Стандартизация в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание

Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.

Содержание

Введение … 2
1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды … 3
2. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды … 4
3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды …10
4. Правовые основы экологической сертификации …11
Заключение …12
Литература …14

Работа состоит из  1 файл

экология моя.docx

— 28.98 Кб (Скачать документ)

Технологические нормативы  устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших  существующих технологий с учетом экономических  и социальных факторов (ч. 2 ст. 23).

В то же время, технологический  норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для  стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу  выпускаемой продукции (ст. 1).

Последняя формулировка дана приближенно к определению  технического норматива выброса, введенному Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 1). По совокупности приведенных понятий, роль технологических  нормативов состоит, видимо в обосновании  и формировании конкретных величин  допустимых выбросов и сбросов. Использование  технологических нормативов в расчетах может стать инструментом стимулирования перехода предприятий на более совершенные  технологии.

Федеральный закон  «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) рассматривает технические нормативы  выбросов и предельно допустимые выбросы как самостоятельные, устанавливаемые  альтернативно в зависимости  от указанных в самом этом законе характеристик источников выбросов.

Федеральный Закон  «Об охране окружающей среды» сохраняет  известное отступление от общего смысла экологических требований –  лимиты на выбросы и сбросы, которые  согласно ч. 3 ст. 23 могут устанавливаться  при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов.

Соответствующие разрешения действуют только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных  проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и  микроорганизмов.

Установление лимитов  на выбросы и сбросы допускается  только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных  с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ . Полномочия органов власти субъектов РФ в части утверждения нормативов здесь не устанавливаются, но применение этих документов надлежит осуществлять с учетом положений Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Введен новый вид  нормативов – нормативы допустимого  изъятия компонентов природной  среды (ст. 26), которые определяются природноресурсовым законодательством. Включение данного положения в природоохранный Закон объясняется необходимостью подчеркнуть, что такие нормативы устанавливаются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого  изъятия компонентов природной  среды и порядок их установления определяются законодательством о  недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области  охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных  видов природных ресурсов, установленными Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Помимо нормативов качества и нормативов воздействия, Федеральный законом «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность установления иных нормативов.

Ст. 28 «Иные нормативы  в области охраны окружающей среды» допускает их установление законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Если сравнивать виды нормативов по действующему и  по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно  допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон.

Но исключение этих показателей из числа нормативов выглядит логично в структуре  главы V настоящего Закона, поскольку  они должны регулироваться другим законодательством  – санитарным, о безопасном применении пестицидов и агрохимикатов и т.п. Заинтересованные региональные органы могут проанализировать, какие же именно нормативы из числа природоохранных остались за рамками Закона, и установить их самостоятельно.  

3. Стандартизация, как  правовое средство  охраны окружающей  среды.

Федеральный закон  «Об охране окружающей среды» в ст. 29 «Государственные стандарты и  иные нормативные документы в  области охраны окружающей среды» объединяет стандарты и иные нормативные  документы, устанавливая для них  общий предмет регулирования: требования, нормы и правила в области  охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим  методам контроля; ограничения хозяйственной  и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды  и управления такой деятельностью.

Однако поскольку  установление государственных стандартов регулируется специальным законодательством (Закон РФ «О стандартизации» определяет стандартизацию как деятельность по установлению норм, правил и характеристик  в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества, единства измерений, экономии всех видов ресурсов и т.д.), то в  рамках экологического законодательства могут приниматься нормативные  документы, не обладающие всеми юридическими свойствами стандартов, но как это следует из текста ст. 29, устанавливающие: ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью. При этом за органами охраны окружающей среды сохраняются права на разработку природоохранных и экологических требований для учета их в государственных стандартах. Практическое значение произведенного условного размежевания стандартов и иных документов состоит в уточнении собственной компетенции специально уполномоченного в области охраны окружающей среды органа по принятию подзаконных нормативных правовых актов в сфере нормирования. 

4. Правовые основы  экологической сертификации. 

Согласно Федеральному закону «О сертификации продукции и  услуг» обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 7).

Федеральный закон  «Об охране окружающей среды» заложил  основы для развития правового регулирования  отношений сертификации по экологическим  требованиям. Ч. 1 ст. 31 закона «Экологическая сертификация» устанавливает, что  «Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории Российской Федерации».

Ч. 2 ст. 31 закона допускает  обязательную экологическую сертификацию: «Экологическая сертификация может  быть обязательной или добровольной», но практическое значение нормы не велико, поскольку никакие случаи (основания), в которых она проводится, не приведены.

Возможно, законодатель счел достаточной ссылку на будущее  подзаконное регулирование: «Обязательная  экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации». Порядок действительно  может определяться Правительством. 

Самое общее представление  о существе процедуры дает указанная  в ст. 31 цель ее проведения – «обеспечение экологически безопасного осуществления  хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации». Однако при этом не учитывается, что  объектом сертификации является продукция, а не сама хозяйственная деятельность.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О сертификации продукции и  услуг», сертификация осуществляется в частности, в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Образцом юридически корректного введения обязательной сертификации могут служить нормы  Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»: «Производство и использование  топлива на территории Российской Федерации  допускаются только при наличии  сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.

Производство и  использование на территории Российской Федерации технических, технологических  установок, двигателей, транспортных и  иных передвижных средств и установок  допускаются только при наличии  сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ  в выбросах технических, технологических  установок, двигателей, транспортных и  иных передвижных средств и установок  техническим нормативам выбросов.

Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных  средств и установок техническим  нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива  установленным нормам и требованиям  охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации» (ч. 3–5 ст. 15).

Обеспечение работ  по сертификации возложено на Министерство природных ресурсов РФ (подпункт 18 пункта 6 Положения о Министерстве природных  ресурсов Российской Федерации), которое  и должно подготовить проекты  соответствующих нормативных правовых актов – о внесении дополнений в данный Закон и постановления  Правительства РФ о порядке проведения сертификации по экологическим требованиям.   
 

 

Заключение

Нормирование в  области охраны окружающей среды  осуществляется в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 19). Поскольку Федеральный закон «Об охране окружающей среды» внес заметные изменения и в сложившийся порядок, и в перечень нормативов, есть основания к принятию нового документа, который объединил и заменил бы собой Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов (утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. №545) и Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461).

В отсутствие такого нормативного акта реализация региональной компетенции проблематична –  например, в части соблюдения всех требований к разработке нормативов (ст. 20), одним из которых является «установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области  охраны окружающей среды».

Однако отсутствие подобных оснований не исключает  региональные инициативы, поскольку  полномочия по нормированию предоставлены  органам власти субъектов Федерации  федеральным законом.

В основе системы  нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого  воздействия на окружающую среду.

Ст. 19 «Основы нормирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области  охраны окружающей среды», а также  государственных стандартов и иных нормативных документов.

  
 
 
 
 

Литература 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 №111ФЗ).

3. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года №22-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 №111-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ.

5. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года №96-ФЗ.

6. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461.

7. Васильева М.И. Новое в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». Комментарий. – М. Издательско-полиграфический комплекс НИА–Природа, 2002.

8. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

10. Экологическое право России (конспект лекций). – М: «Приор-издат», 2004.

11. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Информация о работе Стандартизация в области охраны окружающей среды