Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Управление охраной окружающей среды (УООС), как ключевой элемент устойчивого развития, остается в течение последних двух десятилетий одной из приоритетных задач человечества, признанной как мировым сообществом в целом, так и руководством нашей страны. Не случайно УООС, как и информатика, определены кабинетом министров России приоритетными направлениями исследований отечественной науки. Качественного скачка в применении информационных технологий требует возрастающая роль государства в управлении окружающей средой (ОС) и природными ресурсами, являющаяся естественным следствием начинающихся и угрожающих ресурсных кризисов.
Введение
Гл.1. Определение системы УООС
Гл.2. Практические методы регулирования в системе УООС
2.1 Административные методы управления природоохранной деятельностью
2.2 Экономические методы управления природоохранной деятельностью
2.3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Гл.3. Достоинства системы УООС
Гл.4. Недостатки системы УООС
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
Введение
Гл.1. Определение системы УООС
Гл.2. Практические методы регулирования в системе УООС
2.1 Административные методы управления природоохранной деятельностью
2.2 Экономические методы управления природоохранной деятельностью
2.3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Гл.3. Достоинства системы УООС
Гл.4. Недостатки системы УООС
Заключение
Список использованных источников
Введение
Управление охраной окружающей среды (УООС), как ключевой элемент устойчивого развития, остается в течение последних двух десятилетий одной из приоритетных задач человечества, признанной как мировым сообществом в целом, так и руководством нашей страны. Не случайно УООС, как и информатика, определены кабинетом министров России приоритетными направлениями исследований отечественной науки. Качественного скачка в применении информационных технологий требует возрастающая роль государства в управлении окружающей средой (ОС) и природными ресурсами, являющаяся естественным следствием начинающихся и угрожающих ресурсных кризисов.
Существенное сокращение промышленного производства не вызвало соответствующего сокращения техногенных воздействий на ОС. Состояние окружающей природной среды продолжает ухудшаться. Существующая ситуация в УООС характеризуется минимальным уровнем эффективности и контроля природопользователей, что является следствием наблюдаемой в течение последних пяти лет подвижности структуры органов государственного УООС. На всех уровнях управленческой вертикали системы УООС созрело понимание необходимости унификации задач, способов управления, стандартов сбора, хранения и анализа информации.
Глава 1. Определение системы УООС
Система управления окружающей средой (environmental management system), согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98, определяется как часть обшей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
В литературе и в текстах законодательных актов также встречаются термины "управление охраной окружающей среды", "управление взаимодействием общества и природы", "управление природоохранительной деятельностью", "управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды", "экологический менеджмент". Все они означают совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.
Встречается и ещё один термин: "экологическое управление". С.А. Боголюбов кратко определяет экологическое управление как совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ Дубовик О.А. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2003. - С. 202. Выделяется несколько видов экологического управления: государственное; ведомственное; производственное; общественное.
Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами; специальными ведомствами; хозяйствующими субъектами; общественными объединениями юридических лиц и граждан.
Управление выражается через законотворческую деятельности в области охраны окружающей среды в разработке мероприятий по охране окружающей среды (программ), контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды, нормативных актов всех уровней.
Только государственное управление из всех возможных является реальным инструментом, осуществляющим реализацию правоустанавливающих, правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ.
Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:
1) установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;
2) принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности;
3) осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля);
4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды;
5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды;
6) экологическая оценка состояния окружающей среды.
Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Практические методы регулирования в системе УООС
Системы управления природоохранной деятельностью различных стран развивались под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов. Поэтому в разных странах используются различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
Анализ мирового опыта, а также изучение предложений по развитию механизма управления охраной окружающей среды позволяют типологизировать эти методы и дать краткую характеристику каждому их них.
Существуют три основные группы методов управления охраной окружающей среды:
· административное регулирование;
· система экономических стимулов;
· формирование рыночных отношений в сфере природопользования.
Административное регулирование предполагает введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать. Экономические механизмы предполагают внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, чтобы заинтересовать производителя в рациональном природопользовании. Создание рынка в этой сфере через распределение прав на загрязнение, компенсационных платежей и т. д. объединяет третью группу методов.
Все три описанных подхода могут применяться на различных стадиях производственного процесса, рассмотренного в контексте его возможного воздействия на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.
2.1 Административные методы управления природоохранной деятельностью
В административном регулировании главное место занимают нормативы или стандарты.
Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК). Считается, что наличие загрязняющих веществ в количествах, не превышающих эти концентрации, не оказывает негативного воздействия на здоровье человека, на экосистему. Нормативы ПДК бывают среднесуточные, устанавливающие среднюю концентрацию вредных веществ, и максимально разовые, фиксирующие предел допустимого роста концентрации загрязнителя в течение суток.
Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного точечного источника (труба) после применения очистного оборудования. Данный стандарт может базироваться на показателях потока (количество выбросов в единицу времени) или запаса (количество выбросов за определенный период). Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. Для каждого предприятия выбросы не должны превышать таких величин, при которых по всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются нормативы ПДК. Обычно расчеты таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами (ПДВ), проводят с учетом рассеивания выбросов и наложения их на фоновое загрязнение. Также учитывается суммарное воздействие нескольких источников загрязнения.
Для сбросов в водные источники предусмотрены нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и временно согласованных сбросов (ВСС). Механизм их расчета в идейном плане совпадает с механизмом расчета ПДК и ПДВ.
Технологические стандарты устанавливают определенные требования для процесса производства или очистной технологии.
Например, в США используются стандарты так называемой наилучшей из доступных технологий. Этот стандарт означает, что для предприятий, к которым он применен, должно соблюдаться следующее требование: природоохранная технология должна соответствовать некой эталонной технологии.
Стандарты качества продукции. Наиболее показательный пример - стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.
Выше были приведены основные типы стандартов. Далее речь пойдет о непосредственных мерах административного воздействия на виновников загрязнения.
Прямые запреты. Эта мера применяется, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высоко токсичные материалы), что эффективным становится только их полное запрещение. С 1 января 1996 г. вводится запрет на производство и потребление хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой. Подобных примеров можно привести немало. Если же мы лишь ограничиваем общие масштабы воздействия (потребление какого-либо вещества или его производство, вылов рыбы, заготовка леса и т. п.), то вводятся лимиты или квоты. Они могут иметь одну из нескольких форм: предельное число выпасаемых на 1 га животных, ограничение нагрузки на почву, лимит выпуска конечной продукции за определенный временной промежуток.
Иногда введение таких лимитов предшествует введению полного запрета. Примером опять может служить производство озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения, поэтому в каждом из государств, присоединившихся к соответствующему соглашению, выпуск этих веществ год от года должен сокращаться, а выпуск некоторых из них прекратиться вообще. Для последних применяются запреты, а для тех веществ, производство которых пока еще разрешено, используются лимиты.
Сертификаты на использование земель и воды даются для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Они служат вместе с системой стандартов для защиты от незапланированных выбросов. Сертификаты или лицензии, как правило, выдаются природопользователям, как только для них определены лимиты воздействия. Обладание таким сертификатом дает право на использование, временное или постоянное, конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды, выбросы некоторого количества вредных веществ и т. п.
Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках проектов. Например, в США первоначально она применялась только для оценки федеральных проектов. Теперь она используется и для проектов штата или муниципалитета, а также частных. Обычно процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, о возможностях и издержках на очистные технологии, об альтернативах проекта, элементах устойчивого развития в нем с указанием невозобновимых потерь ресурсов. В основном процедура ОВОС позволяет оценить уникальные крупномасштабные проекты развития ресурсного потенциала, строительство химических комбинатов и других проектов, сопряженных со значительным воздействием на окружающую среду.
Разрешения и лицензии необходимы для фирм, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Чаше всего они привязаны к технологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды. Выдача или возобновление разрешения тоже можно увязать с экологической стратегией фирмы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период и возобновляются через установленные промежутки времени. Если производство предполагается расширить, то нужно получить новое разрешение.
Подобный инструмент увязывается с установленными стандартами воздействия или лимитами производства (использования) экологически опасных веществ. Таким образом, разрешения и лицензии сочетаются с другими рычагами: сертификатами на использование земель, требованиями осуществить ОВОС как условие предоставления разрешения. Также они могут быть дополнены платой за загрязнение, налогами, платежами пользователей при комбинированной экономической стратегии.
Именно такая система существует сейчас в России. Для предприятия сначала устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду. Затем на их основе определяются лимиты выбросов.
Эти лимиты положены в основу разрешений на комплексное природопользование и договора на комплексное природопользование, заключаемого между предприятиями-загрязнителями и природоохранными органами. В том же договоре устанавливаются размеры и порядок внесения предприятием платы за выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов.
Важно место в административном регулировании управлением охраной окружающей среды занимает правовое регулирование. Тремя основными элементами системы правового регулирования, в свою очередь, являются:
· правовые нормы, определяющие экологические требования, которым должно соответствовать экологически значимое поведение людей;
Информация о работе Система управления охраной окружающей среды