Стандартизация в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание

Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.

Содержание

Введение … 2
1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды … 3
2. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды … 4
3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды …10
4. Правовые основы экологической сертификации …11
Заключение …12
Литература …14

Работа состоит из  1 файл

экология моя.docx

— 28.98 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение                                                                                                                       … 2     

1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды                                                                                                                             … 3

2. Классификация  экологических нормативов в сфере  охраны окружающей среды                                                                                                                            … 4

3. Стандартизация, как  правовое средство охраны окружающей  среды  …10

4. Правовые основы  экологической сертификации                                         …11

Заключение                                                                                                                 …12

Литература                                                                                                                  …14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

Во все времена  отношение людей друг к другу  и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности  культуры, исторического процесса в  ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия  глубинных механизмов развития системы  «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.

Озабоченность человечества безопасностью своего существования  является предпосылкой качественно  нового социоприродного развития. Общество оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности – и погибнуть в экологической катастрофе, – либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений.

По современным  научным представлениям о реальных процессах, происходящих в объектах окружающей природной среды под  влиянием антропогенных воздействий, само по себе соблюдение нормативов качества никоим образом не гарантирует экологическую  безопасность человека.

Нормативное соответствие – это общепринятый и законодательно одобренный, но все же не единственный критерий оценки истинного состояния  природных объектов с точки зрения их факторной роли в формировании среды, благоприятной для жизни  и здоровья. Так, за рубежом в различных  целях успешно используются результаты оценок степени экологических рисков, а на уровне научных исследований ведутся работы и в нашей стране.

Нормирование –  важнейший регулятор экологических  аспектов хозяйственной деятельности. Главе V «Нормирование в области  охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ предшествовал  раздел IV «Нормирование качества окружающей природной среды» Закона 1991 г. Действующая  редакция привела название в соответствие с содержанием. 
 

 

1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды.

Нормирование в  области охраны окружающей среды  осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности.

В основе системы  нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого  воздействия на окружающую среду. Ст. 19 «Основы нормирования в области  охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области  охраны окружающей среды», а также  государственных стандартов и иных нормативных документов.

Нормативы и нормативные  документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и  техники с учетом международных  правил и стандартов в области  охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды  осуществляется в порядке, установленном  Правительством РФ. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды  включает в себя:

– проведение научно-исследовательских  работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

– проведение экспертизы, утверждение и опубликование  нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

– установление оснований  разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

– осуществление  контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

– формирование и  ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

– оценку и прогнозирование  экологических, социальных, экономических  последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Закон вносит определенность в круг субъектов, чья деятельность подлежит нормированию: нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  устанавливаются для юридических  и физических лиц – природопользователей (ст. 22). Действующие подзаконные нормативные акты говорят о предприятиях, учреждениях и организациях–природопользователях; индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. Известно, что граждане пока не рассматриваются в качестве субъектов отношений платности за загрязнение ими окружающей среды.

Особый практический интерес в связи с тенденциями  децентрализации управления представляет компетенция региональных органов  власти в сфере нормирования.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к их полномочиям отнесены: разработка и утверждение нормативов, государственных  стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных  на федеральном уровне. Принятые позднее подзаконные нормативные акты Правительства РФ устанавливают следующее.

Индивидуальные предприниматели  и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.

 

2. Классификация экологических  нормативов в сфере  охраны окружающей  среды. 

Нормативы в области  охраны окружающей среды – установленные  нормативы качества окружающей среды  и нормативы допустимого воздействия  на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется  биологическое разнообразие.

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые  установлены в соответствии с  физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и  при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются  для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического  фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

– нормативы, установленные  в соответствии с химическими  показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы  предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные  вещества;

– нормативы, установленные  в соответствии с физическими  показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные  в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и  групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также  нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

– иные нормативы  качества окружающей среды.

Нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  – нормативы, которые установлены  в соответствии с показателями воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых  соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и  микроорганизмов – нормативы, которые  установлены для субъектов хозяйственной  и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в  окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в  установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при  соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы образования  отходов производства и потребления  и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего  излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) – нормативы, которые установлены  в соответствии с уровнями допустимого  воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы  качества окружающей среды;

– нормативы допустимого  изъятия компонентов природной  среды – нормативы, установленные  в соответствии с ограничениями  объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных  объектов, обеспечения устойчивого  функционирования естественных экологических  систем и предотвращения их деградации;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду- – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

– нормативы иного  допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, устанавливаемые  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации в целях  охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В числе нормативов допустимого воздействия Федеральный  Закон «Об охране окружающей среды» вводит нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду.

Он рассматривается  как вид нормативов допустимого  воздействия (ч. 1 ст. 22) и в этом своем  качестве устанавливается хозяйствующим  субъектам (ч. 1 ст. 27). Но одновременно с  тем нормативы допустимой антропогенной  нагрузки наряду с нормативами качества и технологическими нормативами  служат исходными (данными) при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов (ч. 1 ст. 23).

Кроме того, нормативы  допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются  по каждому виду воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию  всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях (ч. 2 ст. 27) – и в этой трактовке  нормативы уже отрываются от конкретных хозяйствующих субъектов и привязываются  к территориям.

Практический интерес  представляет также введение технологических  нормативов, которые рассматриваются  в качестве исходных при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов для  стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду наряду с нормативами допустимой антропогенной нагрузки и нормативами  качества окружающей среды (ч. 1 ст. 23).

Информация о работе Стандартизация в области охраны окружающей среды