Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа
Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.
Профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности.
Вступление………………………………………………….……..3
Розділ 1.Общая характеристика понятия - профессиональная ориентация
1.1. Профориентация………………………………………………4
1.2.Профессиональное обучение (исторические этапы)………...8
Раздел 2. Особенности школьников старших классов
2.1. Психологические особенности старших школьников.……...9
Раздел 3.Выбор профессии
3.1. Выбор профессии……………………………………..….......11
3.2.Профессиональное самоопределение и самосознание.......….13
3.3.Параметры определения профориентации….…………...…..15
Вывод………………………………………………………………18
С возрастом влияние окружающих
резко уменьшается. Шестнадцати - семнадцатилетние
проявляют достаточную
• в отличие от личностного,
профессиональное самоопределение
более конкретно, обычно оформляется
официально (диплом о профессиональном
образовании,сертификат и т.п.);
• личностное самоопределение всегда
более сложное явление, зависящее больше
не от благоприятных внешних, а от внутренних
причин
Раздел 3.Выбор профессии
3.1. Выбор профессии
Выбор профессии, осуществляемый человеком
в результате анализа внутренних ресурсов
и путем соотнесения их с требованиями
профессии, является основой самоутверждения
человека в обществе, одним из главных
решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся
в один процесс. Продолжительность этапов
зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта
выбора профессии.
В систему профессиональной
ориентационной работы входит такое
понятие как профессиональное самоопределение,
так как выбор профессии и овладение ею начинается с
профессионального самоопределения.Профессиональн
С самого начала важным моментом
профессиональной ориентации было посредничество
опытного специалиста — педагога,
профессионала, а позже и специалиста-
Ведущей целью в деятельности
учителя является подготовка школьников
к сознательному выбору профессии.
Трудовая деятельность человека имеет
несколько видов:
- физическая деятельность – легкая, средняя, сложная;
- умственная работа
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен.
Ни одно суждение о человеке
не может считаться
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.
Основной причиной обращений первокурсников за помощью являются смысложизненные связи "Правильно ли я поступил?", "Ту ли профессию я выбрал?". Как видно из вышеизложенного, у студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.
3.2. Профессиональное самоопределение и самосознание.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности
Для обоснованности профессионального
выбора необходимо, чтобы требования
со стороны профессии
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.
Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.
У молодых людей, обеспокоенных
своим профессиональным будущим, стремящихся
учиться в профессиональном учебном
заведении или получить профессию
в процессе работы, наблюдается опережающее
развитие в оценке своих личностных
качеств по сравнению с оценкой
своих профессиональных качеств. Учащиеся
лучше представляют себя как личность
вообще, то есть в совокупности моральных,
физических, интеллектуальных качеств,
своих интересов и склонностей,
но в меньшей степени имеют
представления о своем
Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров).
Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение.
Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций является беседа.
В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.
Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении
3.3. Параметры определения профориентации
Профессиональное
самоопределение – процесс, который охватывает
весь период профессиональной деятельности
личности: от возникновения профессиональных
намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения
происходит на основе освоения социального
опыта личности с включением этого опыта
в «профессиональное Я» личности.
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное
подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование»,
предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в
образовательных учреждениях профессионального образования. Успех
профессионального образования определяет такой важный психологический
момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той
или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа
внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии,
является основой
решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой
двухаспектное явление :
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.
Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит
из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность
этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь
период профессиональной деятельности личности: от возникновения
профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Этапы, предшествующие самоопределению.
Возникновение
профессионального
школьный возраст, но ему предшествуют этапы:
. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного
возраста):
- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное
представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода
профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
. Этап профессионального
самоопределения (старший
- возникновение и формирование профессиональных намерений и
первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
. Профессиональное обучение:
- осуществляется после получения школьного образования для освоения
выбранной профессии;
. Профессиональная адаптация:
- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание
системы производственных и социальных отношений;
. Самореализация в труде:
- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным
трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь
жизненный путь человека.
Вывод
Трудовая деятельность человека
имеет несколько видов:
-физическая деятельность;
-умственная деятельность;
-механизированая деятельность.
При выборе будущей професии не стоит спешить и обязательно следует учесть некоторые факторы.
1) Следует прежде всего брать во внимание физическое и психологическое состояние человека, его здоровье. Так, не стоит выбирать строительные профессии, если организм склонный к простудным заболеваниям и реакций алергического характера; тем, кто имеет дифекты зрения, не рекомендуются профессии водителя автотранспорта и профессии в которых нужно работать с мелкими деталями; тем кто имеет слабый вестибулярный аппарат,- выбирать профессии, связаные с мореплавством и управлением самолетом.
2) Кроме состояния здоровья,
при выборе профессии
3) Имеет значение возможность человека к адоптации ( для профессий геолога, шахтера, подводника, водолаза и т.д.).
4) Человек, который выбирает
профессию, должен иметь
5) Опредилив выбранную профессию, необходимо пройти медицинский осмотр, что бы выяснить, насколько здоровье человека позволяет ему заниматься этой профессией