требуется специальная  психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении

 

3.3. Параметры определения профориентации

Профессиональное  самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. 
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Профессиональное  образование,  выполняющее  функции  профессиональное

подготовки,   отождествляемое   с   понятием   «специальное    образование»,

предполагает  2  пути  его  получения  –  самообразование  или  обучение   в

образовательных  учреждениях  профессионального образования.     Успех

профессионального  образования  определяет  такой   важный   психологический

момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная)  к  приобретению  той

или иной профессии.

      Выбор   профессии,  осуществляемый  человеком   в   результате   анализа

внутренних  ресурсов  и  путем  соотнесения  их  с  требованиями  профессии,

является основой самоутверждения  человека  в  обществе,  одним  из  главных

решений в жизни. Выбор  профессии в психологическом  плане представляет  собой

двухаспектное явление :

     1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

     2) объект выбора  – то, что выбирают.

      Субъект  и объект выбора определяют  неоднозначность  выбора  профессии.

Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

      Выбор профессии  – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит

из ряда  этапов,  сливающихся  в  один  процесс.  Причем,  продолжительность

этапов зависит от:

      - внешних  условий;

      - индивидуальных  особенностей субъекта выбора  профессии.

      Профессиональное  самоопределение – процесс,  который   охватывает  весь

период   профессиональной   деятельности    личности:    от    возникновения

профессиональных намерений  до выхода из трудовой деятельности.

      Этапы, предшествующие  самоопределению.

      Возникновение   профессионального  самоопределения   охватывает  старший

школьный возраст, но ему  предшествуют этапы:

 . Первичный выбор профессии (характерен  для учащихся  младшего  школьного

   возраста):

      - малодифференцированные  представления о мире  профессий,  ситуативное

представление  о  внутренних  ресурсах,   необходимых   для   данного   рода

профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

. Этап профессионального  самоопределения (старший школьный  возраст):

      -  возникновение   и   формирование   профессиональных   намерений   и

первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

. Профессиональное обучение:

      - осуществляется  после получения школьного   образования  для  освоения

выбранной профессии;

. Профессиональная адаптация:

      -  формирование  индивидуального  стиля   деятельности,   преобладание

системы производственных и  социальных отношений;

. Самореализация в труде:

      - выполнение  или невыполнение ожиданий, связанных   с  профессиональным

трудом.

      Таким   образом,  профессиональное  самоопределение   пронизывает   весь

жизненный путь человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Трудовая деятельность человека имеет несколько видов: 
-физическая деятельность;

-умственная деятельность;

-механизированая деятельность.

 При выборе будущей  професии не стоит спешить и обязательно следует учесть некоторые факторы.

1) Следует прежде всего брать во внимание физическое и психологическое состояние человека, его здоровье. Так, не стоит выбирать строительные профессии, если организм склонный к простудным заболеваниям и реакций алергического характера; тем, кто имеет дифекты зрения, не рекомендуются профессии водителя автотранспорта  и профессии в которых нужно работать с мелкими деталями; тем кто имеет слабый вестибулярный аппарат,- выбирать профессии, связаные с мореплавством и управлением самолетом.

2) Кроме состояния здоровья, при выборе профессии необходимо  учитывать темперамент человека. Человеку с темпераментом холерика  противопоказана работа, связанная  с монотонностью и усидчивостью ( бухгалтер, оператор, референт и т.д.) и длительным нервным напряжением ( самолето- и космосуправлением, например). В тоже время флегматику и меланхолику нельзя выбирать профессии автомобилиста или шахтера.

3) Имеет значение возможность  человека к адоптации ( для профессий геолога, шахтера, подводника, водолаза и т.д.).

4) Человек, который выбирает  профессию, должен иметь полную  информацию про существующие профессии, которые можно получить в центре занятости населения, во время проведения дней открытых дверей в учебных заведениях, ярмарок профессий, в справочной литературе и т.д.

5) Опредилив выбранную профессию, необходимо пройти медицинский осмотр, что бы выяснить, насколько здоровье человека позволяет ему заниматься этой профессией

Информация о работе Профориентация старшешкольников