Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:19, реферат
Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.
Введение … 2
1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды … 3
2. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды … 4
3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды …10
4. Правовые основы экологической сертификации …11
Заключение …12
Литература …14
Технологические нормативы
устанавливаются для
В то же время, технологический
норматив – норматив допустимых выбросов
и сбросов веществ и
Последняя формулировка дана приближенно к определению технического норматива выброса, введенному Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 1). По совокупности приведенных понятий, роль технологических нормативов состоит, видимо в обосновании и формировании конкретных величин допустимых выбросов и сбросов. Использование технологических нормативов в расчетах может стать инструментом стимулирования перехода предприятий на более совершенные технологии.
Федеральный закон
«Об охране атмосферного воздуха» (ст.
12) рассматривает технические
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» сохраняет известное отступление от общего смысла экологических требований – лимиты на выбросы и сбросы, которые согласно ч. 3 ст. 23 могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Соответствующие разрешения
действуют только в период проведения
мероприятий по охране окружающей среды,
внедрения наилучших
Установление лимитов
на выбросы и сбросы допускается
только при наличии планов снижения
выбросов и сбросов, согласованных
с органами исполнительной власти,
осуществляющими
Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ . Полномочия органов власти субъектов РФ в части утверждения нормативов здесь не устанавливаются, но применение этих документов надлежит осуществлять с учетом положений Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Введен новый вид нормативов – нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26), которые определяются природноресурсовым законодательством. Включение данного положения в природоохранный Закон объясняется необходимостью подчеркнуть, что такие нормативы устанавливаются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Помимо нормативов качества и нормативов воздействия, Федеральный законом «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность установления иных нормативов.
Ст. 28 «Иные нормативы в области охраны окружающей среды» допускает их установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если сравнивать виды нормативов по действующему и по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон.
Но исключение этих
показателей из числа нормативов
выглядит логично в структуре
главы V настоящего Закона, поскольку
они должны регулироваться другим законодательством
– санитарным, о безопасном применении
пестицидов и агрохимикатов и т.п. Заинтересованные
региональные органы могут проанализировать,
какие же именно нормативы из числа природоохранных
остались за рамками Закона, и установить
их самостоятельно.
3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды.
Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» в ст.
29 «Государственные стандарты и
иные нормативные документы в
области охраны окружающей среды» объединяет
стандарты и иные нормативные
документы, устанавливая для них
общий предмет регулирования: требования,
нормы и правила в области
охраны окружающей среды к продукции,
работам, услугам и соответствующим
методам контроля; ограничения хозяйственной
и иной деятельности в целях предотвращения
ее негативного воздействия на окружающую
среду; порядок организации
Однако поскольку
установление государственных стандартов
регулируется специальным законодательством
(Закон РФ «О стандартизации» определяет
стандартизацию как деятельность по
установлению норм, правил и характеристик
в целях обеспечения
4.
Правовые основы
экологической сертификации.
Согласно Федеральному
закону «О сертификации продукции и
услуг» обязательная сертификация осуществляется
в случаях, предусмотренных
Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» заложил
основы для развития правового регулирования
отношений сертификации по экологическим
требованиям. Ч. 1 ст. 31 закона «Экологическая
сертификация» устанавливает, что
«Экологическая сертификация проводится
в целях обеспечения
Ч. 2 ст. 31 закона допускает обязательную экологическую сертификацию: «Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной», но практическое значение нормы не велико, поскольку никакие случаи (основания), в которых она проводится, не приведены.
Возможно, законодатель счел достаточной ссылку на будущее подзаконное регулирование: «Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации». Порядок действительно может определяться Правительством.
Самое общее представление о существе процедуры дает указанная в ст. 31 цель ее проведения – «обеспечение экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации». Однако при этом не учитывается, что объектом сертификации является продукция, а не сама хозяйственная деятельность.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О сертификации продукции и услуг», сертификация осуществляется в частности, в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
Образцом юридически корректного введения обязательной сертификации могут служить нормы Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»: «Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.
Производство и
использование на территории Российской
Федерации технических, технологических
установок, двигателей, транспортных и
иных передвижных средств и
Сертификаты, подтверждающие
соответствие содержания вредных (загрязняющих)
веществ в выбросах технических,
технологических установок, двигателей,
транспортных и иных передвижных
средств и установок
Обеспечение работ
по сертификации возложено на Министерство
природных ресурсов РФ (подпункт 18 пункта
6 Положения о Министерстве природных
ресурсов Российской Федерации), которое
и должно подготовить проекты
соответствующих нормативных
Заключение
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 19). Поскольку Федеральный закон «Об охране окружающей среды» внес заметные изменения и в сложившийся порядок, и в перечень нормативов, есть основания к принятию нового документа, который объединил и заменил бы собой Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов (утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. №545) и Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461).
В отсутствие такого
нормативного акта реализация региональной
компетенции проблематична –
например, в части соблюдения всех
требований к разработке нормативов
(ст. 20), одним из которых является
«установление оснований
Однако отсутствие подобных оснований не исключает региональные инициативы, поскольку полномочия по нормированию предоставлены органам власти субъектов Федерации федеральным законом.
В основе системы нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду.
Ст. 19 «Основы нормирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области охраны окружающей среды», а также государственных стандартов и иных нормативных документов.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 №111ФЗ).
3. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года №22-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 №111-ФЗ).
4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года №96-ФЗ.
6. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461.
7. Васильева М.И. Новое в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». Комментарий. – М. Издательско-полиграфический комплекс НИА–Природа, 2002.
8. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
10. Экологическое право России (конспект лекций). – М: «Приор-издат», 2004.
11. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Информация о работе Стандартизация в области охраны окружающей среды